Факторинговые операции: порядок их проведения банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:12, реферат

Описание

Деньги нужны всегда и всем, но, прежде всего, для нормального обслуживания товаропроводящей сети. Для решения этой задачи на макроуровне есть два пути. Это увеличение мaсcы денег через эмиссию - первый путь. И второй - увеличение скорости их движения, что равносильно функциональному росту денежной массы. Оба пути не только возможны, но и необходимы, со следующей разницей. В первом случае требуется особая осторожность, и существует функциональное ограничение уровнем инфляции. Второй путь универсален и бесконечен по потенциалу совершенствования.

Содержание

Введение
1. Организация проведения факторинговых операций в банках
2. Факторинговые операции в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

адкб.docx

— 33.29 Кб (Скачать документ)

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  

 До 1995 года договор факторинга советскому, а впоследствии и белорусскому  национальному законодательству (когда  был принят первый специальный  нормативный акт Национального банка Республики Беларусь - Порядок проведения факторинговых операций в Республике Беларусь от 18. 09. 1995 № 605) был практически неизвестен. Отдельные факторинговые операции проводились банками в соответствии с письмом Госбанка СССР от 12. 12. 1989 № 252 “О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги”. Еще раньше, в порядке эксперимента и без надлежащей нормативной базы, с 1 октября 1988 года факторинговые операции применялись ленинградским отделением Промстройбанка СССР (в частности, к первой половине 1989 г. учреждения Промстройбанка заключили договоры об оказании факторинговых услуг с рядом предприятий). Но слабая методологическая подготовка работников, отсутствие соответствующей справочной и научной литературы, обобщающей мировой опыт в данной области, а также необходимость выполнения плана реализации, плана прибыли от реализации и т. д. обусловили подмену факторинга банковской гарантией, привели к неправильному пониманию его сущности. В практике же стран с разви¬той рыночной экономикой этот договор давно получил широкое применение.

 Согласно п.1 ст. 772 ГК РБ “по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется второй стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) с переходом прав кредитора на фактора (открытый факторинг) либо без такого перехода (скрытый факторинг)”. Определение этого понятия, данное в п.2 Правил проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями финансирования под уступку денежного требования (факторинга) (утв. правлением НБ РБ 30.08.01г., №229), практически идентично приведенному выше.

 Исходя  из этого же нормативного акта, в роли фактора выступают банки-резиденты Республики Беларусь, которые имеют лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение факторинговых операций.

 Поставщиками  являются резиденты Республики  Беларусь, поставляющие товары, как на внутренний рынок страны, так и за ее пределы. В отдельных случаях поставщиками могут быть нерезиденты Республики Беларусь, поставляющие товары на внутренний рынок страны.

 Наряду  с этим факторинговому обслуживанию не подлежат поставщики:

 —  признанные судом банкротами;

 —  реализующие свою продукцию на  условиях консигнации, бартерных  сделок.

 —  заключающие со своими клиентами  долгосрочные договоры и выставляющие  счета по завершении определенных  этапов работ или до осуществления  поставок (авансовые платежи). Это  условие, видимо, связано со стремлением  Национального Банка ограничить случаи оспаривания уступаемого требования, а также с тем, что расчеты платежными требованиями, используемые при проведении факторинговых операций, могут производиться только за фактически поставленную продукцию.

 Факторинговые операции не производятся по денежным требованиям физических лиц; предпринимателей без образования юридического лица, не занимающихся производством продукции (работ, услуг); филиалов и отделений субъектов хозяйствования, не имеющих статуса юридического лица.

 В  настоящее время в нашей стране  факторинг постепенно «приживается».  У нас эта операция еще просто  не доросла до самостоятельного  уровня, поэтому ею занимаются  банки как наиболее крупные  и жизнеспособные структуры. Продвижение  факторинга на рынок банковских услуг в Республике Беларусь происходит чрезвычайно медленно. Теоретически любой банк нашей республики мог бы заниматься факторингом (они и занимаются, но, безусловно, не все), но ряд причин - объективных и субъективных - вызывают их явное нежелание осуществлять эти операции.

