Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель работы: осуществить анализ фактических данных, отражающих состояние национальной платежной системы, выявить перспективы ее развития и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу.
Введение……………………………………………………………………...………4
1 Теоретические основы функционирования платёжной системы .............……..6
2 Виды платёжных систем…………………………………………………………..9
3 Платежная система Республики Беларусь и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…16
Заключение……………………………………………………………………….…24
Список использованных источников………………………………………….…..25
3) средства на корсчетах в Национальном банке;
4) обязательные резервы в Национальном банке.
Последние три группы депозитов образуют средства межбанковских расчетов.
Под платежными инструментами
подразумеваются технические
Таким образом, все перечисленные составляющие платежной системы должны четко взаимодействовать друг с другом. Только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования. Под последней подразумевается своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. Непредвиденные сбои в системе или неожиданные задержки в платежах негативно сказываются на имидже платежной системы, вызывая недоверие участников расчетов и возможность возникновения платежного кризиса, в то время как при эффективном ее функционировании существенно сокращаются операционные издержки, улучшается качество управления ликвидностью в банках и на предприятиях.
Платежная система является
неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры
рыночной экономики, и ее состояние
имеет ключевое значение для денежно-кредитного
регулирования, обеспечения эффективного
расчетного обслуживания финансовой системы
государства и реального
Начиная с момента создания национальной платежной системы Беларуси вопросы состояния и развития АС МБР как основного компонента постоянно находятся в центре внимания Национального банка. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление межбанковских расчетов через АС МБР, обеспечение безопасности информации в системе, а также ее разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание, порядок расчета и взимания платы за расчетные услуги Национального банка.
Надежное и безопасное функционирование АС МБР зависит от урегулированности правоотношений между участниками, состояния и развития центрального вычислительного комплекса, системы передачи финансовой информации, автоматизированных систем банков-участников, работы технического оператора, провайдеров телекоммуникационных услуг, поставщиков услуг в сфере платежных систем.
В целях повышения надежности и безопасности функционирования автоматизированной системы создан резервный вычислительный центр, внедрена модернизированная система BISS и система передачи финансовой информации, осуществлены меры по повышению надежности функционирования автоматизированных систем банков. Определены базовые нормы, устанавливающие основные требования к организации межбанковских расчетов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР.
Национальным банком создан
и успешно эксплуатируется
Вместе с тем, несмотря
на положительные в целом
Не способствует нормативной
работе платежной системы сложившаяся
порочная практика авральной работы
субъектов хозяйствования, органов
управления и отдельных банков в
последний день месяца или квартала
по урегулированию расчетов, включая
погашение задолженности по заработной
плате и перед бюджетом. В течение
продленного сверх графика
Следует отметить, что эти затраты достаточно велики. Так, 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб [28].
Полагаем, что от сложившейся
порочной практики надо уходить, используя
при этом организационные и
Это говорит о том, что тарифы уже не покрывают возросшие по объективным причинам затраты (увеличение амортизации за счет ввода резервного центра, рост зарплаты персонала, рост цен на электрическую и тепловую энергию и др.). Поэтому назрела необходимость их повышения. При этом Главное управление платежной системы, Главное управление информационных технологий и Расчетный центр продолжат работу по оптимизации и совершенствованию АС МБР с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение.
К компетенции банков относится решение проблемы увеличения нагрузки на ответственных исполнителей в связи с необходимостью формирования полноформатных электронных платежных документов для передачи в систему BISS. Решение данной проблемы возможно, если банки начнут более активно применять автоматизированные банковские системы "Клиент-банк" и сканирующие устройства.
Сегодня созданная в государстве
платежная система в основном
соответствует современным
В 2009 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
Платежная система является
неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры
рыночной экономики, и ее состояние
имеет ключевое значение для денежно-кредитного
регулирования, обеспечения эффективного
платежного обслуживания финансовой системы
государства и реального
Разразившийся глобальный финансово-экономический
кризис не может обойти стороной и
Беларусь, которая имеет обширные
мирохозяйственные связи и
Успешная реализация Основных
направлений денежно-кредитной
Во избежание системного кризиса в стране особое внимание со стороны Национального банка должно быть уделено поддержке ликвидности банков, на долю которых приходится наибольший удельный вес в платежном обороте[14, c. 37].
В связи с этим, Основными
направлениями денежно-
— дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы национальной платежной системы и системы безналичных расчетов, тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям;
— усиление надзора за платежной системой со стороны Национального банка;
— повышение экономической и эксплуатационной эффективности компонентов инфраструктуры платежной системы, производительности и пропускной способности функциональных компонентов АС МБР при минимизации всех видов рисков;
— анализ и мониторинг состояния АС МБР и выявление на этой основе резервов ее дальнейшего развития;
— продолжение работы по
модернизации программно-технической
инфраструктуры АС МБР, формированию на
территории Республики Беларусь единого
расчетного и информационного
— расширение сферы применения электронного документооборота в платежной системе;
— внедрение современного центра управления ключевой информацией для повышения безопасности расчетов в платежной системе;
— поддержание параметра доступности банков к АС МБР на уровне не ниже 99,5 процента дневного фонда рабочего времени;
— проведение согласованной и экономически обоснованной процентной и тарифной политики, направленной на обеспечение сбалансированности экономических интересов участников систем расчетов по розничным платежам.
Переход с 5 января 2009 года на обработку всех межбанковских платежей в систему BISS потребовал от банков качественно нового подхода к управлению платежами и ликвидностью.
Функционирование системы
BISS дало возможность исключить
Расширение электронного документооборота также позволило ускорить оборачиваемость денежных средств в платежной системе за счет автоматизации процесса обработки платежных инструкций на всех стадиях их движения – от направления платежных документов в банк до их доставки бенефициару, и, в конечном итоге, снизить расходы банка и субъектов хозяйствования, связанные с обработкой документов на бумажных носителях.
В настоящее время Национальный
банк большое внимание уделяет модернизации
программой и технической базы осуществления
межбанковских расчетов, проводимой
в рамках развития современных информационных
технологий в данной области. Развитие
программно-технической
В заключении можно сделать вывод о том, что Национальным банком Республики Беларусь осуществлен ряд мер по совершенствованию платежной системы, что позволило значительно улучшить основные показатели ее работы, расширить спектр услуг, предоставляемых банкам-участникам.
Вместе с тем в платежной системе Беларуси есть резервы для дальнейшего развития, которые необходимо использовать. В этой связи следует разработать и внедрить новый проект программно-технической инфраструктуры АС МБР, позволяющий значительно повысить эффективность, надежность, безопасность ее функционирования и минимизировать затраты на эксплуатацию.
В предстоящий период в платежной системе требуется обеспечить равномерность отправки банками платежей в АС МБР, полный переход на электронный документооборот, расширить применение банками для работы с клиентами сертифицированной системы класса "Клиент—банк", ускорить создание единого удостоверяющего центра электронной цифровой подписи для банковской системы Беларуси.
На основе представленного
материала можно сделать
1 Платежная система Республики Беларусь обеспечивает потребности банков и субъектов хозяйствования в проведении расчетов, а также способствует эффективной реализации основных направлений денежно-кредитной политики страны.
2 Организация и функционирование денежно-кредитной, банковской и платежной систем определяются потребностями рынка, а государственный контроль обеспечивает их стабильность и безопасность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа платёжных систем можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Характеристика современных платёжных систем