Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:37, реферат
Непосредственным проводником государственной денежно-кредитной политики является Немецкий федеральный банк. Он осуществляет ее в трех основных формах: манипулирование учетной ставкой; операции на открытом рынке; регулирование норм обязательных резервов кредитных учреждений.
Вступление -------------------------------------------------------------------------1
1. Особенности денежной системы Германии после первой и второй мировой войны----------------------------------------------------------2
2. Инфляция в ФРГ, ее особенности-----------------------------------------4
3. Валютное положение----------------------------------------------------------6
4. Кредитная система-------------------------------------------------------------8
Вывод -------------------------------------------------------------------------------16
Список литературы ------------------------------------------------------------18
План:
Вступление ------------------------------
1. Особенности денежной системы Германии после первой и второй мировой войны-------------------------
2. Инфляция в ФРГ, ее особенности-------------------
3. Валютное положение---------------------
4. Кредитная система-----------------------
Вывод ------------------------------
Список литературы ------------------------------
Вступление:
До 70-х годов XIX в. Германия не имела единой денежной системы. К этому времени на ее территории находилось более двадцати государств и княжеств, которые пользовались семью различными монетными системами. Все эти системы, за исключением бременской (золотой талер), основывались на серебряном монометаллизме. Золотые монеты — фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты — обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Наряду с монетами обращались бумажные деньги 21 немецкого государства и банкноты 33 эмиссионных банков.
В результате политического объединения Германии, осуществленного «сверху» Бисмарком, в начале 70-х годов XIX в. складывается единая денежная система. Германия первая из стран европейского континента перешла к золотому монометаллизму в 1871—1873 гг. (золотое содержание марки составляло 0,358423 г чистого золота). В этом буржуазия и прусская военщина усматривали средство усиления военной мощи и орудие борьбы за мировые рынки. В 1875 г. аналогично английской системе был установлен максимальный размер не обеспеченной золотом эмиссии (250 млн. марок). В последующие годы этот лимит не раз увеличивался и в 1911 г. составил 550 млн. марок.
1. Особенности денежной системы Германии после первой и второй мировой войны
В начале первой мировой войны был прекращен размен банкнот на золото и отменен золотомонетный стандарт. В результате военной и особенно послевоенной инфляции сумма бумажных денег в обращении достигла к концу 1923 г. 496 квинтильонов марок, покупательная сила марки упала более чем в триллион раз против довоенного уровня. С целью стабилизации валюты в конце 1923 г. были выпущены рентные марки. Денежная реформа 1924 г. заключалась в обмене вновь выпущенных рейхсмарок на рентную по номиналу, а на старые марки по соотношению 1 рейхсмарка=1 триллиону марок. В Германии был введен золото-девизный стандарт. Норма обеспечения банкнотной эмиссии золотом и иностранной валютой была установлена в размере 40%. Германия заимствовала ряд положений из Федерального резервного акта 1913 г. США, в частности прогрессивный налог на эмиссию банкнот сверх установленных норм покрытия. Стабилизации валюты содействовали иностранные займы.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к краху золото-девизного стандарта в Германии и системе неразменных на золото кредитных денег, приблизившихся по сущности к бумажным деньгам.
В 1939 г. фашистское правительство приняло закон о покрытии банкнот не только коммерческими векселями, но и казначейскими (золото и иностранная валюта лишь формально зачислялись в качестве обеспечения). Агрессивная политика фашистского правительства, сопровождавшаяся непрерывным увеличением военных расходов, вызывала постоянный рост эмиссии кредитных денег. На военные приготовления было истрачено 90 млрд. рейхсмарок, из которых 2/3 было покрыто за счет обычных поступлений в государственный бюджет (налоги),. а 1/3 — за счет государственного долга, размещенного преимущественно в кредитной системе. Из общей суммы государственного долга накануне войны в 50 млрд. рейхсмарок на долю кредитной системы приходилось 34 млрд. рейхсмарок, или 70%.
В период второй мировой войны все государственные расходы Германии исчислялись в 680 млрд. рейхсмарок, из них военные— 620 млрд. рейхсмарок, или свыше 90%. Приблизительно 3/4 государственных расходов было покрыто внутренними источниками и 1/4 за счет внешних. На прирост государственного долга приходилось около 330 млрд. рейхсмарок, т. е. почти 1/2 всех расходов гитлеровской империи во время войны. На конец 1944 г. свыше 72% государственного долга размещалось в кредитной системе.
За годы второй мировой войны только наличноденежная масса в обращении выросла с 10,4 млрд. до 73 млрд. рейхсмарок, а депозитно-чековая эмиссия — более чем в четыре раза. Кроме того, имел место выпуск оккупационных марок (84 млрд.), для покрытия расходов на захваченных территориях.
Поражение во второй мировой войне привело к полному расстройству экономики и финансов Германии, которые целиком были подчинены целям военной агрессии. Денежное обращение находилось в состоянии хаоса, процветал «черный рынок».
В июне 1948 г. западные державы издали закон о сепаратной денежной реформе, чем положили начало расколу страны. Выпущенные в обращение новые марки обменивались на старые рейхсмарки по соотношению 10:1, за исключением 60 марок на каждого жителя, обмененных по номиналу. По такому же соотношению переоценивались вклады в кредитных учреждениях! Лавина суммы переоцененных вкладов была зачислена на блокированные счета. Законом от 4 октября 1948 г. 70% блокированных счетов было аннулировано. Таким образом, фактически переоценка была произведена по соотношению 6,5 новых марок за/ 100 старых. В результате денежной реформы трудящиеся потеряли 95% своих сбережений. В то же время не предусматривалось ограничений при обмене сумм, нажитых на войне и спекуляции, чем воспользовалась буржуазия. В прямом выигрыше оказались капиталистические монополии также в связи с уменьшением их долгов в десять раз, что освободило их от основной суммы задолженности. В этом сказался антидемократический характер сепаратной денежной реформы. Одновременно с выпуском новой денежной единицы были отменены ограничения на рост цен по большинству предметов потребления и средств производства, что усилило инфляционный процесс и отразилось на положении марки на валютных рынках. В мае 1949 г., когда принималась конституция, узаконившая раскол страны и образование ФРГ, курс западногерманской марки был установлен в размере 3,33 марки за 1 долл. Однако инфляция подрывала устойчивость марки и 28 сентября 1949 г. она была девальвирована на 20,7%; курс по отношению к доллару США был снижен до 4,20 марки за доллар. В 1953 г. после вступления ФРГ в МВФ было зафиксировано золотое содержание марки в 0,211588 г чистого золота, но золотое обеспечение и размен банкнот на золото не предусматривались.
Денежная масса в ФРГ исчисляется в двух агрегатах: М1 и М2. В агрегат М1 включаются банкноты, монеты и остатки на счетах до востребования. В агрегат М2 включены также вклады сроком до четырех лет («подобие денег»). На конец 1975 г. денежная масса, исчисленная по агрегату М1 составляла 183,3 млрд. марок, в том числе наличная (банкноты и монеты)—56,5 млрд. марок и остатки на счетах до востребования — 126,8 млрд. марок. Денежная масса по агрегату М2 составляла на эту же дату 284,2 млрд. марок, в том числе 100,9 млрд. марок — остатки на срочных счетах до четырех лет («подобие денег»).
