Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:27, реферат
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………….4
2. Сущность и функции государственного кредита…………………………12
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………...……25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Объекты
и субъекты финансового
2. Сущность
и функции государственного
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………...……
Введение
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль - неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
Целью
данной работы является рассмотрение
понятия финансовый контроль, его видов,
основных методов, а также показать каким
образом осуществляется контроль со стороны
властных структур Российской Федерации.
1.
Объекты и субъекты
финансового контроля
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Для
осуществления финансового
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.
Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.
Цель финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
Инициативный контроль проводится соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе, бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Рассматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
Государственный
контроль проводится органами государственной
власти (Администрацией Президента, законодательными
и исполнительными органами Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации).
Цель данного контроля состоит в соблюдении
интересов государства и общества в целом
при реализации финансовой политики государства.
Контроль органов местного самоуправления
осуществляется соответствующими органами
финансового контроля и направлен, прежде
всего, на контроль и анализ хода исполнения
местных бюджетов. Контроль финансов кредитных
органов состоит в проверке правильности
и достоверности данных финансовой отчетности
предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый
(аудиторский) контроль проводится аудиторскими
фирмами, аудиторами в соответствии
с действующим
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:
· проверка;
· обследование;
· надзор;
· анализ финансового состояния;
· наблюдение (мониторинг);
· ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование
предполагает более полное изучение
отдельных аспектов функционирования
предприятий, организаций с целью
определения их финансового состояния
и возможных направлений развития. При
этом определяется финансовое положение
хозяйствующего субъекта, перспективы
развития. Обследование может проводиться
в виде анкетирования и опроса.
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ
финансового состояния
Ревизия
выступает в виде наиболее распространенного
и всеобъемлющего метода финансового
контроля. По полноте охвата контроля
финансово-хозяйственной
Полная
ревизия предусматривает
Все
нарушения, которые были выявлены в
процессе проверки, отражаются в акте
ревизии. Акт является официальным
документом, на основе которого делаются
выводы о деятельности организации и принимаются
последующие управленческие решения.
Ответственность за точность его составления
несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться
описание фактов нарушений, указано время
их совершения, стоимостная оценка, а также
виновные лица. Нельзя отражать в акте
личные выводы и предположения ревизора.
Ревизоры также не имеют права вмешиваться
в управление проверяемой организации,
налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.