Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание

К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудие труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) – золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 328.69 Кб (Скачать документ)

Если уменьшается предложение  денег, то это приводит к тому, что  сужаются возможности экономики  удовлетворить все потребности  хозяйственных субъектов в необходимом  количестве денег, и они (субъекты) согласны платить более высокие проценты за получаемые деньги. Одновременно происходит повышение доходности ценных бумаг  и снижения их рыночной цены, что  позволяет несколько снизить  объём спроса на деньги и установить новое равновесие, характеризующееся  меньшим количеством денег и  более высокой ставкой процента (рис. 4).

Рисунок 4 - Влияние изменения предложения денег на равновесие

 

Кривая предложения денег может принимать различную форму в зависимости от тактических целей Национального банка. Обычно выделяют три цели:

1) поддержание заданного  количества денег в экономике.  В этом случае кривая предложение  денег является вертикальной линией, что характеризует постоянство количества денег в стране. Национальный банк проводит жёсткую кредитно-денежную политику, имеющую целью установить контроль над денежной массой. В условиях такой политики любое колебание спроса на деньги будет приводить к соответствующим изменениям ставки процента.

Выбор конкретной формы кредитно-денежной политики Национальным банком во многом зависит от причин изменения спроса на деньги. Если спрос на деньги изменяется под воздействием роста цен в экономике, то для того, чтобы предотвратить инфляцию Национальный банк должен ограничить количество денег в экономике. А это означает проведение жёсткой кредитно-денежной политики.

2) Поддержание ставки  процента. Кривая предложения денег будет представлена в виде горизонтальной линии, означающей, что ради поддержки ставки процента на неизменном уровне Национальный банк идёт на изменение количества денег в экономике. Это свидетельствует о гибкой кредитно-денежной политике, имеющей цель стабилизацию ставки процента (рис. 5).

Если спрос на деньги изменяется под влиянием скорости обращения  денег, то Национальный банк утверждает, что экономику надо изолировать  от этого явления посредством  изменения предложения денег, т.е. кривая предложения денег будет  горизонтальна. Только в этом случае удастся сохранить ставку процента, уровень цен и ВНП на прежнем уровне.

Данная политика имеет  слабое место, т.к. если процент поддерживается на неоправданно низком уровне, то кредитно-денежная политика станет причиной следующего изменения в экономике:

Возрастает номинальный  ВНП, что вызывает повышение спроса на деньги. В краткосрочном периоде увеличение спроса на деньги увеличит ставку процента, а это приведёт в банковской системе к росту дополнительных депозитов и соответствующих им избыточных резервов. Они, в свою очередь, увеличат количество денег в экономике и, как следствие, увеличится совокупный спрос. Увеличение совокупного спроса при неизменном потенциальном ВНП вызывает повышение цен и увеличение номинального ВНП, который в свою очередь способствует росту спроса на деньги. Т.о. политика Национального банка на поддержании ставки процента на неоправданно низком уровне способствует инфляции в экономике и вызывает необходимость повышения ставки процента.

 

Рисунок 5 - Гибкая кредитно-денежная политика

 

3) Допущение расширения  количества денег по мере роста  ставки процента. В этом случае  кривая предложения денег является  восходящей прямой, характеризующая,  что по мере роста ставки  процента Национальный банк увеличивает в некоторой степени предложение денег. Это представляет собой один из вариантов гибкой кредитно-денежной политики. Угол наклона кривой предложения денег зависит от целей Национального банка и его политики. Если ставка процента растёт и Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, то кривая предложения денег будет более пологой, т.к. увеличивается эластичность денежной массы по отношению к ставке процента. Данная политика позволяет Национальному банку разорвать связь количества денег с ускорением инфляции (рис. 6).

 

Рисунок 6 - Восходящая кривая предложения денег и равновесие

 

Данная политика проводится, если  спрос на деньги изменяется под влиянием изменения реального  ВНП. Национальный банк проводит политику, направленную на сдерживание денежной массы в экономике. За счёт этого  ставка процента будет автоматически  меняться таким образом, чтобы содействовать  новому равновесию на рынке денег  и рынке товаров и не допустить  неоправданного роста ВНП.

Отрицательным моментом проведения данной политики является то, что ставка процента и реальный объём ВНП  являются нестабильными. В период роста  спроса на деньги, приводящего к  увеличению количества денег за необходимые  рамки, растёт и ставка процента и реальный объём ВНП. Если спрос на деньги уменьшается ниже контрольной цифры, то происходит падение ставки процента и реального объём ВНП. Т.к. спрос на деньги является изменчивой величиной, то это вызывает постоянные колебания обоих показателей, что затрудняет возможность реального контроля за рынком денег и рынком товаров.

Предложение денег тесно  связано с политикой Национального  банка, определяющей стоимость денег. Поэтому говорят о политике «дорогих»  и  политике «дешёвых» денег.

Политика «дорогих» денег  проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее  потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег  за счёт продажи государственных  ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.

Политика «дешёвых» денег  проводится в тех случаях, когда  Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать  деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (рис. 7).

Рисунок 7- Эффект политики дешевых денег

 

Политика «дешёвых» денег  может стимулировать инфляцию спроса. Это связано с тем, что спрос  растет быстрее, чем возможности  экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег  в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного  спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение  цен в экономике. Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться  за счёт привлечения более дорогих  ресурсов, которые приводят к росту  издержек у предпринимателей и побуждают  их вернуться к первоначальному  объёму производства. Но, чтобы компенсировать найм более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения. В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией (рис.8).

 

Рисунок 8 - Политика дешевых денег и инфляция спроса

 

 

 

Чтобы не допустить возврата к прежнему объёму производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать  экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне.

В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии  денег в долгосрочном периоде  на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип  нейтральности денег: однократный  рост предложения денег содействует  изменению объема производства только в краткосрочном периоде и не оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что экономика находится на уровне полной занятости, а количество денег не оказывает влияния на появление новых факторов производства. Равновесный уровень цен на готовые товары и привлекаемые факторы производства повышаются пропорционально изменению количества денег, находящихся в обращении, а ставка процента остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, которые планируются и вводятся в экономику не меняется. При этом утверждается, что скорость обращения денег является постоянной величиной.

Если допустить, что правительство  проводит в долгосрочном периоде  политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального  производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная  ставка процента и уровень цен  растут как в долгосрочном, так  и в краткосрочном периоде. Такое  утверждение получило название принцип супернейтральности денег[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современный денежный рынок: его организация и функционирование

 

 

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы. На самом деле денежная система на современном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.

Основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

По каким же принципам  строится современная денежная система  рыночного типа? Рассмотрим их:

• Принцип централизованного  управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными  системами в условиях рыночной модели экономики характер-но тем, что здесь  на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют  место), а экономические, когда государство  через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые  заставляют банки, финансовые институты  и другие юридические лица принимать  нужные государству решения.

• Принцип прогнозного  планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

• Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота  платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный  кризис. Преодоление такого кризиса  возможно с помощью комплекса  мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение  оборота необходимой массой денежных средств и др.

• Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

• Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики  денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

• Принцип неподчиненности  центрального банка правительству  и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный  банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

• Принцип предоставления правительству денежных средств  только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Информация о работе Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования