Инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание

Основными целями работы являются теоретическое исследование таких институтов экономического регулирования как денежная и кредитная политика, а также исследование основных инструментов и методов денежно-кредитной политики в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы денежной политики
§1. Понятие денежного рынка и показатели денежного
обращения. Цели денежно-кредитной политики
§2. Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной
политики РФ
Глава 2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики 18
§1 Правовые механизмы реализации
денежно-кредитной политики 18
§2 Основные инструменты денежно-кредитной политики 22


Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

инструменты денежно-кредитной политики.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     В целях принятия ценных бумаг в  обеспечение по кредитам Банка России, предоставленным в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 г. N 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", периодически приказами Банка России устанавливается значение поправочных коэффициентов, предназначенных для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России.

     Эмиссия облигаций Банка России. Банком России в 2006 г. было принято Положение от 29 марта 2006 г. N 284-П "О порядке эмиссии облигаций Банка России". Это Положение в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и на основании решения Совета директоров Банка России (Протокол заседания Совета директоров Банка России от 27 марта 2006 г. N 5) устанавливает порядок эмиссии облигаций Банка России.

     В Положении о порядке эмиссии  облигаций Банка России определяются требования к эмиссии облигаций  Банка России.

     Эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России (далее - выпуск облигаций Банка России). Решение о выпуске облигаций Банка России оформляется по типовой форме.

     Объем каждого выпуска облигаций Банка  России определяется с учетом рассчитанного  согласно ст. 44 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров Банка России решения об утверждении соответствующего решения о выпуске облигаций Банка России.

     Банк  России присваивает выпуску облигаций Банка России идентификационный номер в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Выпуск облигаций Банка России оформляется сертификатом облигаций Банка России по типовой форме.17

     Размещение  облигаций Банка России производится в порядке, устанавливаемом Комитетом  Банка России по денежно-кредитной  политике в соответствии с утвержденным Советом директоров Банка России решением о выпуске облигаций  Банка России (в том числе в форме аукциона (аукционов)). Решением о выпуске облигаций Банка России может быть предусмотрено размещение облигаций Банка России отдельными частями (траншами) в течение срока размещения облигаций Банка России этого выпуска. Размещение облигаций Банка России начинается не ранее 3 дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на странице Банка России в сети Интернет и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России.

     Банк  России осуществляет ведение Реестра  выпусков облигаций Банка России в электронном виде и на бумажном носителе. Информация о выпусках облигаций  Банка России, находящихся в обращении, раскрывается путем опубликования  ее на странице Банка России в сети Интернет.

     Информация  о принятии Советом директоров Банка  России решения о размещении облигаций  Банка России, об утверждении Советом  директоров Банка России решения  о выпуске облигаций Банка  России, о завершении размещения облигаций Банка России, об исполнении обязательств по облигациям Банка России раскрывается Банком России не позднее 5 дней с даты наступления соответствующего события путем опубликования официального сообщения Банка России в "Вестнике Банка России" и (или) на странице Банка России в сети Интернет, а также может передаваться в информационные агентства.

     Как указывается в литературе, выполнение требований перечисленных нормативно-правовых актов способствует решению задач  денежно-кредитной политики России на среднесрочную перспективу и достижению главной цели этой политики - постепенному снижению инфляции до 5 - 6% в 2010 г18.

 

      Глава 2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики.

     §1 Правовые механизмы реализации денежно-кредитной политики.

     Методы  денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.19

     Единая  государственная денежно-кредитная  политика проводится Центральным банком совместно с правительством в соответствии с конституцией и другими законодательными актами.

     Центральный банк, выступая главным звеном банковской системы государства, играет определяющую роль в формировании и обеспечении  стабильной деятельности всех кредитных  институтов государства. Именно Центральному банку принадлежит решающая роль в разработке и реализации денежно-кредитной политики, проводимой в стране, поскольку он несет ответственность перед обществом за состояние монетарной сферы.

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики разрабатываются  Советом директоров Банка России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации. Затем эти документы представляются для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу. Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

     Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  выносит соответствующее решение  не позднее принятия Государственной  Думой федерального закона о федеральном  бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

     При формировании концепции и определении  целевых ориентиров денежно-кредитной  политики и Банк России базируются на анализе развития экономики за предшествующий период и ее прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны, текущих задач, содержащихся в проектах федерального бюджета России. Поэтому Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определена норма, в соответствии с которой документ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включает такие положения, как:

     1) концептуальные принципы, лежащие  в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

     2) краткую характеристику состояния  экономики Российской Федерации;

     3) прогноз ожидаемого выполнения  основных параметров денежно-кредитной  политики в текущем году;

     4) сценарный (многовариантный) прогноз  развития экономики России на  предстоящий год;

     5) прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год;

     6) целевые ориентиры, характеризующие  основные цели денежно-кредитной  политики на предстоящий год  (с указанием интервальных ориентиров  инфляции, денежной базы, денежной  массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов);

     7) основные показатели денежной  программы на предстоящий год;

     8) варианты применения инструментов  и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых  ориентиров;

     9) план мероприятий Банка России  на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.20 

     Согласно  закону, Центральный банк разрабатывает  и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики21. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
  3. операции на открытом рынке (купля-продажа Банком  России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
  4. рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
  5. валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном  рынке  для  воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения (установление лимитов на  рефинансирование
  8. банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
 

     При разработке денежно-кредитной политики Центральный банк как России прежде всего, из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечении устойчивости национальной валюты.

     Правовые  механизмы реализации денежно-кредитной  политики должны предполагать разработку таких основных вопросов, из которых  можно выделить:

     1) выбор конкретной цели денежно-кредитной политики, направленной на достижение стратегической цели;

     2) насколько независим Центральный  банк в разработке, проведении  и реализации денежно-кредитной  политики;

     3) как проведение денежно-кредитной  политики влияет на инфляционные  процессы.22

     Для эффективного осуществления денежно-кредитной  политики чрезвычайно важное значение имеет стабильность банковской системы. Считаем, что банковская система  являет собой сложный, саморегулируемый, взаимосвязанный и функциональный хозяйственный организм, от состояния которого зависит бесперебойное и эффективное функционирование всех государственных органов, развитие суверенного государства, взаимосвязь банковских учреждений с субъектами хозяйственной деятельности.

     Денежно-кредитная  политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой, внешнеэкономической политикой государства.

 

      §2 Основные инструменты денежно-кредитной политики. 

     В литературе обычно выделяют три основных инструмента денежно-кредитной политики

  • Операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг
  • Политика учетной ставки. Т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у ЦБ;
  • Изменение норматива обязательных резервов.

     Однако  Р. Барр,23 к примеру, делит методы денежной политики по характеру прямого и косвенного воздействия на экономику:

  1. Косвенного - политика учетной ставки и политика открытого рынка;
  2. Методы прямого глобального воздействия – контроль банковской ликвидности, система обязательных резервов, управление кредитом

     Также применяются методы  избирательного контроля кредита.

     Операции  центрального банка  и денежная база

     Данная  политика также имеет название операции на открытом рынке. Эта политика заключается  в продаже и покупке на свободном  рынке государственных частных  бумаг. Что приводит к уменьшению или увеличению свободных средств. Причина этого ясна: ЦБ покупает активы за деньги, которые потом пускаются в обращение. Следует отметить, что в результате этих операций ни у ЦБ, ни у частного сектора не прибавляется  богатства, просто происходит перераспределение от активов к пассивам, используемых банками для открытия кредита.

     Схема указанных операций:

  1. Если на рынке денег наблюдается излишек денег и государство ставит целью ликвидацию этого излишка. Тогда ЦБ начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и населению, покупающих их через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, процентная ставка падает, а процентные ставки по ним растут, и возрастает их привлекательность для покупателей, и соответственно активная их раскупка приводит к сокращению банковских резервов. Это приводит к сокращению денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. График предложения денег сдвигается влево, а процентная ставка падает.
  2. на рынке недостаток средств в обращении, то ЦБ проводит политику активной скупки правительственных ценных бумаг у населения. В результате увеличение спроса на них их рыночная цена возрастает, а процентная ставка падает. Что делает их непривлекательными для их владельцев. Держатели ценных бумаг начинают их активно продавать, в итоге банковские резервы увеличиваются, а затем и денежное предложение также увеличивается. График предложения денег в этом случае сдвинется вправо, а процентная ставка упадет.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики