Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:04, курсовая работа
Описание
Целью исследования данной курсовой работы является государственный бюджет как экономическая категория, его сущность, функиции, источники его формирования и пути использования.
Содержание
....................1 Введение.........................................................................................................2 1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории...........................................................................4 1.2 Структура государственного бюджета ..........................................9 1.3 Функции государственного бюджета...............................................12 2. Источники формирования государственного бюджета 2.1 Налоговые поступления и государственные займы.......................16 2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов...........................................................................................................22 3. Пути использования государственного бюджета..........................24 Заключение..................................................................................................33 Список использованной литературы...............
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных
частей: доходной, которая содержит
перечень поступающих средств, и
расходной, объединяющей все виды производимых
затрат. Доходная часть призвана обеспечить
предусмотренные сметой ресурсы. Расходная
часть отражает направление расходования
аккумулируемых в бюджете средств.
Структура бюджетной системы той
или иной страны зависит, прежде всего,
от ее государственного устройства. В
странах, имеющих унитарное устройство,
бюджетная система имеет двухъярусное
построение – государственный и
местный бюджет. В странах с
федеральным государственным устройством
(Российская Федерация, США, ФРГ) имеются
промежуточные звенья – бюджеты
субъектов федерации, штатов, земель.
Бюджетная система Российской Федерации
состоит из бюджетов трёх уровней:
первый уровень – федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты
субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
третий уровень – местные
бюджеты.
Федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации
составляют консолидированный бюджет
Российской Федерации.
Федеральный бюджет составляет первый
уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Федеральный бюджет –
это основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием
в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является
основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП, через
него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования
экономического развития стран и
реализации социальной политики на всей
территории России. Федеральный бюджет
строится с учетом необходимости
осуществления избранной социально-экономической
стратегии. Основными функциями
федерального бюджета являются: перераспределение
национального дохода и ВВП; государственное
регулирование и стимулирование
экономики; финансовое обеспечение социальной
политики; контроль за образованием и
использованием централизованного фонда
денежных средств.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
входят во второй уровень бюджетной
системы. Бюджет субъекта РФ – это
форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения
субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один из
главных каналов доведения до
населения конечных результатов
производства. Из этих бюджетов в значительной
мере финансируется развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь
местной легкой и пищевой промышленности,
коммунального хозяйства, развитие
транспорта и связи.
Важное значение имеют бюджеты
субъектов в осуществлении общегосударственных
и социальных задач, в первую очередь
в распределении государственных
средств на содержание и развитие
социальной инфраструктуры общества.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между уровнями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
бюджетов, их государственной поддержки,
территориального формирования источников
их доходов. Исходя из этих принципов,
доходы бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих
источников доходов.
Местные бюджеты составляют третий
уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет
муниципального образования (местный
бюджет) как форму образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения
местного самоуправления.
На местные органы власти возложена
важная задача по осуществлению социальной
политики государства. Финансирование
мероприятий по социальному обслуживанию
населения в значительной части
проводится за счет местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических
и социальных процессов отражаются
на расходной части местных бюджетов.
Возрастание расходов связано с
повышением уровня затрат на содержание
объектов жилищно-коммунального и
культурно-бытового назначения, на благоустройство
территорий, с новым строительством. Также
в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных
объектов, таких как жильё, социально-культурные
учреждения, организации бытового обслуживания
в муниципальную собственность, что ведет
к значительному увеличению бюджетных
расходов.
Следует отметить, что структура
расходов отдельных видов местных
бюджетов не одинакова и зависит
от объема хозяйства и подведомственности
его органам власти различных
территориальных образований. Так,
городским органам подчинена
значительная часть предприятий
местной промышленности, жилищно-бытового
хозяйства, транспорта, поэтому удельный
вес ассигнований на народное хозяйство
в расходах этих бюджетов наиболее
значителен и превышает 40%. В ведении
же районных, поселковых и сельских
органов власти находятся в основном
социально-культурные учреждения, в
этих бюджетах подавляющая часть
расходов приходится на финансирование
социально- культурных мероприятий, оно
составляет порядка 60-80% расходов.
1.3 Основные
функции государственного бюджета
Основные функции государственного
бюджета следующие:
1. Образование бюджетного фонда
- доходы бюджета.
2. Использование бюджетного фонда
- расходы бюджета.
3. Контроль за образованием и
использованием бюджетных фондов.
Первую функцию выполняют бюджетные
доходы. Доходы бюджета - денежные средства,
поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в
соответствии с законодательством
Российской Федерации в распоряжение
органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Они включают: налоги с доходов
хозяйствующих субъектов (участников
процесса общественного производства
– физических и юридических лиц);
займы; доходы от государственной собственности
(предприятий); доходы от эмиссии бумажных
денег.
Структура бюджетных доходов непостоянна,
она зависит от конкретных экономических
условий развития данной страны. Изменение
структуры бюджетных доходов
отражает изменения связанные с
экономическими процессами. Так, например,
изменение соотношения между
налогами и займами в сторону
увеличения доли последних отражает
явный спад производства, изменение
соотношения между потреблением
и накоплением.
Вторая функция бюджета принадлежит
конкретным целевым бюджетным расходам.
Государство, выступая как совокупный
хозяйствующий субъект, учитывает
экономические интересы всех других
участников воспроизводственного процесса,
в связи с чем бюджетные
расходы охватывают всю экономику.
Потребность соблюдения макроэкономических
пропорций в народном хозяйстве
требует бюджетного финансирования
отдельных отраслей хозяйства, учреждений
непроизводственной сферы, экономических
районов (административных территориальных
образований), различных форм собственности,
отдельных хозяйствующих субъектов.
Структура бюджетных расходов подвержена
ещё более частым изменениям, чем
структура бюджетных фондов. Изменение
соотношения между расходами
на военные и социальные нужды
в пользу первых отчетливо свидетельствует
о тенденции спада экономического
производства.
Контрольная функция бюджета предполагает
создание условий для осуществления
контроля. Эта функция сосуществует
одновременно либо с первой функцией,
либо со второй. Контрольная функция
обуславливает возможность эффективного
воздействия государства на все
экономические процессы. При этом
контроль и контрольная функция
не идентичны (хотя и взаимосвязанные)
понятия: первое отражает одну из важных
сторон деятельности финансовых органов,
второе – присущее финансам свойство,
создающее объективную основу для
осуществления контроля.
Бюджет играет важную экономическую,
социальную и политическую роль в
воспроизводственном процессе. Используя
средства бюджетного фонда на финансирование
наиболее прогрессивных, приоритетных
отраслей народного хозяйства, бюджет
играет большую роль в перераспределении
национального дохода между отраслями.
Через бюджет доходы более рентабельных
отраслей перераспределяются в отрасли
с низкой рентабельностью (например,
из промышленности в сельское хозяйство).
Содержание за счет бюджетного фонда
учреждений и организаций непроизводственной
сферы играет большую роль в воспроизводстве
рабочей силы.
Кроме того, через бюджет перераспределяются
доходы между административными
территориями.
И наконец, различные хозяйствующие
субъекты могут получить бюджетное
финансирование. Таким образом, через
бюджет перераспределяется 30-40% национального
дохода.
Учитывая ситуацию, сложившуюся
в настоящее время в наше стране,
следует отметить задачи, которые
выполняет российский бюджет на данном
этапе развития экономики:
- преодоление последствий финансового
кризиса, поддержания уровня жизни
населения и обеспечение функционирования
реального сектора экономики;
- прекращение спада экономики
и обеспечение экономического
роста;
- стабилизация кредитно-денежной
системы и курса рубля;
- снижение налоговой нагрузки,
создание льготных условий для
производственного инвестирования,
повышения уровня собираемости
налогов;
- осуществление реструктуризации
государственного долга РФ;
- минимизация государственных
заимствований Российской Федерации
на финансовых рынках и сокращение
дефицита государственного бюджета;
- снижение платежей, сокращение
ненадежных форм расчетов.
- полномасштабный переход на
казначейскую систему исполнения
федерального бюджета, переход
на эту систему исполнения
бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
2. Источники
формирования государственного
бюджета
Доходы бюджета выражают экономические
отношения, возникающие в процессе
формирования фондов денежных средств,
и поступают в распоряжение органов
власти разного уровня.
Главный материальный источник доходов
бюджета — национальный доход. Если
для покрытия финансовых нужд его
недостаточно, государство привлекает
национальное богатство (совокупность
материальных благ, созданных трудом
предшествовавших и нынешних поколений
и вовлеченных в процесс воспроизводства
природных ресурсов, которыми располагает
общество на определенный момент времени).
Огосударствление национального
дохода осуществляется государством разными
методами. Основными методами, используемыми
органами государственной власти для
перераспределения национального
дохода и образования бюджетных
доходов являются налоги, государственный
кредит и эмиссия денег. Соотношение
между ними различно по странам и
по времени, определяется экономической
ситуацией в стране, степенью остроты
экономических, социальных и других
противоречий, состоянием финансов и
финансовой политикой государства.
Доходы государственного бюджета
поступают из трех источников:
- налоговые поступления (федеральные,
региональные и местные налоги
и сборы, а также штрафы и
пени);
- неналоговые поступления;
- доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы составляют 84% Государственного
бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы
целевых бюджетных фондов – 9%.
Взносы в государственные внебюджетные
фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Фонд обязательного медицинского
страхования и Фонд занятости) не
относятся к налогам. Взносы вносятся
на определенные цели; они возвратны
и при этом не поступают в бюджетный фонд.
2.1 Налоговые
поступления и государственные займы
Налоги - обязательные платежи, взимаемые
государством (центральными и местными
органами власти) с физических и
юридических лиц в государственные
и местные бюджеты. Являются одной
из форм финансовых отношений, обеспечивающих
распределение и перераспределение
национального дохода в соответствии
с экономическими и социальными
задачами. Большинство налогов может
быть отнесено в одну из трех групп:
Пропорциональный налог взимается
как определенный процент от доходов
независимо от величины этих доходов (например,
1% в пенсионный фонд от любого заработка).
Прогрессивный налог означает, что
с высоких доходов взимается
большой процент, чем с низких.
На таком принципе строится подоходный
налог. Регрессивный налог означает,
что с низких доходов взимается
более высокий процент, а с
высоких доходов процент налога
ниже.
Например, налог на продажи, как
и все косвенные налоги, большим
бременем ложиться на лиц с низкими
доходами, чем на лиц с высокими
доходами. Поэтому косвенные налоги
носят, регрессивный характер. Прямые
и косвенные налоги. Прогрессивное
налогообложение связано в основном
с прямыми налогами на доходы и
наследство. Регрессивное и пропорциональное
налогообложение в большей мере
связано с косвенными налогами, как
акцизные сборы, налоги с продаж, налоги
с добавленной стоимости. В зависимости
от источников изъятия существуют следующие
виды налогов: