Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:04, курсовая работа
Описание
Целью исследования данной курсовой работы является государственный бюджет как экономическая категория, его сущность, функиции, источники его формирования и пути использования.
Содержание
....................1 Введение.........................................................................................................2 1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции 1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории...........................................................................4 1.2 Структура государственного бюджета ..........................................9 1.3 Функции государственного бюджета...............................................12 2. Источники формирования государственного бюджета 2.1 Налоговые поступления и государственные займы.......................16 2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов...........................................................................................................22 3. Пути использования государственного бюджета..........................24 Заключение..................................................................................................33 Список использованной литературы...............
- подоходный налог на физических
лиц (по доле в бюджете РФ
10,6%). Плательщиками подоходного
налога с физических лиц в
Российской Федерации являются
физические лица, как имеющие,
так и не имеющие постоянного
места жительства в Российской
Федерации (включая граждан иностранных
государств);
- налоги на прибыль предприятий
(по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками
налога являются все юридические
лица, но также филиалы фирм, предприятий
и организаций, имеющие отдельный
счет и баланс;
- налоги на имущество и наследство;
- налоги с продаж, акцизы (на
нефть, природный газ, легковые
автомобили, автомобильный бензин,
этиловый спирт) и таможенные
пошлины, налог с добавленной
стоимости (НДС) (доля в бюджете
33%).
К налоговым доходам федерального
бюджета относятся федеральные
налоги и сборы, перечень и ставки
которых определяются налоговым законодательством
Российской Федерации, а пропорции их
распределения в порядке бюджетного регулирования
между бюджетами разных уровней бюджетной
системы Российской Федерации утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год на срок не
менее трех лет при условии возможного
увеличения нормативов отчислений в бюджеты
нижестоящего уровня на очередной финансовый
год. Срок действия долговременных нормативов
может быть сокращен только в случае внесения
изменений в налоговое законодательство
Российской Федерации. Так же доходы Федерального
бюджета формируются за счет:
- налога на игорный бизнес;
- налог на покупку иностранных
денежных знаков;
- лицензионных и регистрационных
сборов;
- налога на операции с ценными
бумагами;
- платежей за использование
недрами и земельного налога;
- прочих налогов, сборов, пошлин
и других платежей.
Основными доходами федерального бюджета
являются налоговые, они составляют
93,5%, а около 34% от них составляет
налог на добавленную стоимость.
Необходимо отметить, что ряд федеральных
налогов поступает в федеральный
бюджет не полностью, часть из них
направляется в бюджеты субъектов
РФ и в местные бюджеты. Федеральный
закон о федеральном бюджете
на каждый год содержит перечень регулирующих
и закрепленных федеральных налогов
и платежей субъектов РФ. Например,
ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на
2001 год» установлено, что в бюджеты
субъектов РФ в 2001 году зачисляются
поступления от следующих федеральных
налогов:
- налога на прибыль (доход)
предприятий и организаций - по
установленным ставкам в соответствии
с действующим законодательством;
- НДС на товары (работы, услуги),
производимые (выполняемые, оказываемые)
на территории РФ, за исключением
налога на добавленную стоимость
на драгоценные металлы и драгоценные
камни, отпускаемые из Государственного
фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ;
- акцизов на спирт этиловый
из всех видов сырья, водку
и ликероводочные изделия, спиртосодержащие
растворы, производимые на территории
Российской Федерации, - в размере
50 процентов доходов;
- акцизов на остальные товары,
производимые на территории РФ,
за исключением акцизов на
нефть (включая газовый конденсат),
акцизов на услуги по ее
перекачке и акцизов на природный
газ, бензин;
- автомобильный и легковые автомобили,
- в размере 100 процентов доходов;
- лицензионных и регистрационных
сборов - в соответствии с действующим
законодательством;
- подоходного налога с физических
лиц - в размере 100 процентов
доходов;
- налога на покупку иностранных
денежных знаков и платежных
документов, выраженных в иностранной
валюте, - в размере 40 процентов
доходов;
- платежей за пользование природными
ресурсами - по нормативам, установленным
действующим законодательством;
- платы за пользование объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами - в размере 60 процентов
доходов;
- лесного налога - в размере 100
процентов доходов;
- платы за пользование водными
объектами - в размере 60 процентов
доходов;
- налога с розничных продаж -
в размере 100 процентов доходов;
- прочих налогов, сборов, пошлин
и других платежей, подлежащих
зачислению в бюджеты субъектов
РФ в соответствии с законодательством.
Доходы местных бюджетов, также
как и доходы бюджетов субъектов
федерации, состоят из собственных
(закрепленных) и регулирующих доходов.
К ним относятся:
1. Отчисления от федеральных
и региональных налогов;
2. Средства фондов финансовой
поддержки регионов;
3. Дотации, субвенции, субсидии
из вышестоящих бюджетов;
4. Средства, полученные из вышестоящего
бюджета в порядке взаимных
расчетов.
Собственные или закрепленные доходы
представляют собой средства, принадлежащие
субъекту бюджетного права, то есть они
полностью или в твердо фиксированной
доле на постоянной основе поступают
в соответствующий бюджет, минуя
вышестоящие.
К регулирующим доходам относится
вся совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящих бюджетов
в нижестоящие с целью регулирования
(сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном
бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных федеральных
налогов и платежей субъектов
РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации стали использовать средства,
полученные из Фонда финансовой поддержки
регионов. Финансовая помощь из этого
Фонда оказывается регионам, поучившим
статус «региона, нуждающегося в поддержке»,
или «региона, особо нуждающегося
в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в
поддержке» предоставляется регионам,
у которых душевой бюджетный
доход в планируемом году меньше
среднедушевого бюджетного дохода по
всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося
в поддержке», предоставляется тем
регионам, у которых объем бюджетных
доходов меньше объема прогнозируемых
в планируемом году бюджетных
расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится
на две части, из которых соответственно
выделяются средства регионам, нуждающимся
в поддержке, и регионам, особо
нуждающимся в поддержке. Выделение
регионам средств из указанных частей
Федерального фонда финансовой поддержки
регионов согласно их статусу производится
на основании установленной доли
каждого региона в общем объеме
средств соответствующей части
этого дохода
Преимущества этого способа
регулирования заключаются в
том, что средства субъектам выделяются
на основе единой для всех бюджетов
методики, учитывающей бюджетные
доходы, численность населения, проживающего
на соответствующей территории.
Благодаря этому выделение средств
субъектам федерации осуществляется
на объективной основе – общей
для всех регионов формуле расчета
выделения средств из общего фонда
финансовой поддержки.
Следующим по своему финансовому значению
доходом бюджета являются государственные
займы. К этому методу государство
прибегает при бюджетных дефицитах,
которые предусматриваются при
составлении бюджета на предстоящий
год. По мере усиления финансовой напряженности
в странах и увеличения размера
дефицита государство обращается к
государственным займам. Государственные
займы классифицируются:
- по субъектам заемных отношений:
размещаемые центральными и местными
органами управления;
- в зависимости от места размещения:
на внутренние и внешние;
- в зависимости от обращения
на фондовом рынке: рыночные, которые
свободно продаются и покупаются,
и нерыночные, которые не подлежат
обращению на рынке ценных
бумаг;
- в зависимости от срока погашения:
краткосрочные (срок обращения
до года), среднесрочные (от 1 до 5
лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
- по характеру выплачиваемого
долга: выигрышные (на основе лотереи),
процентные и с нулевым купоном.
С нулевым купоном обычно выпускаются
ценные краткосрочные бумаги
государства, они реализуются
с дисконтом, т.е. ниже стоимости,
а погашаются по номиналу.
Существуют два пути получения
государственных займов:
- государственные займы, полученные
у физических и юридических
лиц путем выпуска ценных бумаг
от имени государства;
- кредиты, полученные у центрального
банка и других кредитных учреждений.
Увеличение объема кредитных операций
государства ведет к росту
государственного долга. Государственный
долг тесно связан с налогами. Его
погашение, выплата по нему процентов
осуществляются в значительной мере за
счет налоговых платежей либо новыми кредитными
операциями.
При чрезвычайных обстоятельствах, когда
получение государственных займов
оказывается затруднительным, государство
обращается к эмиссии бумажных денег
- это самый непопулярный метод, так
как вызывает рост денежной массы
без соответствующего товарного
обеспечения и приводит к усилению
инфляционного процесса, который
имеет тяжелые социально-экономические
последствия.
2.2 Неналоговые
поступления и доходы целевых бюджетных
фондов.
К неналоговым доходам относятся
доходы:
- от использования, продажи и
иного возмездного отчуждение
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных
государственными или муниципальными
органами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации,
компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные
ссуды от бюджетов других уровней;
- доходы от внешнеэкономической
деятельности;
- перечисление прибыли Центрального
банка РФ, дивиденды по акциям,
принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в государственной
собственности;
- консульский сбор;
- доходы от проведения всероссийских
государственных лотерей.
Понятие “целевые бюджетные фонды”
появилось в 1995 г., когда подобный
статус был закреплен за некоторыми
ранее внебюджетными фондами, создаваемыми
в качестве целевого источника финансирования
отдельных государственных расходов.
Анализ существования некоторых
фондов выявил ряд существенных недостатков,
и прежде всего таких, как межведомственное
распыление государственных средств
и ослабление государственного финансового
контроля за их целевым использованием.
Для преодоления указанных недостатков
отдельные внебюджетные фонды начиная
с 1995 г. стали учитываться в составе
бюджетной системы страны. Это
мероприятие несомненно способствует
консолидации всех государственных
средств под контролем фискальных
органов государства, что имеет немаловажное
значение в условиях современной бюджетной
напряженности.
В 1998 г. в состав бюджетной системы
РФ были включены следующие целевые
бюджетные фонды:
- дорожные фонды;
- Фонд развития таможенной системы
РФ;
- Федеральный фонд государственной
налоговой службы РФ и Федеральной
службы налоговой полиции РФ;
- Государственный фонд борьбы
с преступностью;
- экологические фонды;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы;
- Фонд развития Федеральной
пограничной службы;
- Фонд Министерства РФ по
атомной энергии.
3. Пути использования
государственного бюджета
Расходы государственного бюджета - это
экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда
денежных средств государства и
его использованием по отраслевому,
целевому и территориальному назначению.
Экономическая сущность расходов бюджета
проявляется во многих видах. Каждый
вид расходов обладает качественной
и количественной характеристикой.
При этом качественная характеристика,
отражая экономическую природу
явления, позволяет установить назначение
бюджетных расходов, количественная
- их величину.
Для выяснения роли и значения многообразных
бюджетных расходов их обычно классифицируют
по определенным признакам: по роли в
воспроизводстве, общественному значению,
отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.