Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:55, курсовая работа
К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудие труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) – золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.
Институциональный подход к денежным потокам позволяет выделять два сектора денежного рынка: кредитную систему (совокупность различных кредитно-финансовых институтов) и рынок ценных бумаг, на котором осуществляется перемещение капитала в отрасли с наивысшей нормой прибыли. Последний, в свою очередь, подразделяется на:
• первичный рынок, где продаются и покупаются новые эмиссии ценных бумаг;
• биржевой (вторичный) рынок, где покупаются и продаются ранее выпущенные ценные бумаги;
• внебиржевой рынок, где совершается реализация ценных бумаг, которые не могут быть проданы на бирже. Институциональная структуризация денежного рынка раскрывает его возможности осуществлять инвестиции в экономику страны.
Рассмотренная структура денежного рынка характерна для всех стран. Вместе с тем о состоянии национального рынка судят по институциональному признаку, т.е. по наличию двух основных его секторов: кредитной системы и рынка ценных бумаг.
Среди многочисленных организационно-функциональных
задач денежного рынка
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег. Спрос на деньги существует у хозяйствующих субъектов и связан с приобретением товаров и услуг. Существует несколько подходов к объяснению спроса на деньги:
1. Неоклассический подход
– спрос на деньги
2. Кейнсианский подход выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности: 1) трансакционный мотив (для текущих сделок); 2) мотив предосторожности (на случай непредвиденных обстоятельств в будущем); 3) спекулятивный мотив (для повышения доходов в будущем, например за счет колебания цен на ценные бумаги).
Деловой спрос на деньги (Мt) объединяет в себе первый и второй мотивы; определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально).
Спекулятивный спрос на деньги (Мa) основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций.
Общий спрос на деньги (Мd) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис. 1). [2].
Рисунок 1- Деловой спрос, спрос на финансовые активы и общий спрос на деньги
Спрос на деньги является только одним элементом, определяющим количество денег в экономике. Другим элементом будет предложение денег. При этом следует учитывать, что кредитные деньги состоят из двух компонентов:
1) наличные деньги, количество
которых определяет
2) депозиты, величина которых
определяется поведением
Таким образом, предложение денег является результатом взаимодействия трёх самостоятельных субъектов: Национального банка, коммерческих банков, домохозяйств.
Рассматривая предложение денег, следует учитывать три внешних фактора:
1) Денежная база (MB). Она
представляет собой деньги
MB=C+R(1);
Этот компонент является наиболее активным в предложении денег.
2) Норма обязательных резервов (rr):
rr=R/Д(2);
Она определяется политикой Национального банка и политикой коммерческих банков. На неё влияют:
а) издержки по заимствованию средств коммерческими банками у Национального банка при нехватке собственных средств. Эти издержки равны учётной ставке.
б) альтернативной стоимости отказа субъекта от хранения денег в форме резервов, которые определяются рыночной ценой денег (ставкой процента).
3) Отношение «наличность - депозиты» (cr):
cr=C/Д(3);
Данный показатель показывает, какое количество наличных денег приходится на объем депозитов в коммерческих банках страны.
Это отношение определяется:
а) привычками населения;
б) возможностью быстрого получения наличности в коммерческих банках;
в) долей потребления в ВНП.
С учётом этого мы можем вывести уравнения предложения денег и денежной базы:
MS=C+Д=Д*cr+Д=Д*(cr+1)(4);
MB=C+R=Д*cr+Д*rr=Д*(cr+rr)(5);
Выводим из каждого из этих уравнений значение депозитов:
Д=MS/cr+1(6);
Д=MB/cr+rr(7);
Приравниваем их:
MS/cr+1= MB/cr+rr(8);
Из полученного равенства получаем уравнение предложения денег:
MS=MB*1+cr/rr+cr(9);
Где m=1+cr/rr+cr(10)– денежный мультипликатор.
Денежный мультипликатор показывает во сколько раз увеличение наличности или резервов банковской системы приведёт к увеличению количества денег в экономике. Такое увеличение становится возможным в результате того, что существование наличности приводит при данной процентной ставке к появлению депозитов и избыточных резервов у коммерческих банков, которые используют их для предоставления кредитов, и тем самым для расширения количества платёжных средств в экономике.
Рассматривая функцию предложения денег, можно прийти к выводу, что предложение денег:
1) прямо пропорционально изменению денежной базе;
2) обратно пропорционально
изменению нормы банковских
3) обратно пропорционально
изменению отношения «
Данная функция предложения денег предполагает, что банки используют все свои резервы. Если допустить, что коммерческий банк по каким-либо причинам стремятся застраховать себя от непредвиденных последствий избыточными резервами, то денежный мультипликатор принимает вид:
m*=1+cr/rr+cr+er(11);
где er – норма избыточных резервов.
С учётом того, что во многих странах норма обязательных резервов различается по вкладам до востребования, срочным и сберегательным вкладам, значение денежного мультипликатора претерпевает дальнейшие изменения:
m**=1+cr/rr+cr+rr*(12);
где rr* - норма обязательных резервов по срочным и сберегательным вкладам.
