В
отчетном году Сбербанк приступил к
реализации проекта «Обслуживание
состоятельных клиентов». В октябре
2009 года в г. Москве и г. Перми были открыты
три офиса нового формата обслуживания,
начата эмиссия карт MasterCard Platinum, VISA
Platinum и VISA Infinite. К 2014 году банк планирует
открыть более 30 отдельных VIP-офисов и
300 VIP-зон в составе подразделений.
В
условиях значительных кредитных рисков
в экономике в 2009 году в банке
действовала «Кредитная политика Сбербанка
России в текущих экономических условиях»,
определяющая перечень дополнительных
мер для эффективного управления кредитным
риском. Среди них особое внимание уделено
усилению обеспеченности кредитов достаточными
и своевременными денежными потоками
от операционной деятельности заемщика,
залогами ликвидных активов, гарантиями/поручительствами
государства или собственников бизнеса.
Повысился уровень и качество контроля
за ответственным поведением собственников
и менеджмента путем введения дополнительных
условий и ограничений на деятельность
заемщика (снижение лимита максимальной
долговой нагрузки, расширение перечня
событий, влекущих досрочное истребование
задолженности банком, более четкое определение
критериев кросс-дефолта по обязательствам
клиента перед другими кредиторами).
Банк
уделяет пристальное внимание контролю
уровня концентрации
крупных кредитных рисков. Данный риск
оценивается банком как приемлемый. В
банке реализована процедура ежедневного
мониторинга крупных кредитных рисков
и прогноза соблюдения установленных
Банком России требований по нормативам
Н6 (максимальный размер риска на одного
заемщика или группу связанных заемщиков)
и Н7 (максимальный размер крупных кредитных
рисков). Доля кредитов десяти крупнейшим
заемщикам (группам связанных заемщиков)
на 1 января 2010 года составила 17,1% кредитного
портфеля. Среди крупнейших заемщиков
банка – представители различных отраслей
экономики, таким образом, кредитный риск
в достаточной степени диверсифицирован.
Применяемые
методы и процедуры управления кредитным
риском позволили банку сохранить достаточно
высокое качество
кредитного портфеля
с учетом текущих экономических условий.
Удельный вес просроченной задолженности
в кредитном портфеле клиентов составил
4,4%, что ниже показателя по банковской
системе (6,1%)5.
Качество
кредитного портфеля юридических лиц
[приложение 6]:
•
Объем просроченной задолженности
за год увеличился с 68 млрд. руб. до 196
млрд. руб.
•
Доля реструктурированных кредитов,
по которым были внесены изменения
в первоначальные существенные условия
договора в благоприятную для заемщика
сторону, составляет 14,9% (годом ранее: 1,8%).
•
Уровень просроченной задолженности
составляет 4,6% (годом ранее: 1,7%). Текущий
показатель ниже, чем в целом по
банковской системе: 5,9%.
Качество
кредитного портфеля физических лиц:
•
Объем просроченной задолженности
за год увеличился с 21 млрд. руб. до 40
млрд. руб.
•
Удельный вес кредитов, содержащих
просроченную задолженность по платежам
свыше 90 дней, составил 4,1% (годом ранее:
2,5%).
•
Уровень просроченной задолженности
составляет 3,4% (годом ранее: 1,7%). Текущий
показатель существенно ниже, чем в целом
по банковской системе: 6,8%.
Дальнейшее
развитие системы контроля качества
кредитного портфеля банк связывает, прежде
всего, с решением задачи максимально
раннего выявления проблемной задолженности,
усовершенствованием подходов портфельного
анализа, в том числе стресс тестирования.
Выводы
и предложения
Одной
из наиболее перспективных форм привлечения
средств в жилищное строительство
и обеспечения жильем населения
в мировой практике является долгосрочный
ипотечный жилищный кредит, который имеет
ряд преимуществ. Заемщику ипотечный жилищный
кредит дает возможность жить в своей
собственной новой квартире уже сегодня,
а расплачиваться за нее постепенно в
течение нескольких лет, кредитору - получать
гарантированный стабильный доход при
сравнительно низких рисках, строительной
компании - привлекать дополнительные
средства для строительства, государству
- успешно решать проблему обеспечения
жильем населения.
Главное,
что тормозит развитие ипотеки - низкая
платежеспособность россиян и высокий
размер процентной ставки по кредитам.
Сейчас для любого российского банка ставка
по ипотечному кредиту не может быть меньше
10 процентов, иначе кредит не покрывает
инфляцию. Однако 10% готовы платить не
более 10% россиян, как свидетельствуют
опросы общественного мнения.
Суть
долгосрочного ипотечного жилищного
кредитования сводится к созданию рыночной
системы ипотечных кредитов гражданам
на цели приобретения готового жилья
как на первичном (вновь построенное
жилье, продаваемое застройщиками), так
и на вторичном (уже имеющееся в частной
собственности жилье) рынках жилья. В большинстве
стран мира приобретение жилья в кредит
является не только основной формой решения
жилищной проблемы, но и сферой экономической
деятельности, ключевую роль в которой
играют банковские и другие кредитные
структуры. Государство же выполняет вспомогательную
функцию через установление общих правил,
обеспечивающих эффективность взаимодействия
всех участников процесса жилищного кредитования,
а также при необходимости прямым или
косвенным образом использует бюджетные
средства для привлечения дополнительных
частных инвестиций в жилищную сферу и
оказания содействия гражданам в приобретении
жилья.
Дальнейшее
развитие ипотеки будет напрямую
зависеть от динамики экономического
роста. В условиях ужесточения фондирования
со стороны западных банков, ограничений,
накладываемых со стороны ипотечных агентств
в России (прежде всего АИЖК), и общего
ужесточения кредитной политики коммерческих
банков представляется сомнительным,
что рынок ипотечного кредитования будет
расти прежними высокими темпами.
Проблемы
развития ипотечного кредитования в
Пермском крае тесно связаны с
проблемами ипотечного кредитования в
России. К началу 2009 года в результате
ужесточения условий выдачи жилищных
кредитов (роста ставок, увеличение первоначальных
взносов и др.) количество домохозяйств,
способных получить кредит на покупку
квартиры сократилось в три раза. Продолжающиеся
негативные тенденции в российской экономике
только уменьшают это количество, а значит
и базу потенциальных клиентов для банков,
занимающихся ипотечным кредитованием.
Простой
расчет, основанный на данных Росстата,
показывает, что 3-4 процента российских
семей, с доходами на каждого члена семьи
свыше 25 000 рублей в месяц, могут приобрести
квартиры по социальным нормам жилья и
выше при ипотечном кредите сроком на
20 лет. 5-6 процентов российских семей, с
доходами на каждого члена семьи от 15000
до 25000 рублей могут приобрести в собственность
дополнительно порядка 40 кв. м. (при 20-летнем
ипотечном кредите). 6-7 процентов российских
семей, члены которых обладают доходами
от 10000 до 15000 рублей на человека, могут
приобрести дополнительную жилую площадь
порядка 20 кв. метров (при 20-летнем кредите).
Для остальных граждан ипотечное жилищное
кредитование недоступно.
Жилищное
кредитования операций по улучшению
жилищных условий в 2009 году будет
в наиболее благоприятном положении,
в отличие от рынка кредитования
жилья в новостройках, который
находится в глубоком кризисе. Банки
настроены применять механизмы целевого
кредитования на первичном рынке жилья,
т.е. давать кредиты только на покупку
квартир в объектах, с застройщиками которых
их связывают кредитные и иные отношения.
Как-то
положительно изменить сложившуюся ситуацию
сможет только эффективная и быстрая реализация
властями страны программ по поддержке
государственного агентства по ипотечному
жилищному кредитованию (АИЖК), системы
жилищного кредитования в целом и банковской
системы. АИЖК уже получило от государства
на нормализацию рынка жилищного кредитования,
рефинансирование кредитов и поддержку
заемщиков 60 млрд. рублей и ждет еще 200
млрд. обещанных Правительством страны.
В случае претворения разработанных программ
поддержки в жизнь, объем выдачи новых
кредитов по итогам года может составить
до 450 млрд. рублей. Агентство по ипотечному
и жилищному кредитованию РФ определило
объёмы рефинансирования ипотечных кредитов
в регионах страны. Всего планируется
рефинансировать кредиты на общую сумму
29 миллиардов 563,47 миллиона рублей, а Пермскому
краю достанется 1,34% от данной суммы.
Между
тем, сами клиенты, взявшие ипотечный
кредит, перемен на себе не почувствуют,
т.е. для них ставка остаётся прежней.
АИЖК рефинансирует кредиты в
регионах исходя из активности работы
корпораций, помогая тем самым, увеличивать
объёмы ипотечного кредитования.
Объем
жилищного кредитования в валюте
будет оставаться на низком уровне,
поскольку неопределенность в дальнейшей
судьбе национальной валюты будет отпугивать
многих потенциальных заемщиков, несмотря
на то, что ставки по таким кредитам будут
на 3-5% ниже, чем ставки по кредитам в рублях.
Доля валютных кредитов может сократиться
до 10%.
После
адаптации населения к кризисной
экономике, предлагаемые сейчас банками
проценты по жилищным кредитам во многом
перестанут казаться неадекватными. Особенно
на фоне высокого уровня инфляции, которая
по итогам года может превысить 20%. В Пермском
крае продолжают работать программы по
субсидированию процентных ставок и льготной
ипотеке, а в некоторых такие программы
собираются внедрить в 2011 году. Однако
роль этих программ будет существенно
ограничена сокращающимися возможностями
местного бюджета.
Анализ
существующего в регионе подхода
к жилищному финансированию позволяет
сделать вывод о том, что в Пермском
крае по мере расширения масштабов ипотечного
жилищного кредитования и спроса на ипотечные
жилищные кредиты нужно начинать переходить
к рыночным формам привлечения средств
в сферу ипотечного жилищного кредитования,
созданию вторичного рынка ипотечных
кредитов.
Одним
из потенциальных инвесторов является
само население, хранящее свои средства
во вкладах в коммерческих банках.
Для их привлечения необходимы всего
лишь понятные и прозрачные механизмы
участия населения в ипотечном
кредитовании в качестве инвестора.
Государство
должно способствовать организации
внутреннего спроса на ипотечные
ценные бумаги. В этих целях необходима
государственная поддержка в
области законодательного регулирования,
направленная на расширение базы внутренних
инвесторов за счет включения ипотечных
ценных бумаг в перечень разрешенных объектов
для инвестирования средств пенсионных
накоплений, находящихся в управлении
у государственной управляющей компании,
средств государственных корпораций,
а также расширения возможностей инвестирования
в ипотечные ценные бумаги страховых резервов
и включения ипотечных ценных бумаг в
ломбардный список Банка России.
Основной
стратегической задачей дальнейшего
развития строительства жилья в
Пермском крае является создание наиболее
благоприятных условий для улучшения
качества жизни населения как с точки
зрения строительства и развития производственно-экономической
базы, так и обеспечения жителей жильем
и его благоустройство социальной инфраструктурой.
В
связи с этим для достижения поставленной
задачи в части проведения жилищной политики
планируется реализация следующих мероприятий:
создание
сбалансированной системы расселения;
проведение
мероприятий по обеспечению доступности
жилья для всех категорий граждан,
в том числе за счет значительного
увеличения в общем объеме строительства
доли строительства индивидуальных жилых
домов и развития системы ипотечного кредитования;
совершенствование
действующих институтов жилищного
рынка и разработка новых, обеспечивающих
повышение доступности жилья, а
именно: жилищной земельной ипотеки, развитие
рынка ипотечных ценных бумаг, строительно-сберегательных
кооперативов;
приведение
в соответствие объемов комфортного
жилищного фонда потребностям населения;
создание
безопасной среды обитания и жизнедеятельности
человека;
обеспечение
участков массового жилищного строительства
инженерной, коммуникационной и социальной
инфраструктурой;
внедрение
ресурсосберегающих технологий и оборудования,
и создание условий для более
широко использования малой энергетики
и нетрадиционных видов топливно-энергетических
ресурсов;
модернизация
жилищно-коммунальной отрасли и
обеспечение доступности расходов
на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных
услуг для населения через
развитие конкуренции в управлении
жилищным фондом и его обслуживании,
в том числе путем содействия самоорганизации
населения с целью создания товариществ
собственников жилья, развитие механизмов
государственно-частного партнерства
в сфере предоставления коммунальных
услуг;
Список
используемых источников
Гражданский
процессуальный кодекс РФ
Федеральный
закон «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» // Собрание законодательства.
– 30. — 1997. – С. 236 – 247.