Доверительные (трастовые) операции
коммерческих банков
Реферат
Трастовые (или доверительные,
фудициарные) операции объединяют
целую группу разнообразных операций,
связанных с особыми доверительными
отношениями (отсюда их название),
складывающимися между банками
и его клиентами.
Содержание доверительных
операций может быть весьма
различным.
Они могут ограничиваться
совершением уполномоченным лицом
одной или нескольких сделок,
прямо указанных клиентом по
его поручению и за его счет.
В определенных случаях доверительные
операции включают в себя целую
серию разнообразных действий
юридического и фактического
характера, совершаемых уполномоченным
лицом в отношении имущества
своего клиента. Выбор конкретных
действий зависит обычно исключительно
от усмотрения уполномоченного
лица, которое чаще всего является
профессионалом в этой области
деятельности. Его свобода ограничивается
только требованием закона действовать
в интересах своего клиента
(или третьего лица по указанию
клиента) и в соответствии с
целями, определенными договором.
Сообразно своему содержанию
все доверительные операции, существующие
в настоящее время, в зарубежной
практике, можно условно разделить
на две группы: 1) операции, не связанные
с управлением имуществом клиента;
2) операции, связанные с управлением
им.
Под управлением чужим
имуществом, на мой взгляд, следует
понимать инициативную самостоятельную
деятельность управляющего, направленную
на сохранение и приумножение
объекта управления, а в отдельных
случаях - на уменьшение или
предотвращение убытков, которые
могут быть вызваны любыми
обстоятельствами. Эта деятельность
может заключаться не столько
в совершении действий, так сказать,
"охранного" характера, сколько
в ведении дел своего клиента.
Она может быть направлена
не только на приобретение
и приращение имущества, но
и на осуществление определенных
разумных расходов по его поддержанию
в удовлетворительном состоянии
и эксплуатации, выплату налогов,
долгов, найм работников и т.п.
Эта деятельность не всегда
носит предпринимательский характер,
так как довольно часто не
направлена на извлечение прибыли
(например, управление домом, являющимся
частью наследственной массы).
К доверительным операциям
первой группы следует отнести
ряд сделок посреднического характера.
Применительно к коммерческим
банкам они, как правило, ограничиваются
брокерской деятельностью на денежных
и фондовых рынках и осуществляются на
основании договоров с клиентами, которыми
могут быть как физические, так и юридические
лица.
Доверительные операции
второго вида, связанные с управлением
имуществом клиента, касаются
главным образом управления наследственным
имуществом, частными, пенсионными
и другими фондами, портфелями
ценных бумаг, делами корпораций
при их реорганизации и банкротстве
[1].
Трастовую деятельность
коммерческих банков, на мой взгляд,
следует отличать от деятельности
по ведению трастсчетов [2]. В
этих случаях банки не занимаются
деятельностью по управлению
имуществом своих клиентов и
не являются их доверенными
лицами. В их задачу входит
ведение трастсчетов, на которые
зачисляются переданные в управление
средства. Распорядителями таких
счетов являются другие лица -
управляющие, а не сам банк.
Помимо ведения траст-счетов банки
могут предоставлять управляющим
кредиты, необходимые для финансирования
их деятельности. И хотя на
банки возлагается выполнение
ряда дополнительных обязанностей
(например, проверка полномочий управляющих),
такие операции нельзя назвать
в чистом виде доверительными
(трастовыми). Они почти ничем
не отличаются от традиционных
банковских операций по ведению
счетов и выдаче кредитов; разница
лишь в том, что эти услуги
предоставляются не непосредственным
собственникам средств и имущества,
а их представителям. Различие, как
видим, несущественное.
В Российской Федерации
упоминание о трасте содержится
в ряде нормативных актов [3].
Следует отметить некоторую путаницу
в понятиях, употребляемых в законодательстве
и специальной литературе.
Доверительное управление
иногда именуется трастом, доверительной
собственностью, коммерческим управлением
и т.п. Встречаются разные термины,
применяемые к выгодоприобретателю
по договору о доверительном
управлении: бенефициар и бенефициарий.
В соответствии со
ст. 5 Закона о банках и банковской
деятельности (в дальнейшем - Закон)
трастовые операции могут совершаться
банками только на основании
специальной лицензии. Закон не
дает определения доверительных
операций. Однако следует предположить,
что в это понятие не включается
брокерская деятельность банков
на денежных и финансовых рынках.
Это подтверждается тем, что
брокерские операции банков рассматриваются
той же ст. 5 Закона в качестве
самостоятельной банковской операции.
Такой же вывод подтверждается
абзацем третьим п.
1 проекта Методических
указаний по проведению доверительных
(трастовых) операций коммерческими
банками на территории Российской
Федерации, где сказано: "Выделение
указанных действий в отдельную банковскую
операцию имеет смысл, если в основе такой
операции лежит договор или иное основание,
предусмотренное законом, отличное от
договоров комиссии или поручения. В противном
случае указанные действия практически
полностью подпадают под совершение банком
брокерских операций". Указ Президента
РФ о трасте является, на мой взгляд, не
совсем удачной попыткой перенести в российское
законодательство конструкцию англо-американского
траста, в соответствии с которым имущество
учредителя траста должно передаваться
управляющему в доверительную собственность.
В дальнейшем речь идет об управлении
этим имуществом в интересах третьего
лица - бенефициария.
Таким образом, в
российской практике и законодательстве
распространено "узкое" понятие
доверительных операций, в которое
не включаются трастовые операции
первого вида. Это не соответствует
мировому опыту, и прежде всего
практике швейцарских банков. Остается
пожелать, чтобы законодатель пересмотрел
свою позицию и в наше законо-дательство
было введено "широкое" понятие
доверительных операций.
Доверительные операции
российских коммерческих банков
регулируются в настоящее время
главным оброазом двумя нормативными
актами. Во-первых, п. "л" ст. 5 Закона
о банках и банковской деятельности,
где доверительные операции определены
как привлечение и размещение
средств, а также управление
ценными бумагами по поручению
клиентов. Закон не содержит специального
правового регулирования этих
сделок. Поэтому к правоотношениям,
возникающим между банками и
их клиентурой в результате
заключения договоров о совершении
доверительных операций, следует
применять общие нормы гражданского
права. Во-вторых, это Указ Президента
РФ о трасте. В соответствии
с п. 21 Указа его действие распространяется
только на правоотношения, возникающие
при передаче в траст пакетов
акций акционерных обществ, созданных
при приватизации государственных
предприятий, закрепленных в федеральной
собственности. На мой взгляд,
норма п. 21 Указа не запрещает
совершение доверительных операций
коммерческими банками в других
формах и не регулирует их.
Это было бы невозможно хотя
бы потому, что законодательство
не содержит полного и точного
определения доверительных (трастовых)
операций. Невозможно запретить
то, что четко не определено. Кроме
того, ст. 5 Закона рассматривает
доверительные (трастовые) операции
в качестве одной из банковских
операций, которую можно осуществлять
только на основании лицензии
Банка России. Указ Президента
РФ о трасте, как известно, не
требует специального лицензирования
деятельности управляющего. Поэтому
следует сделать вывод, что
Указ о трасте устанавливает
особый, специальный правовой режим
доверительных (трастовых) операций,
распространяющийся только на
одну их разновидность - передачу
в траст акций приватизированных
предприятий, которые находятся
в федеральной собственности.
Все остальные доверительные
операции могут осуществляться
вне правового режима, устанавливаемого
Указом, причем права и обязанности
сторон правоотношения определяются
договором.
Таким образом, согласно
российскому законодательству доверительные
операции коммерческих банков
можно условно подразделить на
два вида: доверительные операции,
связанные с управлением пакетами
акций приватизированных предприятий,
и доверительные операции, не связанные
с управлением ими. Рассмотрим подробнее
каждую из этих разновидностей.
Доверительные операции,
не связанные с управлением
портфелями акций приватизированных
предприятий, находящихся в федеральной
собственности
Рассматриваемые операции
российских коммерческих банков
только начинают развиваться.
В соответствии с п. "л"
ст. 5 Закона предметом доверительных
операций коммерческих банков
может быть только следующее
имущество: деньги, в том числе
иностранная валюта, и ценные
бумаги, переданные в управление
или приобретенные в процессе
управления. Управление иностранной
валютой может осуществляться
лишь теми банками, которые
имеют валютные лицензии. Такие
доверительные операции только
начали появляться в практике
российских коммерческих банков.