 Неизбежность  финансовой индустрии вытекает  из логики развития экономики. Любые формы расчетов исторически проходят три стадии: предоплата, аккредитив, расчет по открытому счету. Но если производители и продавцы могут диктовать такую форму расчета как предоплата, если нет конкурентного рынка и борьбы за покупателя, если национальная промышленность не развита, а удельный вес реально убыточных и низкорентабельных субъектов составляет более двух третей от их общей численности,  где более 40% предприятий полностью утратили собственные оборотные средства и эта тенденция не остановлена, а общий уровень неплатежей в совокупности сопоставим с годовым бюджетом страны, то потребность в факторинге не возникает. И наоборот: например, за последние десятилетия в связи с развитием экономики и совершенствованием системы расчетов в Юго-Восточной Азии, страны этого региона стали активно осваивать факторинг.

 Распространение  этой торгово-комиссионной операции  в Беларуси сталкивается с рядом серьезных проблем:

1. Несовершенство  и недостаточность нормативной  базы, которая регулирует осуществление  факторинговых операций. Анализ практики применения договора факторинга показывает, что зарубежный законодатель уделяет значительное внимание разработке правовых институтов, эффективно содействующих оптимизации хозяйственной деятельности. К сожалению, в республике пока действует всего лишь один специальный нормативный акт, целиком посвященный регулированию факторинговых отношений - «Правила проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями финансирования под уступку денежного требования (факторинга)», утвержденный Национальным банком Республики Беларусь от 30.08.2001 №229. В международной практике факторинг регулируется специальной Конвенцией о международном факторинге. До настоящего времени Республика Беларусь не присоединилась к ней, и в отечественном законодательстве отсутствуют ее положения. Все это сдерживает развитие международного факторинга, а, следовательно, затрудняет выход банков на международный рынок банковских услуг. Кроме того, следует отметить, что одним из обстоятельств, сдерживающих применение факторинга, является то, что хотя платежи по возврату суммы финансирования и уплате процентов по факторингу осуществляются в очередности возврата средств по кредитам, фактор не наделен правом бесспорного списания сумм своим инкассовым распоряжением.

2. Отсутствие  у отечественных банков ресурсов  в объеме, достаточном для проведения операций такого рода. Оказание факторинговых услуг в первую очередь предполагает наличие у фактора средств, предназначенных для кредитования клиентов путем выкупа у них долговых требований. Нашей стране катастрофически не хватает ресурсов, инвестиций, и банковская сфера здесь не исключение.

3. Большие  риски для фактора неполучения  платежа по факторингу от плательщика и невозможности осуществления права регресса на поставщика в связи с его финансовой несостоятельностью. Данные риски особенно возрастают при внутреннем факторинге, когда и поставщик и плательщик (предприятия Республики Беларусь) могут оказаться не состоятельными. Эти риски обусловлены общим тяжелым экономическим положением большинства белорусских предприятий, а также повсеместными неплатежами в республике и странах бывшего СССР, с которыми предприятия Беларуси имеют устойчивые хозяйственные связи.

 При  проведении факторинговых операций чрезвычайно важна грамотная методика оценки риска, так как одним из аспектов этой операции является принятие на себя фактором кредитных рисков своего клиента (исключение составляет агентское соглашение). Наши банки стоят перед сложной задачей самостоятельной разработки данной методики. Использование обширного зарубежного опыта позволит в какой-то мере ее упростить, но необходима адаптация его к отечественным условиям, которые значительно отличаются от зарубежных.

 Кроме  того, в настоящее время факторинг  предполагает нерегулярный, разовый характер обслуживания, производится при потребности у поставщика получить средства, а у плательщика - оплатить конкретный платежный документ. Подобная ситуация значительно увеличивает риски банка, приобретающего заведомо сомнительные с точки зрения своевременности оплаты платежные требования, а также лишает факторинг таких его преимуществ, как комплексность обслуживания, обеспечение бесперебойности и своевременности платежей в пользу поставщика.

4. Одной  из серьезнейших проблем является  низкий уровень банковских технологий  и недостаточная компетентность  в области финансового анализа. 

 Технология  обслуживания сложна - и это одна  из причин неготовности банка заниматься факторингом - она требует не только квалифицированного персонала, но и длительного срока подготовки. В Восточной Европе у факторинговых компаний, которые были там созданы в начале 90-х годов, от момента создания до начала операций проходило время около двух лет. 2-3 года - это подготовительный этап для начала работы. За этот период необходимо выработать технологию оценки дебитора, технологию принятия решений, технологию распределения ресурсов. Широко эти технологии не распространены, у каждого банка есть свои секреты факторингового обслуживания.

 В  Беларуси информации о дебиторах  предприятий, как правило, недостаточно, а не работая с дебиторами напрямую, занимаясь только обслуживанием платежных документов или взаимозачетами, тяжело постоянно следить за изменением риска в тех или иных отраслях промышленности. Разработка технологий современного уровня (существующие в Республике Беларусь далеки от западных) - еще один серьезный шаг к освоению отечественными банками факторинговых операций.

5. Консервативный  менталитет многих руководителей  предприятий, не желающих внедрять  новые методы хозяйствования, действующих  по старинке и видящих в  новых банковских услугах лишь  способ наживы для самих банков. Этому зачастую способствует  некомпетентность банковских работников  и неправильная постановка акцентов  при общении с клиентами по  поводу проведения факторинговой операции.

6. Для  повышения качества банковских  услуг банкам необходимо решить  внутренние проблемы, связанные  с организацией их деятельности (функционирование информационных  потоков, повышение качества учета  и отчетности), с управлением (оценка  рисков при предоставлении кредитов, обеспечение ликвидности, анализ  комиссий) и с подготовкой квалифицированных  кадров.

 Но, тем не менее, в Республике  Беларусь существуют хорошие  перспективы развития факторинга, что связано с функционированием  малых предприятий, увеличивающимся  спросом на “факторабельные” виды продукции. Эти обстоятельства обуславливают активное использование в будущей белорусской коммерческой практике кредита поставщика, который будет эффективно рефинансироваться банками.

 Принципиальное  отличие возможностей проведения  факторинговых операций у нас, в отличие от международной практики, заключается в том, что здесь невозможно положиться исключительно на правильность выбора клиентом своих партнеров и устанавливать линии кредитного обслуживания только в зависимости от уровня финансовой и хозяйственной устойчивости клиента. У зарубежных факторинговых компаний есть возможность обратить регрессные требования на покупателя, хотя они этим, как правило, не пользуются. Смысл проведения операции за рубежом - освободить клиента от всей административной и технической работы по погашению дебиторской задолженности, включая принятие факторинговой компанией всех рисков, связанных с проведением операции. К сожалению, в Беларуси реализовать такой механизм проведения факторинга пока невозможно.

 Белорусские  банки в ближайшей перспективе  не смогут отказаться от права регресса на продавца задолженности, так как не готовы принимать на себя все риски, связанные с деятельностью поставщика. Если такие риски все же принимаются, то стоимость услуги для фактора значительно увеличивается. Последний вынужден увеличивать не только расходы, связанные с проведением кредитного анализа всех дебиторов (их финансового состояния, конкурентного положения, уровня компетенции, менеджмента и др.), но и расходы, связанные с обслуживанием документооборота по расчетам клиента со своими дебиторами. В итоге цена факторингового обслуживании может значительно превысить даже стоимость простейшего кредитования в любом коммерческом банке, что сведет эффективность этих операций к нулю.

 В  этой связи оптимальная схема  операции может предполагать подписание трехстороннего договора факторингового обслуживания между банком, клиентом и дебитором, в соответствии с которым банк осуществляет финансирование клиента, а дебитор гарантирует погашение своей задолженности. В данном случае дебитор выступает как гарант исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору.

Информация о работе Факторинговые операции: порядок их проведения банком