Инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание

Основными целями работы являются теоретическое исследование таких институтов экономического регулирования как денежная и кредитная политика, а также исследование основных инструментов и методов денежно-кредитной политики в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы денежной политики
§1. Понятие денежного рынка и показатели денежного
обращения. Цели денежно-кредитной политики
§2. Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной
политики РФ
Глава 2. Инструменты и методы денежно-кредитной политики 18
§1 Правовые механизмы реализации
денежно-кредитной политики 18
§2 Основные инструменты денежно-кредитной политики 22


Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

инструменты денежно-кредитной политики.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     Операции на открытом рынке наиболее важный инструмент воздействия ЦБ на массу денег, в силу, прежде всего своей предсказуемости. Однако в некоторых странах объёмы частной торговли государственными ценными бумагами недостаточны для проведения операций на открытом рынке. Это страны с развивающейся экономикой, с высоким и непредсказуемым темпом инфляции, и в странах, где люди не верят в возможность правительства расплачиваться по долговым обязательствам.

     В странах с развитой экономикой государственные  облигации дают меньший доход, чем облигации частного сектора, т. к. государственные облигации считаются более надежными активами. Рынок государственных облигаций очень активен и характеризуется громадным оборотом.

     Облигация – это финансовый инструмент, обещающий  выплату определенной суммы за каждый период в течение определенного промежутка времени. Цены краткосрочных и долгосрочных облигаций находятся в обратной зависимости от рыночной ставки процента. Однако долгосрочные облигации более чувствительны к изменению ставки процента, чем краткосрочные. Когда ЦБ скупает государственные долговые обязательства, увеличивается спрос на государственные облигации, следовательно, цена этих активов повышается, и наоборот. Однако вполне вероятно, что после первоначального повышения цен другие экономические факторы, такие, как приток или отток мобильного капитала, отчасти или полностью восстановит уровень цен.

     Политика  учетной ставки (дисконтное окно)

     Банки могут обращаться в ЦБ с просьбой переучесть коммерческие векселя. Учетная  ставка является как бы ценой обслуживания этого кредита ЦБ. Ставка зависит не только от условий предложений коммерческих векселей и спроса на ликвидность; она устанавливается с целью оказания регулирующего воздействия, которое чаще всего оказывается решающим. 24

     Причем  ЦБ предоставляет этот кредит далеко не всем желающим. А только тем банком, которые прежде хорошо себя зарекомендовали. А теперь испытывают временные затруднения.

     Учетную ставку устанавливает сам ЦБ. Если ставка уменьшается, то большинство  коммерческих банков стремятся получить кредит, что приводит к формированию избыточных резервов коммерческих банков, Следовательно, мультипликационно увеличивается количество денег в обращении.

     Кредит  через дисконтное окно увеличивает  денежную базу на величину займа.

     Увеличение  ставки делает ее невыгодной, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, т.к. они  становятся очень дорогими. Опять  же наблюдается мультипликационное сокращение денежного предложения.

     Однако  следует отметить, что изменение учетной ставки ЦБ в целом должно носить ясный, целенаправленный и логичный характер, т. к. частые судорожные изменения процентной ставки препятствуют подсчету перспективного эффекта и вносят фактор неопределенности в принятие хозяйственных решений.

     Почему  же учетная ставка так важна?

     Как уже было сказано она воздействует на экономическую активность субъектов, но кроме этого она воздействует на общее состояние экономики  страны.

     Изменение официальной учетной ставки осуществляется небольшими шагами (0,25%- 0,5%). Если учетная ставка центрального банка имеет устойчивую тенденцию к снижению, то коммерческие банки и предприниматели понимают это как свидетельство курса экономической политики правительства на стимулирование деловой активности и планируют свою политику в отношении инвестиций, закупок, сбыта и занятости. Кроме того, от учетной ставки зависят издержки производства и конкурентоспособность продукции. Учетная ставка оказывает определяющее воздействие на направление потока иностранного и отечественного краткосрочного капитала (в страну или из страны). А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.

     Границы эффективности учетной  ставки

     Однако  для применения данного способа  существуют значительные ограничения, появление которых вызвано следующими причинами:

  1. Существуют противоречие в наличие свободного капитала и потребности в нем в модели классической рыночной экономики. Соответственно соотношению спроса и предложения ведет себя учетная ставка в нерегулируемом хозяйстве.
  2. Государство пытается регулировать уровень учетной ставки с помощью ЦБ. Это ему удается в пределах финансовых возможностей центрального банка кредитовать коммерческие банки под процент, не определяемый спросом и предложением, а устанавливаемый в соответствии с целями государственного регулирования экономики. Однако возможны лишь его корректировка и временные изменения ставки.
  3. Существование крупных собственников капитала, деятельность которых менее зависима от процента. Мало зависимые от кредитов коммерческих банков компании и относительно менее зависимые от кредитов центрального банка частные финансовые институты не так чувствительны к изменениям учетной ставки, как фирмы и банки, работающие в значительной степени на заемном капитале. Изменение учетной ставки в стране, в которой международная монополия строит какой-либо объект, практически не оказывают воздействия на решении о продолжении строительства.
  4. Международная миграция капитала. Либерализация движения капитала между странами и полная свобода его перемещения внутри интеграционных межгосударственных объединений противодействуют кредитной политике отдельного государства. Реакцией на это, в частности, стало согласование действий центральных банков по изменению учетной ставки в странах ЕС.

     Однако, несмотря на все это учетная ставка оказывает значительное влияние  на хозяйственную деятельность.