Например, банк "Российский кредит"
оказывает трастовые услуги юридическим
лицам.
Минимальная сумма,
принимаемая банком в доверительное
управление, - 100 миллионов рублей
или 10 тысяч долларов США. Минимальный
срок размещения - восемь дней. Коммерческий
банк "Российский кредит" создает
для клиента инвестиционный портфель,
состоящий из вложений в ценные
бумаги, "твердые" и "мягкие"
валюты. Вложения в неконвертируемые
валюты считаются одними из
самых прибыльных, поскольку банк
считается лидером на этом
рынке. Банк также размещает
средства клиентов и на межбанковском
валютном рынке, но только на
более длительные сроки. Поскольку
эффективность самых коротких
операций в последнее время
снижается, средства клиентов
будут размещаться также и
в зарубежные ценные бумаги. Банк
предоставляет по просьбе клиента
полный отчет о движении его
средств, а также готов воплотить
в жизнь оригинальные схемы
размещения, предлагаемые клиентами
[4].
В связи с приведенным
примером возникает вопрос, какое
конкретно имущество является
предметом доверительного управления,
если первоначально клиент обязан
передать банку-управляющему денежные
средства в рублях, а фактически
банк должен управлять имуществом
в другой форме (например, ценными
бумагами или валютой), приобретенными
на эти средства. На мой взгляд,
ответ на этот вопрос зависит
от результатов анализа содержания
такого договора. Если в нем
в общей форме сказано, что
банк должен приобрести на
переданные ему денежные средства
любые ценные бумаги или иностранную
валюту, или иное имущество, совершать
с ними действия по управлению,
руководствуясь только собственным
усмотрением, а по окончании
срока договора вернуть клиенту
денежные средства в рублях, то
следует сделать вывод, что
предметом такого доверительного
управления являются именно деньги.
Условие договора о
приобретении банком ценных бумаг
или валюты является только
уточнением возможных путей инвестирования
средств клиента. Если же в
договор включено условие о
приобретении банком ценных бумаг
конкретного эмитента в определенном
количестве, за определенную цену, управлении
ими в течение срока договора и возврате
клиенту приобретенного имущества, то
предметом доверительного управления
являются ценные бумаги. Предмет такого
договора состоит из двух частей: во-первых,
выполнение брокерской деятельности по
приобретению точно определенных в договоре
ценных бумаг; вовторых, управление этими
ценными бумагами. Если даже в таком договоре
будет предусмотрена обязанность банка
продать по окончании срока договора такие
ценные бумаги и передать клиенту только
денежные средства, вырученные от их продажи,
сделанный ранее вывод не изменится. Просто
предмет такого договора осложнится еще
одним элементом: выполнением брокерской
операции по продаже ценных бумаг клиента.
Следовательно , ответ на поставленный
вопрос зависит от степени конкретности
обозначения в договоре того имущества,
которое должно будет приобретаться банком
в процессе исполнения такого договора.
Доверительные операции,
связанные с управлением портфелями
акций приватизированных предприятий,
находящихся в федеральной собственности
В соответствии с
п. 21 Указа о трасте передача
акций приватизированных предприятий
в доверительное управление (траст)
должна осуществляться в рамках
единой государственной политики
приватизации, изложенной в Государственной
программе приватизации (п. 2 ст. 4 Закона
РФ от 3 июля 1991 года "О приватизации
государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации"
[5]).
Пунктами 2 и 3 Указа
о трасте установлено, что отношения
по доверительному управлению
пакетом акций возникают на
основании соответствующего договора.
Типовая форма такого договора
утверждена распоряжением Госкомимущества
России от 15 февраля 1994 года №
343.
Согласно договору
учредитель траста передает пакет
акций, находящихся у него на
праве собственности, доверительному
собственнику на определенный
срок, а этот последний обязан
осуществлять право собственности
на данное имущество исключительно
в интересах бенефициария в
соответствии с Указом о трасте,
договором об учреждении траста,
а также законодательством Российской
Федерации.
Таким образом, согласно
Указу сторонами правоотношения,
возникающего в результате заключения
договора о трасте, являются учредитель,
доверительный собственник и
бенефициарий.