Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 09:06, контрольная работа
Центральный банк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. Воздействуя на денежно-кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования.
Введение . . . . . . . . . 3
1. Денежно-кредитное регулирование экономики,
его методы и инструменты . . . . . . 4
2. Дисконтная (учетная), залоговая, валютная политика
Центрального банка . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . 16
Список литературы . . . . . . . 17
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: Деньги. Кредит. Банки
На тему: Денежно-кредитное регулирование на современном этапе
Вариант № 53
Выполнил:
Студент 2 курса
Иванова Нина Сергеевна
Содержание
Введение . . . . . . . .
1. Денежно-кредитное регулирование экономики,
его методы и инструменты . . . . . . 4
2. Дисконтная (учетная), залоговая, валютная политика
Центрального банка . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . .
Список
литературы . . . . . . . 17
Введение
Центральный
банк регулирует деятельность экономических
субъектов через денежно-
1. Денежно-кредитное регулирование экономики,
его методы и инструменты
Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой, мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
- процентные ставки по операциям Банка России и других банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок и укрепления курса рубля;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров в процентном отношении к обязательствам кредитной организации;
- операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
- рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей). Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
- валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);
- установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
В соответствии с Законом о «Центральном банке РФ» Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год для утверждения. Предварительно этот проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики должны включать анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Так, в соответствии с основными направлениями единой денежно-кредитной политики на 2001 г. Банком России намечено совершенствование системы процентных ставок по своим операциям. При этом во внимание будет приниматься необходимость повышения роли цены на финансовые ресурсы в реализации целей денежно-кредитной политики.
В связи с этим официальная ставка рефинансирования будет максимально приближаться к действующим ставкам финансового рынка. Процентные ставки по конкретным операциям Центрального банка РФ с учетом складывающихся условий денежного рынка будут устанавливаться таким образом, чтобы образуемый ими коридор позволял оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере, эффективно регулировать объем денежной массы в обращении. В условиях, когда еще не достигнут оптимальный для экономического роста и достаточно стабильный уровень процентных ставок на денежном рынке и в экономике, Банк России будет устанавливать процентные ставки по своим инструментам и на аукционной основе.
Рефинансирование банков будет осуществляться путем дальнейшего совершенствования действующих и внедрения новых рыночных механизмов, что позволит банкам более эффективно управлять своей ликвидностью. Для совершенствования системы рефинансирования банков, ускорения процедуры предоставления кредитов банкам, постепенной централизации этого процесса, снижения кредитного риска для Банка России, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов банкам будут предоставляться только обеспеченные кредиты. Наряду с использованием рыночных механизмов рефинансирования в рамках проводимой реструктуризации банковской системы по решению Совета директоров будет практиковаться также выдача банкам кредитов на поддержание их ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России планирует прекратить предоставление указанных кредитов.
В настоящее время ведется работа по дальнейшему совершенствованию системы кредитования и постепенной централизации этого процесса путем создания единого программного комплекса кредитных операций. Это будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и позволит банкам более эффективно управлять своей ликвидностью.
Изучается возможность разработки системы мер по формированию рынка краткосрочных и долгосрочных обязательств, эмитируемых предприятиями реального сектора экономики, и практического использования учета и переучета этих обязательств. С целью запуска реального механизма переучетного кредитования разработано положение 65-П «О проведении Банком России переучетных операций».
Предварительное блокирование банком государственных ценных бумаг на своем счете депо является одним из основных условий предоставления кредитов Банком России. Рыночная стоимость этих ценных бумаг (скорректированная на поправочный коэффициент, установленный Банком России) будет являться лимитом кредитования банка, в пределах которого ему гарантирована возможность в любой рабочий день получить ломбардный кредит и (или) однодневный расчетный кредит при условии выполнения банком установленных Банком России критериев.
По мере перехода к осуществлению расчетов в режиме реального времени Банк России планирует предложить банкам механизм внутридневного кредитования под обеспечение предварительно заблокированных ценных бумаг. Этот механизм предоставит банкам дополнительную возможность управления своей ликвидностью в течение дня.
Участие Центрального банка РФ в операциях с краткосрочными государственными ценными бумагами на открытом рынке будет ограничено выполнением задач денежного регулирования через управление ликвидностью коммерческих банков, поддержание ликвидности на рынке и сглаживание резких колебаний на рынке государственных ценных бумаг.
Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ будет активно применять практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг, используемых в качестве финансовых инструментов регулирования ликвидности. Абсорбирование краткосрочных избытков ликвидности банков за счет оперативного предложения краткосрочных государственных ценных бумаг будет использоваться в качестве одного из важнейших механизмов кредитно-денежной политики.
Несмотря
на временное прекращение
Планируется продолжить работу по развитию рынка РЕПО. Участники смогут заключать сделки прямого и обратного РЕПО без участия Центрального банка РФ, что будет способствовать дальнейшему развитию денежного рынка.
Предполагается, что Банк России в дальнейшем будет осуществлять депозитные операции прежде всего с банками Московского региона при необходимости быстрого изъятия излишней ликвидности, но сможет привлекать к указанным операциям также банки других регионов России.
Определенную роль в развитии процесса «дедолларизации» может сыграть также либерализация российского рынка золота. Установление цен на золото продавцами будет способствовать повышению ликвидности этого вида актива, росту интереса к нему со стороны коммерческих банков. Этому будет также способствовать развитие операций Банка России с золотом. Кроме того, продажа физическим лицам мерных слитков золота может в определенной степени стать альтернативой долларовым сбережениям. Однако этот процесс сегодня в значительной мере тормозится неадекватным применением НДС при продаже золотых слитков населению: физические лица платят НДС при покупке слитков золота и серебра, но им не возмещаются суммы уплаченного налога при их продаже. Этот фактор существенно снижает привлекательность драгоценных металлов для населения как средства накопления, и изменение этой налоговой нормы может изменить ситуацию.
В области политики обязательных резервных требований Банк России продолжит работу, направленную на совершенствование механизма обязательных резервов и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, а именно по разработке механизма депонирования обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, дальнейшему совершенствованию метода «усреднения». Банк России намерен продолжить политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование на современном этапе