2. Инфляция в ФРГ, ее особенности
В ФРГ инфляционный процесс претерпел существенные изменения. Прежде всего это относится к масштабам обесценения денежных единиц. В 50-е годы цены на продукцию промышленных предприятий и индекс стоимости жизни росли темпами около 2% в год. В 60-е годы средние темпы роста цен предприятий сократились до 1%, а цен на потребительские товары ускорились до 2,7% в год. Коренным образом изменилась ситуация в 70-е годы. В 1970—1975 гг. ежегодные темпы прироста цен предприятий приблизились к 5%, цены на предметы потребления находились на уровне 6%, а ВНП — около 7% вследствие высоких цен по заказам государства. В целом за весь период с 1950 по 1975 г. покупательная способность западногерманской марки упала до 50%. Если до 70-х годов речь шла об «умеренной» инфляции и инфляции «рысью», то в 70-е годы она стала «галопирующей». Инфляция — многофакторное явление, и лишь анализ всех факторов может дать о ней полное представление. Причинами инфляции в ФРГ являются: дефицитное финансирование особенно в результате непроизводительных военных расходов государства; монопольное взвинчивание цен; внешняя экспансия, имеющая своим следствием активное и пассивное воздействие на расширение платежеспособного спроса внутри страны («импортируемая» инфляция); кредитная экспансия.
Важным инфляционным фактором служит дефицитное финансирование. Так, в 1975 г. дефицит государственного бюджета достиг невиданного за послевоенный период размера в 75 млрд. марок, а государственный долг составил на конец 1975 г. 317,8 млрд. марок.
Существенным фактором роста цен в ФРГ является внешнеэкономическая экспансия. Актив платежного баланса за 1967— 1975 гг. составил 51,7 млрд. марок, что дало прирост золотовалютных резервов в 47,8 млрд. марок. Последние увеличили денежную массу в обращении, ибо на их основе выпускали дополнительные марки. Следовательно, «импортируемая» инфляция была важным фактором роста внутренних цен на протяжении длительного времени послевоенной экономической экспансии. Она воздействовала на цены с двух сторон — со стороны непосредственного расширения денежной массы из-за актива платежного баланса и ввиду превышения вывоза над ввозом, т. е. со стороны внутреннего товарооборота. Кроме того, инфляция усиливалась в ФРГ и в результате притока краткосрочных иностранных капиталов, а также из-за роста импортных цен.
Немаловажное значение для инфляционного процесса в ФРГ имеет депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков. Однако главная причина современной инфляции в ФРГ — это взвинчивание цен монополиями. Последние, опираясь на свою силу и поддержку государства, повышают цены на продукцию даже в периоды кризисов, чего не наблюдалось ранее.
3. Валютное положение
С 1950 по 1975 г. платежный баланс ФРГ девять раз сводился с дефицитом на общую сумму 32,6 млрд. марок и 17 раз показал положительное сальдо на общую сумму и 112,1 млрд. марок. Следовательно, общий актив платежного баланса ФРГ за 1950—1975 гг. составил 79,5 млрд. марок. Это привело к увеличению золотовалютных резервов Немецкого федерального банка (в конце 1975 г. 86,4 млрд. марок, в том числе золото— 14 млрд. марок).
Актив платежного баланса и крупные золотовалютные резервы определяли прочные позиции западногерманской марки на международной арене. После 1949 г. западногерманская марка ни разу не была девальвирована, напротив, шесть раз проводилась ее ревальвация.
ФРГ первая из западноевропейских стран ввела полную обратимость своей валюты 29 декабря 1958 г. 6 марта 1961 г. официальный курс марки по отношению к доллару и другим валютам был повышен на 5% (с 4,2 до 4 марок за 1 долл. США), соответственно золотое содержание было установлено в 0,222168 г чистого золота. В результате второй ревальвации (27 октября 1969г.) официальный курс марки был увеличен на 9,3% (до 3,66 марки за 1 долл.). Третья ревальвация марки (21 декабря 1971 г.) осуществлялась одновременно с девальвацией доллара, что выразилось в повышении ее курса по отношению к доллару на 13,58% (3,2225 марки за 1 долл.) и увеличение золотого содержания на 4,61%.
Отличительной особенностью двух последующих ревальвации марки (19 марта 1973 г. — на 3% и 29 июня 1973 г. — на 5,5%) является, во-первых, то, что марка была ревальвирована не по отношению к доллару, а к СДР; во-вторых, прекратилась фиксация золотого содержания марки; в-третьих, они были проведены в условиях кризиса бреттонвудской системы и перехода капиталистических валют к «плавающим» курсам; наконец, в-четвертых, ревальвации были обусловлены созданием системы «европейской валютной змеи», в которой ФРГ занимает господствующее положение.
Ревальвация марки 18 октября 1976 г. была проведена дифференцированно: по отношению к голландскому гульдену и бельгийскому франку — на 2%, к норвежской и шведской кронам — на 3 и к датской кроне — на 6%. Дело в том, что гульден и бельгийский франк еще могли поддерживать свои курсы внутри «змеи»; остальные валюты были не способны к этому и менее всех датская крона. Чтобы сохранить «змею», нужно было соответственно изменить паритет составляющих ее валют. Оберегая таким образом валютную «змею», в ФРГ стремятся не только сохранить, но и усилить свое влияние в странах своеобразной новой валютной группировки.
Последовательно проводимые ревальвации марки содействовали росту экспорта капитала ФРГ, особенно в 70-е годы. С 1971 по 1975 г. только прямые капиталовложения концернов ФРГ за границей составили 25 млрд. марок, что превысило размеры их иностранных инвестиций за все предыдущие послевоенные годы. Общая сумма прямых капиталовложений ФРГ за границей достигла к концу 1975 г. 42 млрд. марок.
4. Кредитная система
Кредитная система ФРГ в основном унаследовала структуру и функции, существовавшие до разгрома гитлеровской Германии. В первые послевоенные годы ведущие звенья — центральный банк и банковские монополии (гроссбанки) — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк — подверглись реорганизации. Потребовался определенный период для их полного восстановления.
Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) является преемником Рейхсбанка, созданного 14 марта 1875 г. Наряду с Рейхсбанком эмиссию банкнот осуществляли вначале еще 32 частных банка, но к 1 апреля 1875 г. 14 из них отказались от эмиссионного права из-за введения строгого устава. После первой мировой войны действовали только четыре частных эмиссионных банка, роль которых была незначительна, с 1935 г. эти банки потеряли право эмиссии банкнот. Руководство Рейхсбанком осуществлялось до 1924 г. рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В 1924 г. в связи с осуществлением плана Дауэса Рейхсбанк был объявлен независимым от германского правительства. При нем были созданы: Генеральный совет, состоявший наполовину из иностранцев, и должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот. Таким путем осуществлялось иностранное вмешательство в банковское дело Германии. В 1933 г. фашисты упразднили Генеральный совет. Закон о кредитной системе от 5 декабря 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе. В конце войны у Рейхсбанка находилась 1/5 всего портфеля военного государственного долга и не менее 1/3 краткосрочного.
После разгрома фашистской Германии в советской зоне все отделения Рейхсбанка были закрыты, в западных зонах они продолжали действовать, хотя и лишились единого центра. В конце 1946 г. в американской зоне оккупации Германии, а затем в английской и французской на базе филиалов Рейхсбанка в пределах каждой земли был создан свой центральный банк. Капиталы образованных таким образом 11 центральных банков состояли из взносов коммерческих и прочих банков. Структура эмиссионной банковской системы Германии напоминала ФРС США. Однако вскоре (12 февраля 1948 г.) был создан государственный Банк немецких земель (БНЗ) вначале для Бизоний, а затем с присоединением к нему центрального банка французской зоны — для всей Западной Германии. Его капитал в 100 млн. марок состоял из взносов земельных центральных банков. БНЗ осуществлял операции только с центральными банками земель, правительством и иностранными эмиссионными банками. БНЗ устанавливал учетные ставки, определял минимальные резервы центральных банков земель, регулировал их платежные отношения, проводил операции на открытом рынке, использовал монопольное право выпуска банкнот. По закону 1957 г. БНЗ слился с центральными банками земель и Центральным западноберлинским банком в единый центральный банк — Немецкий федеральный банк.
Важнейшие операции Немецкого федерального банка включают: эмиссию банкнот, операции с золотом и девизами, кассовое исполнение бюджета, кредитование государства и международных организаций; учетную политику, операции на открытом рынке, регулирование банковских резервов (вклады) и т. д.