Как отмечалось ранее, предложение денег регулируется несколькими субъектами. При этом денежная база регулируется Национальным банком страны, норма банковских резервов совместно Национальным банком страны и коммерческими банками, отношение «наличность - депозиты» – внебанковскими кругами (населением и бизнесом). Исследования выявили, что следует различать краткосрочный и долгосрочный период. При этом в краткосрочном периоде главную роль (50%) играет отношение «наличность - депозиты», а два остальных фактора влияют примерно на 25% каждый.
В долгосрочном периоде главным фактором, который на 90% определяет предложение денег, является денежная база. Это означает, что Национальный банк является главным субъектом, определяющим предложение денег. Этот фактор является внешним или экзогенным по отношению к экономике. Поэтому Национальный банк несёт главную ответственность за уровень цен и стабильность развития экономики.
Национальный банк воздействует на денежную базу в целом, а не на её отдельные компоненты. При этом он даёт возможность коммерческим банкам самостоятельно определить отношения между наличными и депозитами. Национальный банк может воздействовать на предложение денег с помощью трёх элементов:
1) норма обязательных резервов;
2) учётная ставка;
3) операции на открытом рынке ценных бумаг.
При этом если Национальный банк хочет увеличить количество денег в экономике, то он будет:
а) уменьшать норму обязательных резервов, что содействует расширению возможностей банковской системы создавать деньги;
б) уменьшать учётную ставку. В этом случае банковская система получает возможность обратиться за кредитами в Национальный банк и получить их по более низкой ставке процента, чем рыночная. Это означает наполнение экономики новыми платёжными средствами.
в) Национальный банк будет покупать государственные ценные бумаги на вторичном рынке ценных бумаг. Тем самым у населения и у коммерческих банков появится дополнительное количество наличных денег и депозитов, которые расширяют предложение денег в экономике.
Если Национальный банк хочет уменьшить количество денег, то он проводит обратные операции.
Национальный банк не может полностью контролировать предложение денег, т.к. поведение коммерческих банков и населения может быть непредсказуемыми и неадекватными на действия Национального банка.
Денежный рынок представляет собой рынок, на котором ведётся торговля облигациями за наличные деньги. Смысл операций заключается в том, чтобы обменять деньги на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, которая представлена ставкой процента. Равновесие на рынке денег означает, что спрос на реальные денежные остатки точно соответствует предлагаемому количеству денег и субъекту безразлично хранить деньги в виде облигаций или владеть деньгами в форме вкладов в коммерческих банках (рис. 2). При этом в краткосрочном периоде кривая предложения денег рассматривается в виде вертикальной прямой, что означает фиксированное количество денег в экономике, т.к. Национальный банк ставит своей целью поддерживать неизменным количество денег в экономике, а поведение других субъектов является стабильным и предсказуемым.
Рисунок 2 - Равновесие на рынке денег
Автоматизм равновесия достигается на рынке денег за счёт изменения спроса на деньги. Если при данной процентной ставке спрос на деньги окажется больше предложения денег, то это будет означать, что население увеличит спрос на облигации, т.к. доходность их будет более высокой, чем денег на вкладах в коммерческих банках, а рыночная цена облигаций понизится. В результате изменится структура спроса между наличностью и облигациями. Произойдёт снижение спроса на деньги и ставки процента, в результате чего установится равновесие на рынке денег, означающее одинаковую доходность по облигациям и по вкладам. Если же предложение денег больше спроса на деньги, то это будет вызывать уменьшение сбережений в облигациях и растущий спрос на деньги для того, чтобы оформить их в виде вкладов. В результате сформируется равновесие, а ставка процента станет равна уровню дохода на ценные бумаги.
Равновесие на рынке денег изменяется под действием неценовых факторов, вызывающих сдвиг кривых спроса на деньги и предложения денег (рис. 3).
Кривая спроса на деньги сдвигается под воздействием:
1) изменения номинального национального дохода (прямая зависимость);
2) изменения скорости
обращения денег (обратная
3) институциональных изменений
на рынке денег, например, появление
новых видов депозитов
4) изменение ожиданий: если население ожидает роста ставки процента, то спрос на деньги уменьшается и наоборот;
5) необъяснимые сдвиги.
Рост спроса на деньги вызывает рост ставки процента, т.к. обращаясь за кредитами или продавая ценные бумаги, население способствует ее повышению, ввиду того, что при неизменном предложении денег растущий спрос может быть ограничен только таким образом.
Рисунок 3 - Изменение равновесия на рынке денег под воздействием неценовых факторов спроса на деньги
Сдвиг кривой предложении денег осуществляется под воздействием поведения Национального банка, коммерческих банков и домохозяйств.
Национальный банк воздействует на предложении денег через изменение нормы обязательных резервов, учётную ставку и операции на рынке ценных бумаг. Коммерческие банки воздействует через изменение резервов, увеличивая или уменьшая избыточные резервы. Домохозяйства воздействуют с помощью изменения соотношения между наличностью и депозитами.
Информация о работе Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования