Достаточность капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание

Собственный капитал - важная и неотъемлемая часть финансовых ресурсов любого предприятия, организованно ли оно в форме акционерного общества, товарищества (партнерства) на паях или частного (единоличного) предприятия. Формирование капитала представляет собой обязательный этап, предшествующий началу деятельности предприятия.
И поэтому для написания курсовой работы я выбрал тему «Современные проблемы достаточности капитала коммерческого банка». Формирование и учет собственных средств банка», так как считаю, что одной из важнейших проблем по-прежнему остается низкий уровень капитализации отечественной банковской системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Значения собственного капитала банка………………………………….4
1.1 Экономическая сущность капитала ………………………………………..4
1.2 Капитал коммерческого банка и его структура……………………………6
1.3 Международные стандарты капитала …………………………………….11
1.4 Методы и способы оценки достаточности капитала
коммерческого банка………………………………………………………….12

2. Роль собственного капитала в обеспечении финансовой
устойчивости банка в КР……………………………………………………17
2.1 Понятие и структура собственного капитала банка в КР………………...17
2.2 Цели и функции банковского капитала……………………………………18
2.3 Достаточность банковского капитала……………………………………...21

3. Проблемы и пути увеличения банковского капитала………………….23
3.1 Анализ достаточности капитала банка……………………………………..23
3.2 Достаточность собственного капитала……………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………...42

Список используемых источников…………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

Достаточность капитала.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

                   значительная информационная изолированность высших руководителей крупных банков от внешней среды, усложнение способов передачи информации.

                   несмотря на то, что крупные банки могут выделить значительные суммы на налаживание собственного менеджмента и маркетинга, создать им соответствующие системы высокого качества труднее, чем средним и небольшим банкам из-за сложностей контроля.

                   разрастание аппарата управления и бюрократизация чревато опасностью снижения эффективности его деятельности.

                   размеры банковского баланса, которые используются для характеристики величины кредитного учреждения, не являются надежным показателем его истинной величины, так как у банков велик объем внебалансовых операций, кроме того, за сходными по размеру балансовыми суммами могут стоять как низкие, так и высокие издержки.

                   банкам с крупными размерами капитала легче удовлетворять потребности клиентов, однако для этого требуется большая гибкость и приспособляемость к условиям рынка. Поэтому в целом ряде случаев мелкие банки оказываются более гибкими и более приближенными к рынку, чем филиалы крупных банков: поле деятельности и ответственность у юридически самостоятельных предприятий всегда более широки, чем у «центров по извлечению прибыли», принадлежащих крупным банкам.

                   экономия расходов на персонал при увеличении размера банка путем реорганизации может обойтись банку достаточно дорого: простое объявление о сокращении может вызвать уход лучших работников поглощаемого банка, которые быстро находят места на конкурирующих предприятиях.

Таким образом, эта проблема является достаточно неоднозначной. Несмотря на объективные тенденции мировой экономики, величина банка не является достаточным критерием его эффективности. Большие размеры не обязательно дают преимущества. Соответственно мелкий банк не обязательно неэффективен.

 

3.2              Достаточность собственного капитала

 

Структура капитала банков включает в себя собственный капитал и долг. Банки - это фин. институты, имеющие большую долю заемных средств, что может сказаться на их жизнеспособности. Более того, банки имеют значительные потенциальные обязательства, не представленные в фин. отчетах. Такие обязательства называются забалансовыми обязательствами, к которым относятся обязательства по аккредитивам и обязательства по соглашениям, таким, как соглашения о “свопах”, соглашения “потолок” и соглашения “пол”. Эти факторы вызывают озабоченность регулирующих органов относительно того, достаточен ли собственный капитал банка для того, чтобы принять меры против потенциально возможной неплатежеспособности. Для решения вопроса достаточности собственных средств банка для его нормального функционирования органы правительства, ведающие банковской системой, установили двойственный норматив по расчету показателя. Первый норматив включает два показателя. Первый показатель - это отношение первичного капитала банка к суммарным активам, где первичный капитал определяется как обыкновенные акции, нераспределенный доход и нераспределенная прибыль и резервы на покрытие убытков по ссудам. Для национальных банков это соотношение должно составлять по меньшей мере 5,5 процентов. В основе второго показателя лежит отношение суммарного капитала к суммарным активам, где суммарный капитал определяется как сумма первичного капитала и субординированного долга. В настоящее время это соотношение составляет минимум 6 процентов.

Второй из вышеупомянутых нормативов по Д.с.к. касается достаточности капитала в соответствии с регулятивными нормами по рисковому капиталу, установленными регулирующими органами США. Капитал делится на капитал первого уровня, или базовый капитал, и капитал второго уровня, или вспомогательный капитал. Согласно этим нормам, к концу 1992 г. все банки и банковские холдинг-компании США должны иметь коэффициент суммарного капитала в размере минимум 8 процентов активов, взвешенных по степени риска, причем не менее половины капитала должны составлять элементы базового капитала (капитала первого уровня). Минимальный суммарный капитал (базовый плюс вспомогательный капиталы) составляет 8 процентов активов, взвешенных по степени риска. Нормативы учитывают рисковый профиль банка. Требования к рисковому капиталу оценивают степень балансовых активов и забалансовых обязательств фин. учреждения относительно структуры его капитала.

Нормативные требования, выпущенные Контролером денежного обращения для национальных банков, а также нормативные требования, выпущенные Советом управляющих ФРС для банков штатов и холов штатов и холдинговых компаний, содержатся в Федеральном регистре от 27 января 1989 г. рр 4168-4221.

Нормативные требования:

              определяют состав базового капитала (капитала первого уровня) и вспомогательного капитала (капитала второго уровня);

              классифицируют балансовые активы по степени риска;

              классифицируют забалансовые статьи по степени риска;

              устанавливают коэффициенты для определения Д.с.к.

Обзор правил регулирования капитала с учетом степени рискованности активов. До 1981 г. единой политики в отношении Д.с.к. не существовало. В декабре 1981 г. каждый из регулирующих банковских органов правительства, ведающих банковской системой, установил минимальный уровень коэффициента первичного капитала. Полученные коэффициенты не были результатом совместной работы, хотя и были близки друг другу. В 1983 г. ФРС и Управление Контролера денежного обращения применили зональный подход, установив минимальные уровни коэффициентов для международных, региональных и местных банков. Коэффициенты по каждой из категорий рассчитывались по-разному.

После того, как Конгресс выразил озабоченность по поводу неудовлетворительного положения с достаточностью капитала, регулирующие органы объединили усилия, чтобы серьезно заняться этой проблемой. Когда Управлению Контролера денежного обращения не удалось законодательно провести решение о дополнительном капитале, Конгресс добавил в Закон о надзоре за международными кредитами 1983 г. специальные положения, наделявшие регулирующие органы полномочием устанавливать общеприменимые нормативные требования по достаточности капитала. В центре внимания Закона о надзоре за международными кредитами находятся мировые кризисы задолженности, которые, по мнению Конгресса, возникают в результате неспособности регулирующих органов осуществлять эффективный контроль и не допускать применения банками США неправильных методов ведения финансовой деятельности и кредитования. В результате этого, а также неудачи с попыткой юридически узаконить нормативы по капиталу Конгресс решил, что будет правильным дать регулирующим органам недостающую им власть. В результате сотрудники трех главных регулирующих ведомств приступили к разработке единых нормативов. В 1986 г. три вышеупомянутых органа опубликовали разработанный ими совместно подход к решению проблемы рискового капитала. Банкиры были озабочены тем, что его реализация поставит их в конкурентно невыгодное положение, если такое положение не будет применяться также и в отношении их банков. Тогда регулирующие органы объединили свои усилия с Банком Англии. В состав комитета входили представители органов надзора из двенадцати стран: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Люксембурга. Базельский комитет по банковскому надзору и регулированию опубликовал проект регулятивного документа в 1987 г.

Предложение комитета было принято в марте 1988 г. Окончательная редакция базельского документа была принята в июле 1988 г. В основу Базельского соглашения о рисковом капитале легли положения о капитале и рисках. После этого регулирующие банковскую деятельность органы США приняли, исходя из этого документа, свои собственные предложения по достаточности капитала с учетом риска. Принятый в Базеле в качестве основы документ допускал различия в национальных методах бухучета и контроля, а также проявлял гибкость в подходе к его реализации. Цель заключалась в укреплении международной банковской системы путем введения минимальных стандартов капитала. Регулирующие органы США старались не выходить из этих рамок. 3 августа 1988 г. Совет управляющих ФРС одобрил Базельское соглашение пятью голосами против одного. В середине декабря 1988 г. была готова окончательная редакция инструкции Совета управляющих ФРС, одобренная единогласно 16 декабря 1988 г. Этот документ был опубликован в Федеральном регистре за 27 января 1989 г. и вступил в силу 15 марта 1989 г. Управление Контролера денежного обращения также в соответствии с Базельским соглашением опубликовало в Федеральном регистре (27 января 1989 г.) свою инструкцию, которая распространяется на все коммерческие банки, зарегистрированные на федеральном уровне, и почти идентична Правилу Совета управляющих ФРС. Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) выпустила в соответствии с Базельским соглашением инструкцию о расчете коэффициента достаточности капитала с учетом риска, опубликованную в Федеральном регистре (21 марта 1989 г.). Она распространяется на банки, зарегистрированные на уровне штатов и не являющиеся членами ФРС, и идентична окончательному варианту Правила Совета управляющих ФРС.

Базельское соглашение и инструкции 1989 г. основываются в определенной степени на том предположении, что нельзя полагаться на рыночные силы и ждать, что они доведут коэффициент достаточности капитала банков до оптимального уровня, и что необходимо регулирование капитала. Регулируемый капитал должен покрывать убытки, особенно непрогнозируемые, возникающие в связи с инвестиционным портфелем банка или его забалансовой деятельностью. При этом утверждается также, что регулируемый капитал необходим для того, чтобы общественность прониклась доверием к банковской системе. Система взвешивания риска в Базельском соглашении учитывает кредитный риск, но не учитывает риск процентных ставок или валютный риск. Кредитный риск - это риск невыполнения должником (контрагентом) своих обязательств. Базельское соглашение устанавливает пять категорий кредитного риска: 0, 10, 20, 50 и 100 процентов. Категория 100 процентов является стандартной категорией риска. В 1989 г. федеральные органы, регулирующие деятельность банковской системы, выпустили новые нормативные требования по капиталу для коммерческих банков. Основная цель федеральных нормативных требований состоит в том, чтобы коммерческие банки увеличивали объем своего капитала по мере роста их фин. структур. Достаточность капитала является основополагающим элементом регулирования с целью предотвращения риска и обеспечения фин. устойчивости. Капитал и активы, взвешенные по степени риска.

Предложение комитета было принято в марте 1988 г. Окончательная редакция базельского документа была принята в июле 1988 г. В основу Базельского соглашения о рисковом капитале легли положения о капитале и рисках. После этого регулирующие банковскую деятельность органы США приняли, исходя из этого документа, свои собственные предложения по достаточности капитала с учетом риска. Принятый в Базеле в качестве основы документ допускал различия в нац. методах бухучета и контроля, а также проявлял гибкость в подходе к его реализации. Цель заключалась в укреплении международной банковской системы путем введения минимальных стандартов капитала. Регулирующие органы США старались не выходить из этих рамок. 3 августа 1988 г. Совет управляющих ФРС одобрил Базельское соглашение пятью голосами против одного. В середине декабря 1988 г. была готова окончательная редакция инструкции Совета управляющих ФРС, одобренная единогласно 16 декабря 1988 г. Этот документ был опубликован в Федеральном регистре за 27 января 1989 г. и вступил в силу 15 марта 1989 г. Управление Контролера денежного обращения также в соответствии с Базельским соглашением опубликовало в Федеральном регистре (27 января 1989 г.) свою инструкцию, которая распространяется на все коммерческие банки, зарегистрированные на федеральном уровне, и почти идентична Правилу Совета управляющих ФРС. Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) выпустила в соответствии с Базельским соглашением инструкцию о расчете коэффициента достаточности капитала с учетом риска, опубликованную в Федеральном регистре (21 марта 1989 г.). Она распространяется на банки, зарегистрированные на уровне штатов и не являющиеся членами ФРС, и идентична окончательному варианту Правила Совета управляющих ФРС.

Базельское соглашение и инструкции 1989 г. основываются в определенной степени на том предположении, что нельзя полагаться на рыночные силы и ждать, что они доведут коэффициент достаточности капитала банков до оптимального уровня, и что необходимо регулирование капитала. Регулируемый капитал должен покрывать убытки, особенно непрогнозируемые, возникающие в связи с инвестиционным портфелем банка или его забалансовой деятельностью. При этом утверждается также, что регулируемый капитал необходим для того, чтобы общественность прониклась доверием к банковской системе. Система взвешивания риска в Базельском соглашении учитывает кредитный риск, но не учитывает риск процентных ставок или валютный риск. Кредитный риск - это риск невыполнения должником (контрагентом) своих обязательств. Базельское соглашение устанавливает пять категорий кредитного риска: 0, 10, 20, 50 и 100 процентов. Категория 100 процентов является стандартной категорией риска. В 1989 г. федеральные органы, регулирующие деятельность банковской системы, выпустили новые нормативные требования по капиталу для коммерческих банков. Основная цель федеральных нормативных требований состоит в том, чтобы коммерческие банки увеличивали объем своего капитала по мере роста их фин. структур. Достаточность капитала является основополагающим элементом регулирования с целью предотвращения риска и обеспечения фин. устойчивости. Капитал и активы, взвешенные по степени риска. Правила Совета управляющих ФРС и инструкции Контролера денежного обращения идентичны в том, что касается понятия капитала и категорий риска. Активы относятся к одной из четырех категорий, установленных, прежде всего в связи с кредитным риском. Различия в требованиях разных регулирующих органов незначительны и касаются оценки нематериальных активов, использования привилегированных акций холдинговыми компаниями и размера отчислений в резерв на покрытие потерь от ссуд и лизинга. По существу капитал, согласно инструкциям, делится на базовый и вспомогательный капиталы. Капитал первого уровня (базовый) включает обыкновенные акции, привилегированные бессрочные акции (включая соответствующий дополнительный капитал), и неконтрольный пакет акций консолидированных дочерних компаний за вычетом нематериальных активов. Привилегированные бессрочные акции не могут превышать одной трети суммы собственного капитала и неконтрольного пакета акций консолидированных дочерних компаний. Капитал второго уровня, или вспомогательный капитал, включает пр. привилегированные акции, гибридные инструменты инвестиционного характера и субординированный долг. Капитал второго уровня не может превышать 100 процентов суммы капитала первого порядка. Составные части капитала второго уровня имеют определенные ограничения, как, напр., допустимые пределы убытков по ссудам и лизингу. Переходный период продолжался с 1990 по 1992 гг. В соответствии с нормативными требованиями активы классифицируются по четырем категориям, от наименее рискованных до наиболее рискованных:

              наличность и прямая задолженность правительства США и его учреждений – 0 процентов риска;

              иски внутренних депозитных учреждений, задолженность, условно гарантированная правительством США, - 20 процентов риска;

              накопленные ссуды под залог 1-4-семейных жилых домов, обеспеченные первой закладной ценные бумаги, обеспеченные обычными закладными, и облигации, обеспеченные доходами от финансируемых проектов, - 50 процентов риска;

              прочие активы - 100 процентов риска. Забалансовые риски, связанные с аккредитивами, активами, проданными с регрессом, формальные обязательства о выдаче ссуд включаются в активы посредством конверсии по кредитным эквивалентам. Чтобы определить сумму кредитного эквивалента, каждый из забалансовых рисков взвешивается (0, 20, 50 или 100 процентов) и с учетом должника, гаранта и вида обеспечения, относится к соответствующей категории риска. Пример применения нормативных требований к капиталу с учетом риска приведен в прилагаемой таблице. Коэффициент кредитного эквивалента устанавливается следующим образом:

Показатель пересчета 100 процентов. Применим к прямым субститутам кредита или общим поручительствам по задолженности, таким, как аккредитивы “стэндбай”, соглашения о продаже с обратным выкупом (Репо) и продаже активов с регрессом, а также форвардные контракты на покупку активов.

              показатель пересчета 50 процентов, применим к условным обязательствам, связанным со сделками; неиспользованной частью обязательств по выдаче ссуд с первоначальным сроком более одного года; среднесрочным кредитным программам на базе “евронот” с банковской поддержкой и программам выпуска “евронот”.

              показатель пересчета 20 процентов, включает краткосрочные самоликвидирующиеся условные обязательства, связанные с финансированием торговых сделок, такие, как коммерческие аккредитивы.

              показатель пересчета 0 процентов. включает неиспользованные обязательства по кредитам, первоначальный срок которых не превышает одного года и которые могут быть аннулированы в любое время.

Коэффициент суммарного капитала рассчитывается как сумма капитала первого уровня и капитала второго уровня, деленная на сумму активов, взвешенных по степени риска, и кредитных эквивалентов. По состоянию на конец 1992 г. минимальное отношение суммарного капитала к активам, взвешенным по степени риска, составляет 8 процентов. Суммарный капитал представляет собой капитал первого уровня плюс капитал второго уровня минус взаимные вложения в капитальные банковские инструменты, а также инвестиции в неконсолидированные дочерние компании. Минимальный норматив по отношению `капитал первого уровня - активы, взвешенные по степени риска`, составляет 4,00 процентов. Минимальный норматив по отношению `акционерный капитал - активы, взвешенные в соответствии с уровнем риска`, составляет 4,0 процентов. Капитал второго уровня не может составлять более 50 процентов капитала первого уровня. Эти коэффициенты считаются минимальными уровнями, или `полом`. Нормативные требования по уровню риска применяются на консолидированной основе в отношении банковских холдинг-компаний, консолидированные активы которых составляют 150 млн дол. и больше. В отношении банковских холдинг-компаний, консолидированные активы которых составляют менее 150 млн дол., эти требования применяются как в отношении банков, если только: а) материнская банковская холдинг-компания не занята небанковской деятельностью, связанной со значительным использованием заемного капитала, или б) материнская компания не имеет значительной суммы непогашенных долговых обязательств на руках у широкой публики. Нормативные требования по риску должны применяться в процессе проверок и осуществления надзора, а также при анализе заявок, по которым принимает решения ФРС. В 1991 г. ФКСД пересмотрела свои требования в отношении «левереджа», который гарантирует, что часть имеющихся активов банка и их рост в будущем будут финансироваться за счет собственного капитала, а не только за счет застрахованных депозитов. Эти изменения должны прежде всего привести в большее соответствие определение капитала, которое принято в требованиях по левереджу с его определением, применяемым в нормативных требованиях по риску. Требование по левереджу, предъявляемое ФКСД, является только минимальной нормой. От большинства банков требуется иметь капитал, значительно превышающий минимально необходимый уровень. Изменения в требованиях к соотношению собственных и заемных средств в капитале включают следующее:

Информация о работе Достаточность капитала