Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 07:06, контрольная работа

Описание

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является центральный банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
Основные инструменты, которыми располагает центральный банк, включают:
1) регулирование официальных резервных требований;
2) операции на открытом рынке;
3) манипулирование учетной ставкой процента.

Содержание

1. .Денежно-кредитная политика. 3
2. Инструменты денежно-кредитной политики. 4
3. Политика «дешевых» и «дорогих» денег. 9
Список использованных источников 14
Задача. 15

Работа состоит из  1 файл

ден-кред.политика.docx

— 40.91 Кб (Скачать документ)

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками  предложения денег будут эмиссионное  рефинансирование банковской системы  и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что  представляет высокие риски для  финансовой стабильности.

Политика «дорогих» денег (рестрикционная денежно-кредитная политика) имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снижать темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:

1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;

2) продажа центральным банком  государственных ценных бумаг на открытом рынке;

3)  увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и  правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

  • стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

  • сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • снижение устойчивости банковской системы;
  • ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем  году:

  • стабилизация курса рубля;
  • рост сбережений населения;
  • снижение темпов роста кредитования;
  • сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
  • увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
  • сокращение спроса и снижение объемов производства;
  • падение инвестиционной активности;
  • рост числа банкротств предприятий и банков.

Политика "дорогих" денег как  рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной  степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с  использованием целевых государственных  программ.

В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически — локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное  развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного  комплекса делают исключительно  важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий  и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Денежно-кредитная политика как рестрикционного, так и экспансионистского типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной – на отдельные кредитные институты либо на их группы или на определенные виды банковской деятельности.

Селективная денежно-кредитная  политика позволяет Центральному банку  оказывать выборочное воздействие  в определенном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и тд.), лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление предельного уровня маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

Выбор типа проводимого денежно-кредитного регулирования, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков ведется Центральным банком в каждом конкретном случае с учетом состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики обязательно утверждаются законодательным органом. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем, насколько дестабилизация денежного обращения вызвана “чисто” монетарными, а не общеэкономическими или политическими факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список использованных  источников

  1. Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций./С.А. Осташов ( и др.).- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 448с.
  2. Экономическая теория. Учебник./ Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – 448с.
  3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 416 с.
  4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс./ Ф.Ф. Стерликов (и др.) – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 1998-608с.
  5. Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие/ Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспект, 2009. – 336с.

         6.     Экономическая теория: учебник/ Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Эксмо,2011. – 736 с. – (Новое экономическое образование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №2.

Определите состояние  государственного бюджета в n-м году и величину дефицита (профицита) по следующим данным:

  • налоговые поступления – 90 млрд.р.,
  • государственные закупки – 70 млрд.р.,
  • трансфертные выплаты – 30 млрд.р.,
  • государственный долг – 40 млрд.р.,
  • процентные выплаты по государственному долгу – 15 % годовых.

 

Решение:

Расходы госбюджета: 70 +30 + (40 х 0,15) = 100 + 6 =106

90 – 106 = -16 млрд.р. => значит, бюджет дефицитен.

Ответ: величина дефицита составляет 16 млрд.р.

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика