Депозитарная деятельность в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы по мнению автора является то, что рассматривая тему депозитарной деятельности в КБ можно сказать, что депозитарии могут существовать как самостоятельные организации, так и в качестве структурных подразделений банков. Автор постарался описать как можно подробнее работу депозитария в банке, основные функции и задачи.
Задачей данной курсовой является рассказать о депозитарной деятельности в целом, затронуть зарубежный опыт и развитие депозитария в России. Задачей курсовой работы является также рассказать о правовом обеспечении депозитарной деятельности, об организации и проблемах в системе депозитария.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. История депозитарной деятельности в России . 5
1.1. .Зарубежный опыт развития депозитарной деятельности . 9
1.2. Организация депозитарной деятельности 12
12
Глава 2 .Современное состояние депозитарной деятельности в России. 29
2.1. Организация и проблемы депозитарных операций. 36
2.2. Перспективы развития депозитарной деятельности в России 45
Заключение. 51
Список использованной литературы. 54
Приложение № 1. 56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая орг. деят. ком. банка.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

      Однако, по ряду технических причин, в определенных ситуациях могут возникать отрицательные  остатки на счетах. Поэтому, в соответствии с п. 3.11 Инструкции N44, допускается наличие отрицательных остатков на счетах депо в течение дня. Наличие отрицательных остатков в конце дня свидетельствует о том, что в депозитарии неправильно урегулированы отношения по ценным бумагам.

      В большинстве случаев инициатором депозитарной операции может выступать только депонент, и она может быть выполнена только по его письменному поручению. Но, кроме этого, основанием для проведения операции могут служить и другие документы: выписка из реестра, мемориальный ордер, выписка 0 совершенной операции в другом депозитарии, решение суда и т.д. В исключительных случаях инициатором операции может выступать и сам депозитарий. Например, администрация депозитария может провести исправительную проводку без поручения депонента, может блокировать счет депонента при подозрении на проведение незаконной операции и т. д.

      В настоящее время многие депозитарии  кредитных организаций, принимая поручение  по телефону или факсу, требуют подтверждения  отданного поручения документом в бумажной форме в заранее оговоренные сроки. Такого рода действия депозитария, направленные на улучшение качества обслуживания клиента, неизбежно влекут за собой появление рисков в его работе. Депозитарий рискует не получить оригинал поручения, выполнить операцию по поддельному поручению и т.д. Однако, поскольку принципиально не запрещено устанавливать такие формы принятия поручений, тем более что иногда это является единственно возможным вариантом, такого рода отношения должны подробно описываться в договоре с депонентом.

      Поддельные поручения представляют собой особую проблему потому, что ни один депозитарий не в состоянии проводить полноценную криминалистическую экспертизу всех поступающих поручений. Одним из вариантов разрешения этой проблемы, помимо улучшения качества проверки, должен стать детально прописанный в регламенте депозитария порядок всех необходимых действий ответственного сотрудника при проверке подлинности поручений, идентификации лица, подающего поручение и т. д., и неукоснительное выполнение такого порядка. В случае разбирательства в суде четко прописанная в регламенте и выполненная процедура проверки подлинности поручений может лечь в основу доказательства невиновности депозитария, исполнившего операцию по поддельному поручению.

      С точки зрения депозитария, исполнение депозитарной операции заканчивается, когда он предусмотренным в договоре способом отправляет депоненту отчет о совершении операции. В договоре с депонентом должен быть оговорен способ передачи депоненту отчета.

      Особого внимания заслуживает вопрос задержки передачи отчета по времени. Дело в том, что проводка, выполняемая в собственном депозитарном учете, часто представляет собой отражение (или является следствием) проводки, совершенной в другом депозитарии или у реестродержателя. Это касается как собственных ценных бумаг, так и ценных бумаг депонентов. Например, депозитарий не может зачислить ценные бумаги на счет депонента до тех пор, пока не придет отчет об их зачислении на корреспондентский счет или счет номинального держателя в реестре, так как только отчет является основанием для зачисления (п. 3.16 Инструкции N44). Поскольку далеко не всегда отчеты приходят «день в день», возникает проблема проведения операций в собственном учете.

      Предположим, что 20 июля депозитарий получил отчет  от реестродержателя о том, что на его счет номинального держателя 10 июля были зачислены ценные бумаги. Поскольку не допускается проведение проводки задним числом, в своем учете операцию зачисления ценных бумаг на счет депонента депозитарий может провести только 20-м числом. Проблема возникает, если в такой ситуации реестродержатель собирает реестр по состоянию на 15 июля. Тогда вроде бы депозитарий не может включить в реестр нового владельца, поскольку 15 июля ценные бумаги еще не были зачислены на его счет. Во избежание противоречий в такой ситуации получателю отчета рекомендуется в журнале операций и в отчете о проведенной операции, кроме даты проведения проводки, указывать дату проведения соответствующей (базовой) проводки реестродержателем. Тогда депозитарий может включить нового владельца зачисленных ценных бумаг в реестр на том основании, что базовая проводка прошла 10 июля.

      Помимо  хранения материалов депозитарного  учета в виде документов на бумажных носителях и электронных записей, признаваемых документами в соответствии с Гражданским кодексом РФ (законами, подзаконными актами или соглашением сторон), в соответствии с п.3.21 Инструкции N44, такие материалы могут храниться в виде электронных записей, достоверность которых подтверждается материалами депозитарного учета в двух вышеперечисленных формах. Например, запись в базе данных, содержащая остаток на счете депо, сама по себе не является документом, но если мы возьмем все поручения на проведение операций с этим счетом и последовательно проведем все операции, то получим этот остаток. При этом первичные документы могут существовать только в виде документов на бумажных носителях или электронных записей, признаваемых документами в соответствии с ГК РФ, так как их Достоверность никак иначе не может быть подтверждена.

      Что касается ведения депозитарного учета с помощью ЭВМ, указание на необходимость ведения большинства документов не означает, что они должны существовать отдельно в виде, например, файлов, а значит лишь то, что должна существовать операция, позволяющая вычленить необходимую информацию (в виде соответствующих документов) из хранимых баз данных. Другими словами, различные учетные регистры могут являться составными частями друг друга. Например, журнал регистрации счетов депо, как и в случаях с иными журналами, может являться частью другого журнала (например, журнала учета всех операций). Предъявление только "внешних" требований к ведению депозитарием учетных регистров вызвано тем, что ни один регулирующий орган не в состоянии проконтролировать внутреннюю структуру баз данных, обеспечивающих учет депозитарных операций. Депозитарий должен лишь обеспечить просмотр этой информации на экране терминала и возможность ее распечатки.

      При этом нельзя забывать, что в соответствии с п. 3.19 Инструкции N44, при ведении  депозитарного учета на бумажных носителях депозитарий обязан строго соблюдать все требования Инструкции к составу и форме документов.

 

      

      2.2. Перспективы развития  депозитарной деятельности  в России

 

      Рассмотрим  перспективы развития депозитарной системы с точки зрения выполнения функциональных обязанностей депозитариев в условиях перехода к централизованно-распределенной структуре. Основу нормативно-правового регулирования депозитарной деятельности в России составляют Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг», Положение о депозитарной деятельности в РФ, утвержденное Постановлением ФКЦБ РФ № 36 от 16 октября 1997 года и инструкция Центрального Банка РФ от 25 июля 1996 года № 44, определяющая особенности работы депозитариев кредитных организаций. Основные направления и подходы к развитию российской депозитарной системы сформулированы в «Докладе о концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг», утвержденном Правительством РФ ( решение № БН-П13-21918 от 9.07.97 г. ), Указе Президента РФ от 16 сентября 1997 года № 1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации», Государственной программе защиты инвесторов на 1998-1999г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.06.98 № 785 и Постановлением Правительства № 741 от 10 июля 1998 года «О мерах по созданию национальной депозитарной системы». Из вышеуказанных документов вытекает, что пути дальнейшего развития необходимо рассматривать с точки зрения выполняемых им функций: расчетной или кастодиальной.

      Расчетный депозитарий - организация централизованного  депозитарного обслуживания сделок с ценными бумагами, заключаемых  между профессиональными участниками  рынка ценных бумаг на фондовых биржах или у других организаторов торговли на рынке ценных бумаг, осуществляющая переводы ценных бумаг по депозитарным счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг по итогам таких сделок.

      Основным  направлением функционального развития расчетных депозитариев является их объединение в единое информационно-технологическое пространство для оперативного осуществления трансфертов и возможности для клиента одного из расчетных депозитариев быть членом торговой системы, обслуживаемой другим расчетным депозитарием. Для этого необходимо совершенствование механизмов клиринга, неттинга и расчетов. Важное значение для эффективного функционирования депозитарной системы имеет совершенствование взаимодействия расчетных депозитариев с контрагентами, например с кастодиальными депозитариями. В рамках этого направления необходимо введение единых форм и форматов передачи данных и документооборота. С другой стороны, так как создание расчетных на повышение уровня обслуживания профессиональных участников рынка ценных бумаг и максимальное удовлетворение их потребностей, одним из направлений развития должно являться расширение возможностей удаленного доступа с использованием различных способов защиты информации. Вопрос удаленного доступа актуален прежде всего с точки зрения предоставления возможности для региональных участников рынка оперативно и гарантированно проводить сделки с расчетными депозитариями.

      В отличие от расчетных, кастодиальные  депозитарии специализируются на оказании дополнительных услуг для владельцев ценных бумаг. В основном, они ориентированы  на частных и институциональных инвесторов, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

      Перспективы функционального развития кастодиальных  депозитариев направлены, прежде всего, на расширение круга персонифицированных  услуг, индивидуальный подход к обслуживанию депонентов и оказание полного комплекса услуг. Одновременно с совершенствованием функций хранения и учета ценных бумаг кастодиальные депозитарии должны обеспечивать денежные расчеты по операциям с ценными бумагами. Для своих клиентов им необходимо обеспечивать дополнительные гарантии права собственности. Важной оставляющей должно стать обеспечение кредитования по ценным бумагам. Отдельным направлением развития кастодиальных депозитариев является гарантированное предоставление клиентам всего комплекса услуг не зависимо от региона и филиала, который обслуживает депонента (глобализация доступа). Для решения этой задачи депозитарий должен обеспечить сбор, хранение и обмен информации, поступающей от филиалов и контрагентов. Предлагаемый подход единого пространства счетов Депо значительно упрощает оказание такой услуги как перерегистрация прав собственности. Регистраторы, осуществляющие ведение Реестров зачастую располагаются далеко от места проведения сделки, у них разные требования к составу документов для открытия лицевого счета и перерегистрации ЦБ, зачастую требуется предоплата их услуг. Таким образом, работать непосредственно с Регистраторами достаточно сложно. Поэтому задача депозитария - обеспечить решение такого рода проблем. При рассматриваемой схеме работы - за счет единого пространства счетов Депо клиент имеет дело только со своим Депозитарием, работающим по единым правилам. Один раз заключает с ним договор, предоставляет документы для открытия счета, и отдает распоряжения в виде установленных форм депозитария.

      Учитывая  необходимость интеграции России в  мировую финансовую систему, привлечения  иностранных инвестиций, кастодиальный  депозитарий должен предоставлять  своим клиентам возможность работы в мировой депозитарной системе Global Custody. Для обеспечения этого требования депозитарная система учета и обеспечения прав инвесторов должна соответствовать не только требованиям российского законодательства, но и западным формальным и неформальным стандартам.

      Кроме совершенствования функциональных возможностей, существует объективная необходимость совершенствования технологий деятельности депозитариев и изменения, соответствующих правил и стандартов. Российские депозитарии должны иметь возможность работать в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации (ISO) для документооборота по операциям с ценными бумагами (стандарт ISO 7775) и использовать систему нумерации ценных бумаг ISIN, в соответствии со стандартом ISO 6166. Характеристики фондовых рынков, особенно системы заключения, клиринга и исполнения сделок в разных странах различны, так как в них отражаются исторические традиции и национальное законодательство. Поэтому представляется целесообразным дальнейшее развитие взаимодействия в разработке единых стандартов и процедур, приемлемых для всех депозитариев, работающих на рынке. При этом необходимо достижение следующих целей: сверка сделок на следующий день после заключения (день Т+1); исполнение сделки на непрерывной и каждодневной основе в день Т+3; осуществление расчетов на единых принципах и повышение эффективности путем возможно более широкого использования депозитариев, механизмов зачета и стандартной нумерации ценных бумаг.

      Основные  проблемы которые требуют решения  для минимизации рисков, связанных  с недостатками в системах клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами следующие:

      отсутствие  унифицированных систем сверки условий  заключенных сделок;

      различные сроки исполнения сделок;

      несоблюдение  принципа поставки ценных бумаг против платежа;

      отсутствие  стандартизированных гарантий исполнения сделки;

      отсутствие  на многих рынках системы безналичных  счетов для исполнения сделок по ценным бумагам.

      Для их решения необходимо исполнение следующих  условий:

      Сверка  параметров сделок между всеми непосредственными  участниками рынка ценных бумаг (брокерами, дилерами и другими членами биржи) должна производиться не позднее, чем на следующий рабочий день после заключения сделки, т.е. на день Т+1. Возможна реализация двух основных типов систем сверки: двусторонняя и односторонняя. Основным различием между ними является то, что в двусторонней системе обе стороны сделки вводят информацию о сделке в систему, а в односторонней этот ввод осуществляет только одна сторона. Сверка в день Т+1 предоставляет сторонам возможность устранить все расхождения или конфликты, что уменьшает риск неисполнения сделки и помогает обеспечить своевременное исполнение сделки. Институциональные инвесторы или иные участники сделок, не являющиеся брокерами или дилерами также должны стать членами системы сверки сделок. 

Информация о работе Депозитарная деятельность в коммерческом банке