Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:37, реферат
Непосредственным проводником государственной денежно-кредитной политики является Немецкий федеральный банк. Он осуществляет ее в трех основных формах: манипулирование учетной ставкой; операции на открытом рынке; регулирование норм обязательных резервов кредитных учреждений.
Вступление -------------------------------------------------------------------------1
1. Особенности денежной системы Германии после первой и второй мировой войны----------------------------------------------------------2
2. Инфляция в ФРГ, ее особенности-----------------------------------------4
3. Валютное положение----------------------------------------------------------6
4. Кредитная система-------------------------------------------------------------8
Вывод -------------------------------------------------------------------------------16
Список литературы ------------------------------------------------------------18
Коммерческие банки («кредитные банки»).Коммерческие банки занимают ведущее место в кредитной системе страны. К их числу относятся: три крупнейшие банковские монополии (гросс-банки) — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк; региональные коммерческие банки; филиалы иностранных банков; банкирские дома, или частные банкиры. Вплоть до 70-х годов XIX в. в кредитной системе Германии господствующее положение занимали частные банкирские дома. Со второй половины XIX в. начался бурный процесс учредительства акционерных банков, которые имели возможность аккумулировать капитал в больших размерах и предоставлять его в ссуду. Крупнейшие коммерческие акционерные банки, занявшие в дальнейшем господствующее положение во всей кредитной системе Германии, были созданы в 70-е годы XIX в. В 1870 г. был учрежден в Берлине Немецкий банк, а в Гамбурге — Коммерческий и Учетный банки; в 1872 г. был образован Дрезденский банк. Вскоре они перевели свои правления в Берлин, распространив филиалы по всей стране. Расширение филиальной сети шло главным образом путем поглощения других ранее самостоятельных банков. К началу первой мировой войны «большая восьмерка» коммерческих банков располагала половиной вкладов всех коммерческих банков страны. Банкирские дома были потеснены и отошли на второй план.
После мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. из «восьмерки» остались три гроссбанка — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк, получившие название «большой тройки».
Акционерные коммерческие банки в отличие от других звеньев кредитной системы ФРГ и коммерческих банков ряда капиталистических стран являются универсальными банками, т. е. они могут заниматься всеми видами банковских операций, за исключением банкнотной эмиссии и ссуд под ипотеки.
Гроссбанки. Согласно Потсдамскому соглашению, на заседании Контрольного Совета 21 октября 1946 г. было решено ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи немецких банков. Однако это решение было выполнено только на территории советской зоны оккупации.
Иное дело было в западных зонах. В 1945 г. в американской зоне оккупации была разрешена деятельность гроссбанков. Вскоре этому последовали англичане и французы, так что в 1946 г. были восстановлены филиалы гроссбанков.
На базе филиалов трех гроссбанков (Немецкий банк, Дрезденский банк, Коммерческий банк) были образованы 30 самостоятельных региональных банков; их операции были строго ограничены пределами земель, в которых они функционировали. Кроме того, по одному банку от трех гроссбанков было образовано в Западном Берлине на базе их старых отделений. Новые банки стали называться банками — преемниками старых гроссбанков и наряду с их новым названием в скобках ставилось название прежнего гроссбанка, филиалом которого они раньше являлись.
По мере восстановления западногерманского империализма гроссбанки шаг за шагом отвоевывали свои позиции, опираясь на банковский закон от 29 марта 1952 г. («Гроссбанкгезетц»), официально легализовавший деятельность гроссбанков. Вся территория Западной Германии была разбита на три района (север, запад, юг), в котором каждый из трех гроссбанков имел одного преемника. Таким образом, их стало 9 вместо прежних 30. Это означало большой шаг по пути концентрации и централизации банковского капитала и восстановления его прежних позиций.
Законом «Об отмене ограничений в области открытия отделений кредитных институтов» (второй закон о гроссбанках), вступившим в силу 24 декабря 1956 г., был открыт путь к окончательному объединению преемников Немецкого банка (в апреле 1957 г.), Дрезденского банка (в мае 1957 г.), Коммерческого банка (в конце 1958 г.). Таким образом в ФРГ вновь действуют прежние банковские монополии — Немецкий банк, Дрезденский банк и Коммерческий банк. В конце 1975 г. гроссбанки, составляя менее 1 % общего числа коммерческих банков, сосредоточили у себя около 41% вкладов и 40% кредитов всех коммерческих банков. Монопольные позиции гроссбанков в кредитной системе обеспечиваются их местом в структуре финансового капитала, связями с монополиями других отраслей хозяйства.
Специальные кредитные учреждения. Наряду с центральным банком, стоящим над всеми кредитными учреждениями, и коммерческими банками, операции которых носят универсальный характер, кредитная система ФРГ включает звенья, отличающиеся четко выраженной специализацией. Это относится как к пассивным, так и активным операциям следующих кредитных учреждений: сберегательных касс, ипотечных банков, государственных кредитных учреждений, банков потребительского кредита, кредитных товариществ, страховых обществ, инвестиционных компаний.
Сберегательные кассы.Почти все сберегательные кассы в ФРГ являются государственными. Как по числу, так и по величине активов они значительно превышают ведущее звено кредитной системы — коммерческие банки. Основу их пассивов, или привлеченных средств, составляют сбережения населения. Активные операции сберегательных касс сводятся главным образом к выдаче долгосрочных ипотечных и коммунальных займов. В настоящее время насчитывается около 700 сберегательных касс с 17 тыс. отделений. Центральным органом муниципальных сберегательных касс являются 12 жироцентралей. Возглавляет всю систему сберегательных касс и жироцентралей Немецкий коммунальный банк.
Ипотечные банки.. Германия является родиной ипотечного кредита. Большие потрясения происходили с ипотечными банками в периоды войн и инфляции, когда должники погашали свои обязательства обесцененными денежными знаками.
После второй мировой войны и сепаратной денежной реформы 1948 г. в Западной Германии начали деятельность 33 банка. В дальнейшем их число росло и достигло к концу 1975 г. 41 (27— частных и 14 — государственных). В большинстве частных ипотечных банков контрольные пакеты акций принадлежат гроссбан-кам. Главная активная операция ипотечных банков — предоставление долгосрочных ссуд под недвижимость. Средства для этого они привлекают путем продажи ценных бумаг.
Государственные кредитные учреждения. К этому звену кредитной системы относятся 19 государственных банков с суммой активов на конец 1975 г. в 103 млрд. марок. В их числе созданный в 1949 г. на основе «плана Маршалла» Банк восстановления, задачей которого было долгосрочное кредитование ведущих отраслей промышленности и экспорта в развивающиеся страны. Среднесрочное кредитование экспорта осуществляет созданный в 1952 г. Экспортный банк («Аусфуркредит»). В 1949 г. возрожден Сельскохозяйственный рентный банк для долгосрочного кредитования сельского хозяйства. В группу специальных кредитных учреждений входит Промышленный кредитный банк, Немецкий коммунальный банк, Банк выравнивания бремени и т. п. Цель их операций заключалась, во-первых, в оказании помощи частному сектору со стороны государства в послевоенный период восстановления экономики и, во-вторых, в усилении влияния государства на процесс воспроизводства. Основными статьями пассивов и активов являются долгосрочные займы и переходящие кредиты. Средства, которыми располагают специальные банки, поступают к ним большей частью из государственного бюджета в соответствии с целевым назначением.
Банки потребительского кредита. Первый банк потребительского кредита возник в Германии в 1926 г., накануне второй мировой войны их было уже 50, ныне—152, и они быстро развиваются. Важнейшими причинами роста служат трудности реализации продукции, прибыльность данной сферы деятельности, изменения структуры потребления и недостаточный платежеспособный спрос населения.
Из общего числа банков потребительского кредита в ФРГ выделяются два ведущих банка, на долю которых (включая их дочерние банки) приходится более 1/3 всех их активов: банк «Гефа» (Общество по финансированию сбыта) в Вуппертале и «Кунден-кредитбанк» в Дюссельдорфе.
В отличие от коммерческих банков, кредиты которых способствуют главным образом расширению производства товаров и предоставляются поэтому функционирующим капиталистам, банки потребительского кредита призваны помогать реализации произведенной продукции. Их кредит предоставляется, как правило, потребителям. К концу 1975 г. потребительский кредит всей кредитной системы составил 43 млрд. марок, в том числе 37,7% выдано банками потребительского кредита.
Кредитные товарищества. Эти кредитные учреждения возникли, как и акционерные банки, в XIX в. Процесс индустриализации страны вызвал огромный спрос на кредит, в котором особо острый недостаток ощущали мелкие и средние предприятия из-за меньшего доступа к рынку капиталов и банковскому кредиту. Отсюда и попытки создать собственные кредитные учреждения в форме кредитных товариществ. Кредитные товарищества возникали как в городах, так и в сельской местности. Кредитная кооперация представлена городскими и сельскими кредитными товариществами. Всего на конец 1975 г. было 5196 кредитных товариществ. Основной вид их операций — краткосрочное кредитование торговцев, мелких промышленников, ремесленников и зажиточных слоев деревни. Наряду с головным центральным учреждением (Немецкая касса кредитных товариществ) кредитные товарищества имеют 18 центральных региональных касс, в том числе 5 для городских кредитных товариществ и 13 — для сельскохозяйственных кредитных товариществ.
Страховые общества. Страховые учреждения ФРГ располагают огромными средствами, значительная часть которых предоставляется в кредит. В ФРГ действуют в общей сложности около 10 тыс. страховых учреждений, однако более 9 тыс. из них незначительны и балансы их не публикуются. В конце 1975 г. на 330 страховых компаний, дающих сведения Бундесбанку, приходилось свыше 90% активов всех страховых компаний. 110 из 330 являлись обществами но страхованию жизни с активами в 98,0 млрд. марок; 127 — обществами по страхованию имущества от несчастных случаев с активами в 27,9 млрд. марок.; 24 компании с активами в 9,2 млрд. марок занимаются перестрахованием. Кроме того, действуют 41 пенсионная касса, 28 обществ по страхованию болезней и т. п.
После второй мировой войны произошли существенные изменения в структуре вложений активов страховых компаний. На первое место в начале 50-х годов выдвигаются долгосрочные займы промышленности (удельный вес их до войны был незначительным), ас конца 50-х годов на второе место выходят кредиты под ценные бумаги. Классическая форма вложений страховых учреждений — ипотечный кредит — отошла на третье место.
Инвестиционные компании. В Германии вплоть до конца второй, мировой войны это звено кредитной системы фактически отсутствовало. Начало деятельности инвестиционных компаний в ФРГ относится лишь к середине 50-х годов. В настоящее время существуют более десятка инвестиционных обществ с активами в 24,5 млрд. марок (на конец августа 1976 г.). Сущность операций инвестиционных обществ заключается в том, что они реализуют свои сертификаты (или акции) и на привлеченные таким образом капиталы приобретают акции промышленных и других предприятий. Кроме средств, полученных от реализации сертификатов, инвестиционные общества обязаны по закону 1957 г. иметь основной капитал не менее 0,5 млн. марок.
Инвестиционные общества являются важным дополнительным орудием централизации капитала в руках банковских монополий. Путем продажи сертификатов и «народных акций» монополистический капитал пытается привлечь сбережения широких слоев населения и использовать их в своих интересах. Акции промышленных и торговых компаний, приобретаемые инвестиционными обществами, попадают к гроссбанкам и позволяют им формировать контрольные пакеты без затрат собственных средств.
Вывод :
Непосредственным проводником государственной денежно-кредитной политики является Немецкий федеральный банк. Он осуществляет ее в трех основных формах: манипулирование учетной ставкой; операции на открытом рынке; регулирование норм обязательных резервов кредитных учреждений.
Операции по переучету вначале не играли в Западной Германии значительную роль. Закон о кредитной системе 1962 г. усилил действенность учетной политики с помощью увязки уровня процентных ставок коммерческих банков (по активам и пассивам) с процентом центрального эмиссионного банка.
Для усиления воздействия дисконтной политики на ликвидность кредитных учреждений, а через нее на ход экономического развития Немецкий федеральный банк применяет также систему изменения лимитов переучета векселей. Однако эта мера используется слабо в западногерманской практике. До 1965 г. Немецкий федеральный банк проводил рестрикционную политику только в периоды подъема. Начиная с 1965—1966 гг. рестрикционные меры были направлены главным образом на борьбу с усилившейся инфляцией.
Операции на открытом рынке связаны с краткосрочными казначейскими векселями, среднесрочными беспроцентными казначейскими свидетельствами (до двух лет), а также импортно-складскими свидетельствами.
Немецкий федеральный банк, покупая или продавая государственные долговые обязательства, воздействует на ликвидность кредитных институтов в угодном для себя направлении. Эта форма косвенного воздействия на экономическое развитие тесно связана с учетной политикой и проводится либо одновременно, либо опережая ее. Операции на открытом рынке более приспособлены к краткосрочным конъюнктурным колебаниям, чем учетная политика, поскольку проценты по государственным бумагам быстрее воздействуют на ликвидность банков, чем изменения процента.
Наиболее действенной формой денежно-кредитной политики ФРГ является регулирование норм обязательных резервов для кредитных учреждений. Эти меры были предусмотрены в законе 1934 г., но практического применения в Германии не имели. В ФРГ им было отведено видное место после второй мировой войны. Изменение норм обязательных резервов в отличие от других мер императивно затрагивает кредитную деятельность коммерческих банков, ухудшая или улучшая их ликвидность. Сумма минимальных резервов была определена на конец 1975 г. в 39,8 млрд. марок, или 7,9% всех вкладов кредитных институтов (501,7 млрд. марок). Основные формы денежно-кредитной политики Немецкого федерального банка, как правило, применяются одновременно и в одном направлении. Например, во время рестрикционной политики учетная ставка растет, государственные долговые обязательства продаются по меньшим ставкам, нормы обязательных резервов увеличиваются.
Синхронное действие всех форм денежно-кредитного регулирования оказывает определенное влияние на ход экономического1 развития, однако не может устранить его цикличности, обусловленной противоречиями капиталистического процесса воспроизводства. Кроме внутренних факторов, на кредитно-денежную политику большое влияние оказывают внешние факторы. Зачастую цели внутренней и внешней политики требуют диаметрально противоположных мер денежно-кредитного регулирования, что еще больше обостряет капиталистические противоречия.
Список литературы:
1. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. — М.: Финстатинформ, 1995.
2. Банковское дело: Справ, пособие / Под ред. Ю. А. Бабичева. — М.: Экономика, 1992.
3. Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кролевецкой. — СПб.: Изд-во УЭФ, 1992. — Ч. 1, 2.
4. Брагинский С. Кредитно-денежная политика в Германии. — М.: Наука, 1989.
5. Буката В. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. — М.: Финансы, 1991.