Источники формирования государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной курсовой работы является государственный бюджет как экономическая категория, его сущность, функиции, источники его формирования и пути использования.

Содержание

....................1 Введение.........................................................................................................2
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории...........................................................................4
1.2 Структура государственного бюджета ..........................................9
1.3 Функции государственного бюджета...............................................12
2. Источники формирования государственного бюджета 2.1 Налоговые поступления и государственные займы.......................16
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов...........................................................................................................22
3. Пути использования государственного бюджета..........................24
Заключение..................................................................................................33
Список использованной литературы...............

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система России.docx

— 61.37 Кб (Скачать документ)

- подоходный налог на физических  лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного  налога с физических лиц в  Российской Федерации являются  физические лица, как имеющие,  так и не имеющие постоянного  места жительства в Российской  Федерации (включая граждан иностранных  государств);

- налоги на прибыль предприятий  (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками  налога являются все юридические  лица, но также филиалы фирм, предприятий  и организаций, имеющие отдельный  счет и баланс;

- налоги на имущество и наследство;

- налоги с продаж, акцизы (на  нефть, природный газ, легковые  автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные  пошлины, налог с добавленной  стоимости (НДС) (доля в бюджете  33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

- налога на игорный бизнес;

- налог на покупку иностранных  денежных знаков;

- лицензионных и регистрационных  сборов;

- налога на операции с ценными  бумагами;

- платежей за использование  недрами и земельного налога;

- прочих налогов, сборов, пошлин  и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета  являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов поступает в федеральный  бюджет не полностью, часть из них  направляется в бюджеты субъектов  РФ и в местные бюджеты. Федеральный  закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты  субъектов РФ в 2001 году зачисляются  поступления от следующих федеральных  налогов:

- налога на прибыль (доход)  предприятий и организаций - по  установленным ставкам в соответствии  с действующим законодательством;

- НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые)  на территории РФ, за исключением  налога на добавленную стоимость  на драгоценные металлы и драгоценные  камни, отпускаемые из Государственного  фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней РФ;

- акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, водку  и ликероводочные изделия, спиртосодержащие  растворы, производимые на территории  Российской Федерации, - в размере  50 процентов доходов;

- акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на  нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее  перекачке и акцизов на природный  газ, бензин;

- автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

- лицензионных и регистрационных  сборов - в соответствии с действующим  законодательством;

- подоходного налога с физических  лиц - в размере 100 процентов  доходов;

- налога на покупку иностранных  денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной  валюте, - в размере 40 процентов  доходов;

- платежей за пользование природными  ресурсами - по нормативам, установленным  действующим законодательством;

- платы за пользование объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами - в размере 60 процентов  доходов;

- лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

- платы за пользование водными  объектами - в размере 60 процентов  доходов;

- налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

- прочих налогов, сборов, пошлин  и других платежей, подлежащих  зачислению в бюджеты субъектов  РФ в соответствии с законодательством.

Доходы местных бюджетов, также  как и доходы бюджетов субъектов  федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных  и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой  поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии  из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из вышестоящего  бюджета в порядке взаимных  расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие  субъекту бюджетного права, то есть они  полностью или в твердо фиксированной  доле на постоянной основе поступают  в соответствующий бюджет, минуя  вышестоящие.

К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов  РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки  регионов. Финансовая помощь из этого  Фонда оказывается регионам, поучившим  статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в  поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный  доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем  регионам, у которых объем бюджетных  доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных  расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится  на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся  в поддержке, и регионам, особо  нуждающимся в поддержке. Выделение  регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки  регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части  этого дохода

Преимущества этого способа  регулирования заключаются в  том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные  доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение средств  субъектам федерации осуществляется на объективной основе – общей  для всех регионов формуле расчета  выделения средств из общего фонда  финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные  займы. К этому методу государство  прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при  составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности  в странах и увеличения размера  дефицита государство обращается к  государственным займам. Государственные  займы классифицируются:

- по субъектам заемных отношений:  размещаемые центральными и местными  органами управления;

- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние; 

- в зависимости от обращения  на фондовом рынке: рыночные, которые  свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат  обращению на рынке ценных  бумаг;

- в зависимости от срока погашения:  краткосрочные (срок обращения  до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);

- по характеру выплачиваемого  долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном.  С нулевым купоном обычно выпускаются  ценные краткосрочные бумаги  государства, они реализуются  с дисконтом, т.е. ниже стоимости,  а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения  государственных займов:

- государственные займы, полученные  у физических и юридических  лиц путем выпуска ценных бумаг  от имени государства; 

- кредиты, полученные у центрального  банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту  государственного долга. Государственный  долг тесно связан с налогами. Его  погашение, выплата по нему процентов  осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение государственных займов оказывается затруднительным, государство  обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так  как вызывает рост денежной массы  без соответствующего товарного  обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который  имеет тяжелые социально-экономические  последствия.

 

 

 

 

 

2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

К неналоговым доходам относятся  доходы:

- от использования, продажи и  иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказанных  государственными или муниципальными  органами власти и учреждениями;

- средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности (штрафы, конфискации,  компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- перечисление прибыли Центрального  банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в аренду  имущества, находящегося в государственной  собственности;

- консульский сбор;

- доходы от проведения всероссийских  государственных лотерей.

Понятие “целевые бюджетные фонды” появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.

Анализ существования некоторых  фондов выявил ряд существенных недостатков, и прежде всего таких, как межведомственное распыление государственных средств  и ослабление государственного финансового  контроля за их целевым использованием.

Для преодоления указанных недостатков  отдельные внебюджетные фонды начиная  с 1995 г. стали учитываться в составе  бюджетной системы страны. Это  мероприятие несомненно способствует консолидации всех государственных  средств под контролем фискальных органов государства, что имеет немаловажное значение в условиях современной бюджетной напряженности.

В 1998 г. в состав бюджетной системы  РФ были включены следующие целевые  бюджетные фонды:

- дорожные фонды;

- Фонд развития таможенной системы  РФ;

- Федеральный фонд государственной  налоговой службы РФ и Федеральной  службы налоговой полиции РФ;

- Государственный фонд борьбы  с преступностью;

- экологические фонды;

- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

- Фонд развития Федеральной  пограничной службы;

- Фонд Министерства РФ по  атомной энергии.

3. Пути использования государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Экономическая сущность расходов бюджета  проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Информация о работе Источники формирования государственного бюджета