История становления банковской системы Кыргыстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 13:57, реферат

Описание

История возникновения денежных отношений в Семиречье берет начало в VIII в. В результате развития оседлого земледелия и городской культуры в Кыргызстане возникла необходимость в выпуске собственных денег, которые изготавливали в столице тюргешей Суябе (городище Ак-Бешим недалеко от Токмока).

Работа состоит из  1 файл

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ.docx

— 28.99 Кб (Скачать документ)

В 1996 г. большинство банков перешло на международный план ведения бухгалтерских  счетов. Этот процесс был успешным благодаря тому, что предварительно был опробован на пилотных банках. В этом вопросе Кыргызстан является лидером среди других республик  бывшего Советского Союза.

В 1995 г. по решению глав государств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана был  учрежден Центральноазиатский банк сотрудничества и развития с офисом в г. Алматы с целью обеспечения  финансовой поддержки экономических  реформ, проводимых в этих государствах.

С июня 1992 г. Кыргызская Республика стала членом Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), который оказывает  помощь нашей республике в проведении структурных преобразований, в поддержке  частного и государственного сектора. Общая сумма средств, вложенных  ЕБРР в Кыргызстане, составляет 165 млн. долл. - это прямое инвестирование плюс техническая помощь на 17 млн. долл.

Начиная с 1993 г., Национальный банк уделяет большое  внимание вопросам информированности  и в связи с этим учреждает  с участием других банков журнал "Банковский вестник", а затем газету "Банкир". Эти два издания являются источником получения сведений о событиях, происходящих в банковской системе республики, в других странах, освещают все актуальные вопросы по банковским операциям, совершаемым  в настоящее время, приводят исторические сведения из прошлого банковского бизнеса.

Испытанием  на прочность нашей банковской системы  можно назвать российский кризис 1998 г. Председатель Правления НБКР М. Султанов на сессии Жогорку Кенеша 29 сентября 1998 г. отметил, что общая  оценка состояния коммерческих банков показала достаточный запас прочности  нашей банковской системы. Поскольку  воздействие всех присущих внешнему шоку рисков выражается в виде потерь банков, то это отражается в платежеспособности конкретных банков, основным показателем  которой является адекватность капитала.

Для сравнения: на начало августа 1998 г. консолидированный  показатель адекватности капитала кыргызской банковской системы составил 27,5%, а  в России - около 7%. Обычно принято  считать, что банковская система  имеет сбалансированную прочность, если адекватность капитала составляет не менее 8%. Налицо имелись преимущества в прочности нашей банковской системы по отношению к российской.

В связи  с августовским кризисом в России, Правление НБКР в сентябре 1998 г. внесло ряд изменений и дополнений в  свои нормативные документы. Эта  мера была вызвана стремлением повысить устойчивость коммерческих банков республики к возможному негативному влиянию  как внешних, так и внутренних факторов. Суть изменений заключалась  в ужесточении экономических  нормативов, отражающих финансовую устойчивость банков. В частности, с 1 января 1999 г. минимальное допустимое значение норматива  адекватности капитала повысилось с 8% для суммарного капитала и 4% для  капитала первого уровня до 12% и 6% соответственно.

На  встрече с банкирами в феврале 1999 г. Президент республики А.А. Акаев  указал: "Одним из главных факторов улучшения положения, оздоровления ситуации в экономике и возвращения  вновь на траекторию экономического роста является грамотная денежно-кредитная  политика, которую проводит Национальный банк. ... Для нас крайне важна стабильность работы и дальнейшее развитие системы  коммерческих банков. Крайне важно  укрепление доверия вкладчиков, расширение депозитной базы на фоне формирования позитивных ожиданий" [1].

На  деятельности банковской системы отразился  и процесс интеграции Кыргызстана  в мировую экономику. Буквально  с первых дней независимости Правительство  республики стало вести переговоры с различными международными финансовыми организациями и центральными банками зарубежных государств по вопросам участия республики в различных интеграционных союзах.

Сотрудничество  Кыргызстана с Международным  валютным фондом началось в 1992 г. и уже 12 мая 1993 г. МВФ предоставил нашей  республике кредит на выполнение программы "Механизм финансирования системных  преобразований" в сумме 32,25 млн. СДР. Затем, 20 июля 1994 г. на программу "Механизм расширенного финансирования структурных  преобразований" - 88,15 млн. СДР, 26 июля 1998 г. на программу "Механизм роста  и сокращения бедности" - 73,38 млн. СДР. Национальный банк совместно с  экспертами МВФ осуществили ряд  мероприятий, предусмотренных условиями  присоединения республики к Общей  системе распространения данных. В декабре 2000 г. по результатам совместной работы с миссией МВФ по вопросам статистики было подготовлено описание распространяемых статистических данных по Кыргызстану и утверждены планы  совершенствования их распространения.

Сотрудничество  с Всемирным банком началось в 1992 г. В 1999 г. Всемирный банк инициировал  в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой подготовку долгосрочной стратегии "Комплексная  основа развития", ориентированной  на решение вопросов социального  развития и проблем сокращения бедности. Кыргызстан вошел в число тринадцати пилотных стран по реализации данной программы.

От  Международной ассоциации развития (МАР) на реализацию 24 программ получено начиная с 20 мая 1993 г. 515 млн. СДР, в  том числе на Программу приватизации и реформы государственного сектора (ПЕСАК) - 42,5 млн. СДР, кредит на структурную  перестройку финансового сектора (ФИНСАК) - 31,2 млн. СДР.

Германское  общество по техническому сотрудничеству (GTZ) работает в Кыргызстане с 1993 г. За 7 лет Правительством Германии в  рамках технического сотрудничества было предоставлено Кыргызстану более 50 млн. немецких марок.

Азиатский банк развития (АБР), начиная с декабря 1994 г., предоставил по 18 займам 301,4 млн. СДР, в том числе два кредита  на реконструкцию автодороги Бишкек-Ош на сумму 71,8 млн. СДР. Совместно с  АБР проводились мероприятия  по реализации проекта "Сельскохозяйственные финансовые институты", направленного  на развитие кредитных союзов и финансового  сектора республики.

Суммарный объем привлеченных Правительством республики иностранных инвестиций из разных государств с 1992 г. по 1 августа 2000 г. составил 1769 млн. долл. США по 91 кредитному соглашению, в том числе  от США - около 500 млн. долл.

Подписание  Базельского соглашения в октябре 1995 г. явилось важной вехой на пути перехода коммерческих банков Кыргызстана  на международные стандарты по определению  адекватности капитала и организации  деятельности органов банковского  надзора со стороны НБКР по отношению  к коммерческим банкам.

В последние  годы происходят динамичные изменения  в уставном капитале банков Кыргызстана. Так, если на 1 января 1995 г. в республике действовало 16 коммерческих банков с  общим объемом уставного капитала в 157,2 млн. сом., то на 1 октября 2001 г. - 18 коммерческих банков с общим уставным капиталом 1242 млн. сом. Резкий рост взносов в уставный капитал банков наблюдался в третьем квартале 2001 г. - 22,6% по сравнению с данными на 1 июля 2001 г. Только за этот период удвоили свой капитал и достигли планки в 100 млн. сом АКБ "Эридан" и РСК. Значительно увеличили объем капитала АК "Промстройбанк" - с 60 до 100 млн. сом. и АКБ "Кыргызстан" - с 72 до 100 млн. сом. В целом, по банковской системе республики 7 банков справились с заданием НБКР об увеличении уставного капитала до 100 млн. сом. В настоящее время только 5 банков не достигли рубежа в 50 млн. сом.: АООТ "Банк Бакай", ИАКБ "Иссык-Куль", АК "Кыргызавтобанк", АКБ "Толубай", АКБ "Кыргызкредит". Эти банки, вероятно, примут статус специализированных или присоединятся к другим банкам.

На  начало 2000 г. в республике уже не осталось банков с капиталом в 15 млн. сом., хотя на начало 1995 г. таких  банков было подавляющее большинство - 87,5% от общей численности.

Национальный  банк Кыргызской Республики уделяет  большое внимание вопросу структуры  капитала коммерческих банков. В 1995 г. была утверждена Инструкция по определению  стандарта адекватности капитала, в  которой дано подробное описание составных элементов собственного капитала банка. За период с июня 1995 г. по январь 2001 г. в инструкцию было внесено 12 изменений и дополнений, благодаря чему вопрос о структуре  собственного капитала можно считать  исчерпанным и детально освещенным со всех сторон.

Особенно  остро встал вопрос о составе  капитала банков в период кризиса 1998 г., когда при наличии относительно большого размера уставного капитала банки имели мизерный или отрицательный  капитал. Общий капитал всех действующих  коммерческих банков в этот период не достиг миллиарда сомов. Максимальная его величина составила 939 млн. сом  на 1 января 1999 г. и 955 млн. сом. - на 1 февраля 2001 г. Начиная с 1 апреля 1999 г. и до настоящего времени общий капитал  действующих банков стабильно отстает  от величины уставного капитала в  связи с наличием убытков.

На 1 мая 2000 г. величина недостатка капитала достигла рекордной цифры - 214 млн. сом. Это больше, чем уставной капитал  всех банков республики на 1 января 1996 г. Убытки поглотили все средства акционеров, резервы и прибыль  отдельных банков.

Благодаря принятым мерам НБКР по наращиванию  уставного капитала во второй половине 2000 г. ситуация не только стабилизировалась, но даже наметилась слабая тенденция  к росту капитала по банковской системе, поскольку действующие банки  продолжали увеличивать свой уставной капитал, что позитивно сказывалось  на всей банковской системе республики.

Бурному процессу преобразований в банковской сфере неизбежно сопутствовали  определенные издержки: среди высшего  руководства коммерческих банков были и есть лица, не обладающие достаточным  опытом практической работы с банковскими  операциями. Проблемы в банках не возникают  в одночасье, они накапливаются  в течение длительного периода. Но неэффективный надзор со стороны  НБКР, его непродуманные до конца  действия привели к тому, что за период с 1997 по 2001 гг. прекратили свою деятельность 13 коммерческих банков, в том числе  системообразующие - АКБ "Меркюри", АКБ "КыргызКРАМДСбанк", АГБ "Бишкек", АКБ "Максат".

В настоящее  время реорганизация банков в  форме слияния или присоединения  нескольких банков в целях увеличения собственного капитала является наиболее перспективным вариантом решения  проблемы с наращиванием объема уставного  капитала. Это происходит на добровольной основе по решению общего собрания акционеров банков, подлежащих реорганизации  или принудительно - в случаях, предусмотренных  законодательством государства.

Богатый опыт слияния банков имеют США, Япония, Россия, Казахстан и другие страны. В 1994 г. в Казахстане функционировало 204 банка, а к середине 2001 г. их осталось только 47, в том числе: 1 - государственный, 1 - межгосударственный, 19 - с участием иностранных инвесторов.

Поскольку реорганизация банков в форме  их слияния достаточно популярна  в банковском мире, то, вероятно, в  этом процессе есть нечто более привлекательное, чем просто наращивание собственного капитала банков, поэтому Кыргызстану  следует использовать этот опыт при  развитии собственной банковской сферы

Информация о работе История становления банковской системы Кыргыстана