Доходный подход к оценке бизнеса. Методы, способы, модели, оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:55, доклад

Описание

Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

Работа состоит из  1 файл

оценка стоимости предприятия.docx

— 55.34 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 7

Расчёт денежного потока для собственного капитала

Действие

Показатель

Чистая прибыль (после уплаты налогов)

Плюс

Амортизационные отчисления

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства

Плюс (минус)

Прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности

Итого

Денежный поток  для собственного капитала


 

 

Таблица 8

Расчёт денежного потока для всего инвестированного капитала

Действие

Показатель

Чистая прибыль (после уплаты налогов)

Плюс

Выплата процентов по задолженности, скорректированная на ставку налога на прибыль

Плюс

Амортизационные отчисления

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

Плюс (минус)

Уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства

Итого

Денежный поток  для всего инвестированного капитала


 

 

В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как  на номинальной (в текущих ценах), так и на реальной (с учётом фактора  инфляции) основе.

 

 

2. Определение длительности прогнозного периода. Прогнозирование будущего дохода начинается с определения горизонта прогнозирования и вида дохода, который будет применяться в дальнейших расчётах. Длительность прогнозного периода определяется с учётом планов руководства по развитию (ликвидации) предприятия в ближайшие годы, динамики стоимостных показателей (выручка, себестоимость, прибыль), тенденций изменения спроса, объёмов производства и продаж. Из-за сложности прогнозирования при оценке российских предприятий прогнозный период обычно устанавливается равным трём годам.

Если нет объективных  причин для прекращения существования  предприятия, то предполагается, что  оно может существовать неопределённо  долго. Точнее спрогнозировать доходы на несколько десятков и более  лет даже в стабильной экономике не представляется возможным, поэтому срок дальнейшего существования предприятия делится на две части:

– прогнозный период, когда оценщик достаточно точно прогнозирует динамику денежных потоков;

– постпрогнозный период, когда учитывается усреднённый темп роста денежных потоков предприятия на весь оставшийся срок его жизни [16].

3. Ретроспективный анализ и прогноз. Для корректного расчёта величин денежных потоков необходим анализ расходов, инвестиций и валовой выручки от реализации.

При прогнозе валовой выручки учитываются: номенклатура продукции, объём производства и цены, спрос на продукцию, производственные мощности, экономическая ситуация в  стране и отрасли в целом, конкуренция, а также планы руководства  предприятия.

При прогнозировании расходов и  инвестиций оценщик должен:

– учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;

– изучить структуру расходов (в особенности соотношение постоянных и переменных расходов);

– оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;

– определить амортизационные отчисления, исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;

– рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;

– спрогнозировать и обосновать необходимость инвестиций;

– проанализировать источники финансирования инвестиций и др.

Умение постоянно «держать руку на пульсе» текущих издержек позволяет  корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных  позиций, строить разумную ценовую  политику фирмы, реально оценивать  отдельные структурные подразделения  с точки зрения их вклада и эффективности.

Классификация затрат может производиться по нескольким признакам:

·       по составу: плановые, прогнозируемые или фактические;

·       отношению к объёму производства: переменные, постоянные, условно-постоянные;

·       способу отнесения на себестоимость: прямые, косвенные;

·       функции управления: производственные, коммерческие, административные.

Для оценки бизнеса важны две  классификации издержек:

1) деление издержек на постоянные и переменные, т. е. в зависимости от их изменения при изменении объёмов производства. Постоянные издержки не зависят от изменения объёмов производства (к примеру, административные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество и т. д.). Переменные же издержки (сырьё и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производственные нужды) обычно считают пропорциональными изменению объёмов производства. Классификация издержек на постоянные и переменные используется, прежде всего, при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции;

2) разнесение издержек на прямые и косвенные. Оно применяется для отнесения издержек на определённый вид продукции. Чёткое и единообразное разделение на прямые и косвенные издержки особенно важно для поддержания однородной отчётности по всем подразделениям.

4. Расчёт величины денежного потока для каждого года прогнозного периода. Существуют два основных метода расчёта величины потока денежных средств:косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности, наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств, а прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т. е. по бухгалтерским счетам.

5. Определение ставки дисконта. При расчёте стоимости компании с использованием доходного подхода важнейшей составляющей расчётов является процесс определения размера ставки дисконта.

Если рассматривать ставку дисконта со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и  от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить её как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников. Ставка дисконта или стоимость привлечения  капитала должна рассчитываться таким  образом, чтобы учесть три фактора:

1) наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации;

2) необходимость учёта для инвесторов стоимости денег во времени;

3) фактор риска.

В зависимости от выбранной модели денежного потока применяют различные  методики определения ставки дисконтирования. Методы определения ставок дисконтирования  представлены в лекции 7.

После определения ставок дисконтирования  рассчитывают стоимость предприятия  в постпрогнозный период, определяют текущую стоимость будущих денежных потоков в постпрогнозный период и вносят итоговые поправки.

6. Расчёт величины стоимости в постпрогнозный период. При эффективном управлении предприятием срок его жизни стремится к бесконечности. Прогнозировать на несколько десятков лет вперёд неразумно, так как чем дольше период прогнозирования, тем ниже точность прогноза. Для учёта доходов, которые может принести бизнес за пределами периода прогнозирования, определяется стоимость реверсии.

Реверсия – это:

– доход от возможной перепродажи имущества (предприятия) в конце периода прогнозирования;

– стоимость имущества на конец прогнозного периода, отражающая величину доходов, ожидаемых к получению в постпрогнозном периоде.

В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период выбирается один из представленных в табл. 9 способов расчёта его стоимости на конец прогнозного периода [16].

Таблица 9

Методы расчёта стоимости  предприятия

на конец прогнозного  периода (реверсии) 

 

Наименование

Условия применения

Метод расчёта

по ликвидационной стоимости

Используется  в том случае, если в послепрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов. При расчёте ликвидационной стоимости необходимо принять во внимание расходы, связанные с ликвидацией, и скидку на срочность (при срочной ликвидации). Для оценки действующего предприятия, приносящего прибыль, находящегося в стадии роста, этот метод неприменим

Метод расчёта

по стоимости

чистых активов

Техника расчётов аналогична расчётам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию и скидку за срочную продажу активов  компании. Данный метод может быть использован для стабильного бизнеса, главной характеристикой которого являются значительные материальные активы (фондоёмкие производства), или если в конце прогнозного периода ожидается продажа активов предприятия по рыночной стоимости

Метод

предполагаемой

продажи

Состоит в пересчёте денежного  потока в показатели стоимости с  помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных  данных по продажам сопоставимых компаний. Метод применим, если аналогичные  предприятия часто продаются  и покупаются и тенденцию изменения  их стоимости можно обосновать. Поскольку  практика продажи компаний на российском рынке крайне скудна, применение данного  метода к определению конечной стоимости  весьма проблематично


 

 

Окончание табл. 9 

 

Наименование

Условия применения

Модель Гордона

Капитализирует годовой  доход послепрогнозного периода в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста. При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконта. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны


 

 

Основным способом определения  стоимости предприятия на конец  прогнозного периода является применение модели Гордона.

Модель Гордона – определение стоимости бизнеса капитализацией дохода первого постпрогнозного года по ставке капитализации, учитывающей долгосрочные темпы роста денежного потока. Расчёт конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона производится по формуле  

 

,                                            (15)

где   – ожидаемая (будущая) стоимость в постпрогнозный период;   – денежный поток доходов постпрогнозного (остаточного) периода; r – ставка дисконтирования; g – долгосрочные (условно постоянные) темпы роста денежного потока в остаточном периоде.

Условия применения модели Гордона:

· темпы роста дохода должны быть стабильны;

· темпы роста дохода не могут быть больше ставки дисконта;

· капитальные вложения в постпрогнозном периоде должны быть равны амортизационным отчислениям (для случая, когда в качестве дохода выступает денежный поток);

· темпы роста дохода умеренные (не превышают 2–3 %), так как высокие темпы роста невозможны без дополнительных капитальных вложений, которых данная модель не учитывает.

Таким образом, можно сказать, что  определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы. 

 

7. Расчёт текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период. Текущая (дисконтированная, приведённая) стоимость – стоимость денежных потоков предприятия и реверсии, дисконтированных по определённой ставке дисконтирования к дате оценки.

Расчёт текущей стоимости PV осуществляется умножением денежного потока CF соответствующего периоду на коэффициент текущей  стоимости единицы DF с учётом выбранной  ставки дисконтирования r. Расчёты проводят по формуле 

 

.                                            (16)

По этой формуле денежные потоки дисконтируются, как если бы они  были получены в конце года. Однако если денежный поток не сконцентрирован  на конец года из-за сезонности производства и других факторов, рекомендуется  коэффициент текущей стоимости  для денежного потока прогнозного  периода определять на середину года:  

Информация о работе Доходный подход к оценке бизнеса. Методы, способы, модели, оценки