Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 07:06, контрольная работа

Описание

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является центральный банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
Основные инструменты, которыми располагает центральный банк, включают:
1) регулирование официальных резервных требований;
2) операции на открытом рынке;
3) манипулирование учетной ставкой процента.

Содержание

1. .Денежно-кредитная политика. 3
2. Инструменты денежно-кредитной политики. 4
3. Политика «дешевых» и «дорогих» денег. 9
Список использованных источников 14
Задача. 15

Работа состоит из  1 файл

ден-кред.политика.docx

— 40.91 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Денежно-кредитная политика.                                                 3

2.Инструменты денежно-кредитной  политики.                          4

3.Политика «дешевых» и «дорогих»  денег.                               9

          Список  использованных источников                                              14  

Задача.                                                                                         15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика «дорогих» и  политика «дешевых» денег: характеристика и условия проведения.

1. Денежно-кредитная политика.

 

Денежно-кредитная политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) — это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для  достижения преследуемых ими целей  и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является центральный банк, направлена главным образом на воздействие  на валютный курс, процентные ставки и  на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Центральный  банк обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты и в этих целях  координирует свою политику с другими  государственными органами. Чаще всего  денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической  политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Вместе с тем взаимоотношения  банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Главное место  здесь занимает так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов  взаимоотношения банка с бюджетом. Правительство ограничено в своих  действиях и обычно не вмешивается  в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Другой важный момент — единство денежно-кредитной и валютной политики. Центральный банк никогда не замыкается на поддержании внутренней стабильности национальной денежной единицы уже  потому, что купля-продажа валюты прямо отражается на ликвидности банковской системы и связана с эмиссией.

Различают «узкую» и «широкую»  денежно-кредитную политику. Под  «узкой» политикой имеют в  виду достижение оптимального валютного  курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и  других инструментов, влияющих на краткосрочные  процентные ставки. «Широкая» политика направлена на борьбу с инфляцией  через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

В современных условиях регулирование  ликвидности банковской системы подразумевает контроль за денежным обращением в самом широком смысле и за ростом объема кредитования. Не случайно в не-которых странах в качестве широкого показателя денежной массы ис-пользуется показатель ликвидности. С распространением монетаризма более эффективным стало считаться воздействие на денежную массу, а не на процентные ставки, хотя отделить эти процессы невозможно. Особую проблему составляет международный аспект денежно-кредитной политики, т.е. вопросы валютного курса, резервов, платежного баланса.

С другой стороны, денежно-кредитная  политика должна быть четко увязана  с бюджетной и налоговой политикой.

Центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с  помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке  и реже по традиции.

 

2.Инструменты денежно-кредитной политики.

 

Инструментарий денежно-кредитной  политики развитых государств необычайно широк. Использование различных  инструментов сильно варьируется в  зависимости от философии экономической  политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.

Основные инструменты, которыми располагает  центральный банк, включают:

1)  регулирование официальных резервных требований;

2)  операции на открытом рынке;

3)  манипулирование учетной ставкой процента.

В настоящее время обязательные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банка, либо в виде депортов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Обязательные резервы выполняют  две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической  ситуации.

Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым центральным  банком для регулирования объема денежной массы в стране. Управляя нормой резервирования, центральный  банк оказывает влияние на уровень  прибыльности коммерческих банков, повышая  либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя  размеры кредитно-депозитной эмиссии, центральный банк управляет величиной  и темпами изменения денежной массы.

Вместе с тем обязательные резервы  во многом представляют собой административно-количественный инструмент, и по мере развития финансовых рынков его использование уменьшилось (в некоторых странах максимальный размер фиксируется в законе во избежание злоупотреблений). В ряде случаев резервные требования были полностью отменены как малоэффективные или их размер существенно снижен.

Операции на открытом рынке —  официальные операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг  в банковской системе.

При покупке центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают  на их корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина свободных  резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в  том числе ссудных, операций с  клиентурой. В случае продажи центральным  банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, суммы их свободных резервов уменьшаются, а в банковской системе  в целом происходит сокращение кредитных  ресурсов и повышение их стоимости, что отражается на общей величине денежной массы.

Операции центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают  быстрое корректирующее воздействие  на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность  использования центральным банком данного инструмента состоит  в том, что периодичность и  масштабы проведения операций определяются по усмотрению центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная операция заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно  развитых стран на открытом рынке  достигает от 82 до 99,6%.

Третий инструмент денежной политики — это дисконтная политика, или  изменение учетного процента. Традиционная функция Центрального банка —  предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой  процента. Изменяя эту ставку, центральный  банк может воздействовать на резервы  банков, расширяя или сокращая их возможности  в предоставлении кредита населению  и предприятиям. В зависимости  от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или  удешевление кредита вообще и  тем самым создаются условия  ограничения или расширения денежной массы в обращении.

При понижении учетной  ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%), по которому коммерческие банки предоставляют ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

.

При повышении учетной  ставки происходит обратный процесс. Оно  ведет к сокращению спроса на ссуды  Центрального банка, что замедляет  темпы роста (или сокращает) предложение  денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой ” кредит предприниматели  берут реже, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

.

Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения  гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет  Центральному банку регулировать предложение  денег. Это связано с тем, что  норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (депозит = R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика “дорогих денег”)

.

И, наоборот, понижение резервной  нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым  увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем  кредитования (политика “ дешевых  денег”)

Следует учитывать, что повышение  или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор.

 

 

 

3.Политика «дешевых» и «дорогих» денег.

 

В зависимости от экономической  ситуации, которая складывается в  тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег (экспансионистская денежно-кредитная политика) характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель — сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?

Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить  собственные резервы. Во-вторых, центральный  банк осуществляет покупку государственных  ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая  их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

  • стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями  данной политики могут стать:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем  году:

  • расширение спроса снизит темпы падения производства;
  • решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;
  • сохранится высокая инфляция;
  • продолжится снижение курса рубля;
  • произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
  • сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Информация о работе Денежно-кредитная политика