Денежно-кредитное регулирование на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 09:06, контрольная работа

Описание

Центральный банк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. Воздействуя на денежно-кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования.

Содержание

Введение . . . . . . . . . 3
1. Денежно-кредитное регулирование экономики,
его методы и инструменты . . . . . . 4
2. Дисконтная (учетная), залоговая, валютная политика
Центрального банка . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . 16
Список литературы . . . . . . . 17

Работа состоит из  1 файл

53 Денежно-кредитное регулирование на современном этапе.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

      Общее снижение нормативов обязательного  резервирования будет способствовать росту денежного мультипликатора, создаст условия для сокращения процентной маржи по активно-пассивным  операциям коммерческих банков, а  также потенциальные условия для снижения процентных ставок по активным операциям коммерческих банков, в том числе по кредитным операциям.

 

       2. Дисконтная (учетная), залоговая, валютная политика Центрального банка 

      Кредитные институты при необходимости  имеют возможность получать кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Дисконтная и залоговая политика проводится в целях воздействия на ситуацию на рынке ссудных капиталов путем изменения условий рефинансирования коммерческих банков. Практически во всех странах Европейского Союза принятие решения о кредитах рефинансирования возложено на Европейский центральный банк. Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимости - количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

      Если  цель центрального банка - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он увеличивает учетную ставку. Однако это не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими инструментами.

      При прочих равных условиях в случае действенного повышения учетной ставки рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не менять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

      Если  целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

      Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

      Осуществляя дисконтную и ломбардную политику, центральный банк выполняет «сигнальную  миссию». Снижение учетной ставки центрального банка кредитные организации  и небанковские учреждения расценивают  как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок служит сигналом к проведению рестриктивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам подготовиться к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики.

      В результате учетная и залоговая  политика центрального банка является способом его непосредственного  воздействия на ликвидность кредитных институтов, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

      В большинстве развитых стран к  коммерческим банкам предъявляется  требование размещения ими в центральном  банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную структуру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике начисления процентов и т.п.

      Как инструмент денежно-кредитного регулирования  минимальные резервы выполняют  двоякую роль: с их помощью осуществляется текущее регулирование ссудного рынка и одновременно они играют роль регулятора эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент жесткого регулирования, так как центральные банки предпочитают более гибкую политику открытого рынка. Как правило, счета, на которых размещены резервы, беспроцентные. В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот: бесплатное проведение между ними безналичного платежного оборота через центральный банк, зачет избыточных наличных средств коммерческих банков в базовой сумме обязательств по минимальным резервам; право частичного использования минимальных резервов для отдельных активных операций.

      При установлении норм по минимальным резервам большую роль могут играть переговоры между центральным и коммерческими банками. Механизмы расчета норм, а также критерии, по которым дифференцируются эти нормы, в разных странах существенно различаются.

      Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства по минимальным резервам в ряде стран включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также средства, привлеченные на межбанковском денежном рынке, и долговые обязательства сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности, ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению.

      Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В странах, где установлена высокая резервная норма, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

      Традиционные  средства проведения операций на открытом рынке - операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного союза и США. Для большинства промышленно развитых стран операции на открытом рынке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентрируются на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике - на операциях с казначейскими векселями. Для подобных операций устанавливаются твердые ставки купли-продажи.

      Операции  на открытом рынке активно практикуются Федеральной резервной системой США, которая покупает и продает  ценные бумаги федерального правительства, используя для этого дилерскую сеть. Подобные операции в США бывают двух видов: динамические и защитные.

      Механизм  проведения операций на открытом рынке  в большинстве стран сводится к следующему. Для оживления экономики  центральный банк проводит экспансионистскую  политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем ценных бумаг, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

      Если  центральный банк выступает на открытом рынке на стороне предложения, у  него есть, по меньшей мере, две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

      Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются от одного исторического периода к другому. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

      Наиболее  часто центральные банки прибегают к регулированию валютного курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большое внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках международных валютно-финансовых организаций.

      Для воздействия в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

      Дисконтная (учетная) политика проводится не только для изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но и для регулирования валютного курса и платежного баланса (назовем их внешними целями, или интересами). Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице министерства финансов и т.п. Например, повышение процентных ставок в какой-то стране по отношению к другим странам делает привлекательным для иностранцев размещение средств в банках именно этой страны. Возникающий при этом приток капиталов из-за рубежа увеличивает актив платежного баланса и способствует повышению курса национальной валюты. Если в этот же период правительство проводит курс на оживление экономики и стремится использовать для этого такой инструмент, как низкие процентные ставки, то возникает конфликт интересов. В современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы.

      Девизная  политика проводится центральным банком в форме покупки или продажи иностранных валют (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос и, следовательно, ее курс. Напротив, продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение.

      Влияние валютной политики центрального банка  в форме проведения операций на срочном  валютном рынке проявляется в  стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации. 

 

       Заключение 

      Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована  на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы. 

 

       Список литературы 

  1. Абалкин Л.А. Денежная масса, совокупный спрос: - М. Деньги и кредит. 2009.
  2. Белоглазова Г.Н Организация деятельности Центрального банка: - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
  3. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки: - М.: Финансы и статистика, 2007.
  4. Сенчагова В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: - М.: Проспект, 2009.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование на современном этапе