     Частные банки стремятся получить кредит в двух целях:

  1. Для корректировки уровня наличных денежных резервов в стране в случае, когда они не достигают желаемого или требуемого нормами регулирования ЦБ уровня;
  2. Для получения средств, которые банк может в свое время одолжить клиентам, если это принесет ему прибыль.

     Принимая  решение по займу, коммерческие банки  руководствуются многими факторами. Например, они могут сравнить учетную ставку со ставкой которые, которые другие коммерческие банки взимают по краткосрочному межбанковскому кредиту, и соответственно отдаст предпочтение более дешевому источнику, далее учетная ставка должна быть ниже той, которую они взимают со своих клиентов, покрывать  операционные издержки.

     Следует отметить. Что некоторые аналитики  предлагали использовать банковскую ставку для осуществления весьма жесткой  ограничительной политики, т.е. установить учетную ставку выше рыночной ставки процента, тем самым "наказав" банки. Нуждающихся в займах (их резервы снизаться меньше требуемого уровня). Однако многие страны не пользуются этой рекомендации. Учетная ставка, как правило, устанавливается ниже рыночной ставки процента и с запозданием присоединяется к ее колебаниям.

     ЦБ  может указать, в каком направлении  будет влиять изменения учетной  ставки, и даже могут оценить результаты такого влияния. Однако они, как правило, не могут знать точного влияния  своей дисконтной политики.

     ЦБ  часто использует метод операций на открытом рынке для компенсации операций через  дисконтную ставку. При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения ЦБ устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи правительственных ценных бумаг населению, т.к. им становится невыгодно восполнять свои резервы займами у ЦБ, и повышает эффективность операций на открытом рынке. Этот механизм также действует в обратном направлении.

     Вообще  среди инструментов денежной политики учетная ставка занимает второе по значению места после открытого рынка.  

     В России Центральный банк также использует изменение учетной ставки как инструмент ГРЭ. При кредитовании частных коммерческих банков он устанавливает и периодически изменяет дисконт при переучете векселей и процент на ломбардные кредиты, обеспечиваемые государственными ценными бумагами.25

     Изменение нормы обязательных резервов

     Другое  важное направление политики ЦБ. Изменение  нормы обязательных резервов было введено, начиная с 30-х годов 20 века. Правительство развитых стран, опасаясь социального недовольства, цепной реакции банкротств, начинающихся с краха нескольких банков - в те года они следовали одно за другим - ввело для банков обязательные минимальные  резервы.

     Государство обязало все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах ЦБ, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного регулирования решает следующие задачи:

  1. Экономическая задача: в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству
  2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков
  3. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в ЦБ на бессрочных счетах. Т. е. Это – ресурсы ЦБ, которые могут быть использованы в долгосрочных целях, размеры этих ресурсов имеют тенденцию к увеличению по мере роста активов частных банков.
  4. Задача предоставления ЦБ мощного средства регулирования, т.е. с помощью изменения минимальных резервов ЦБ может изменять деловую активность.

     Инструмент  обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков.

     Ставки  по срочным и сберегательным вкладам, т. е. Этот банк снизил нормы минимальных  резервов для нерезидентов данной страны  в целях прекращения отлива иностранных  средств из немецкой экономики.

     Следует отметить, что эффективность этого инструмента денежно-кредитной политики ограничивают те же факторы, что и изменения учетной ставки: инфляция, растущая независимость крупных фирм от кредита, возможность использования дешевых иностранных источников кредита.

     Выполнение  требований центрального банка по нормам резервов опирается на административные меры (мерами наказания могут быть штрафы и лишение лицензии особо  злоупотребляющих банков), следовательно, по мнению многих экономистов, он является наиболее мощным и действенным средство, но и наиболее грубым т. к. затрагивает основы всей банковской системы (незначительное изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительны изменения в объёме банковских депозитов и кредита).

     В основе действия изменения резервов лежит механизм влияния банковских счетов через банковский мультипликатор:

  1. При увеличении нормы обязательных резервов наблюдается мультипликативное уменьшение денежного предложения в виду сокращения избыточных резервов банка;
  2. При уменьшении нормы обязательных резервов мультипликативное увеличение денежного предложения;

       Количественные ограничения  кредита

     Количественные  ограничения кредита преследуют те же цели, что и изменение учетной  ставки центральным банком, но проводятся частично административными средствами.

     Количественное  ограничение кредита — это  установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент может соответственно вызывать деловой активности или ее торможение.

     Естественной  границей предельной суммы кредитов являются ресурсы центрального банка. Существует понятие инфляционного  кредита, т.е. предоставление кредитов на суммы, превышающие его реальные ресурсы. Такой кредит подстегивает инфляцию, переполняя каналы обращения.

     Государство само определяет пределы кредитования коммерческих банков, устанавливая максимально  допустимый процент прироста суммы  кредитов частных банков в текущем  периоде по отношению к предыдущему.

     Это может быть осуществлено с помощью административных, экономических мер и добровольных соглашений.

     Количественное  ограничение кредитов - неэластичное и ограниченно эффективное средство.

     Если  количественные ограничения не совпадут с реальной потребностью в заемных средствах, скорее всего соблюдены не будут. Возникнет «серый рынок» заемных средств, кредитные операции будут осуществляться через банковские дочерние компании в оффшорных зонах и по многим другим каналам и кредит реально станет дороже, это затормозит деловую активность.

     Более эффективны добровольные соглашения центрального банка с коммерческими.

     Побочный  эффект от политики ограничения государственного кредита в связи с ростом государственной  задолженности

     Побочный  эффект, возникающий от использования  политики количественного ограничения кредита, имеет место в связи с регулярным размещением задолженности государственных займов внутри страны.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитной политики