Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:59, реферат
Данная работа позволяет проследить историю создания казначейской системы государственного управления финансами в России, ее совершенствование и развитие.
Введение 3
1. История возникновения казначейской системы в России ………………..... 5
2. Становление и современный этап развития казначейской системы ............. 13
Заключение…………………………………………………………………………… 21
Список используемой литерату-ры…………………………………………………. 23
В 1892 году пост Министра финансов занял С.Ю.Витте, выдающийся деятель и реформатор. Во времена, когда министрами были Вышнеградский И.А. (1887-1892гг.) и Витте С.Ю.(1892-1903гг.), был принят ряд энергичных мер для развития отечественной промышленности. Для этой цели служил протекционистский таможенный тариф, принятый в 1891 году. В 1897 году Витте осуществил денежную реформу, введя в России золотую валюту. В деле увеличения государственных доходов огромную роль сыграла казенная винная монополия, которая в начале XX века ежегодно давала казне около 500 млн. рублей. Под руководством Витте С.Ю. был разработан и законодательно закреплен порядок составления и рассмотрения государственной росписи, неукоснительно выполнявшийся всеми министерствами и ведомствами Российской империи, что позволяло Государственному казначейству эффективно выполнять возложенные на него функции. Важной особенностью этого порядка являлось то, что рассмотрение государственной росписи должно было быть закончено к 1 декабря года, предшествующего новому бюджетному году. А если она к этому времени не утверждалась, то в силу вступала роспись предшествующего года. Условиями, обеспечивающими четкую и эффективную работу Департамента Государственного Казначейства в эти годы, являлась хорошо обработанная нормативно-правовая база, основанная на «Правилах счетоводства казначейства», «Инструкциях казначействам», «Счетных уставах». Некоторые из этих документов не утратили актуальности, значимости и сегодня.
В 1900 году в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись Казенным палатам. Управление казначейством было построено по принципу единоначалия. Исполнительная власть в казначействах принадлежала казначею. Он осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных средств и имущества, за исполнением казначейством своих функций и своевременностью представления отчетности. Ежемесячно в казначействах проводились плановые ревизии, кроме того, проводились внезапные ревизии. И те, и другие оформлялись актами. Нормальной работе Департамента государственного казначейства и связанных с ним подразделений способствовало законодательное закрепление и неукоснительное выполнение всеми министерствами и ведомствами порядка составления и рассмотрения государственной росписи доходов и расходов. В 1917 году Департамент Государственного казначейства был основным в системе Министерства финансов. Казначейство выполняло следующие функции: устанавливало бюджет для каждого уезда, ведало составлением и рассылкой окладных листов, продажей государственных бланков и гербовой бумаги, взысканием штрафов и недоимок, выдачей пенсий и пособий, выдачей кормовых денег арестантам, ведением отчетности по государственным доходам и расходам, земским сбором, выдачей паспортов, ведением следственных дел о чиновниках отделения и уездных казначейств и дел по недоимкам, а также взысканиям и штрафам. Революцией 1917 г. было завершено казначейское исполнение государственного бюджета. Постановлением Правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы присоединились к учреждениям Народного банка, образовав там сметный отдел. Завершился этот процесс в 1926 году. С этого времени в России устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета, которая просуществовала свыше 60 лет.
История
Брянского края тесно вплетена в
историю государства
Таким
образом, в историю развития казначейства
как институционального органа финансовой
системы и в историю функционирования
казначейской системы исполнения бюджета
России была вписана значительная страница.
Именно в этот период сформировалась единая
централизованная трехзвенная система
казначейских органов, был внедрен принцип
единства кассы и были разработаны и применены
казначейские технологии исполнения бюджетов,
которые после существенного обновления
нашли свое отражение в современных бюджетных
технологиях.
Казначейская система России сегодня- это система, которая оказывает услуги участникам бюджетного процесса, проводит платежи сектора государственного управления. Ее основной задачей является обеспечение нормального функционирования единого счета бюджета и лицевых счетов бюджетополучателей. Казначейскую систему сегодня можно назвать транспортной системой для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования). И, наконец, это система, которая позволяет через свою систему регистрации операций представлять информацию об исполнении бюджета. В СССР до перестройки эти функции выполнял Госбанк СССР в соответствии с Инструкцией № 27 о кассовом исполнении бюджета СССР и входящих в него республик. В ней было определено, что Госбанк регистрирует операции по поступлению средств, распределяет доходы по уровням бюджетов, по нормативам, установленным законом, и дает информацию об исполнении бюджетов по символам (сейчас – это коды бюджетной классификации) нарастающим итогом. Фактически эти функции, которые выполняли раньше расчетно-кассовые центры Госбанка СССР в части кассового обслуживания счетов бюджетов, выполняет в настоящее время система федерального казначейства с добавлением ряда вопросов, связанных с доведением до участников бюджетного процесса административных решений собственника (прежде всего, это лимиты бюджетных обязательств). Строгость бюджетной системы, закона о бюджете, закона о бюджетной классификации в этот период нивелировалась необязательностью их исполнения. Деньги переводились на счет бюджетного учреждения в банке, дальше бюджетное учреждение свободно и фактически бесконтрольно ими распоряжалось в отсутствии предварительного и текущего контроля.
Достоверная информация о том, что происходило на самом деле (насколько несовершенна была эта система, насколько она была жесткой и неэффективной) в законодательные органы власти фактически не поступала. В результате все это приводило к тому, что учреждение или не могло выполнять свои функции, или сдерживало инициативу (если это учреждение активно занималось на рынке предоставлением услуг). Бюджетная классификация, в свою очередь, порождала массу противоречий.
Федеральное казначейство на этапе своего становления выполнило возложенные на него функции органа, отвечающего за исполнение бюджета, и предоставило органам законодательной и исполнительной власти достоверную информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, тем самым, приблизив их к пониманию необходимости бюджетных реформ.
Экономику СССР в период 1980-1990-х характеризовал системный кризис, в рамках которого проявились: структурный, бюджетный, финансовый, платежный, банковский кризисы. Кризис охватил все сферы финансов, а по глубине своего проявления он особенно болезненно проявился в бюджетной сфере. Именно бюджетный кризис стал основным фактором и компонентом финансового кризиса. Хроническая проблема недобора налогов и дефицита федерального бюджета особенно обострилась во второй половине 90-х гг. Покрытие дефицита краткосрочными налоговыми обязательствами государства, которые оседали либо в отечественных банках, либо у иностранных держателей, создало долговую пирамиду. В реальном секторе экономики наблюдался резкий спад производства, который, в свою очередь, привел к значительному снижению налоговых поступлений в бюджетную систему.
Наблюдалась тенденция неуправляемости и бесконтрольности сферы финансовых отношений.
Основной фактор проявления непрозрачности и плохой управляемости бюджетных потоков - бесконтрольное использование государственных денежных средств и разрастание теневого сектора экономики, - стал реальной угрозой безопасности государства. По оценкам правоохранительных органов, ежемесячно из России незаконно «утекало» от 1,5 до 3 млрд. дол. Для России бегство отечественных капиталов (в виде прироста остатков средств на корреспондентских счетах в банках за границей, кредитования оффшорных банков и фирм, невозвращения экспортной выручки, завышения платежей по импорту) имело разрушительные последствия.
Одновременно платежный баланс России сильно пострадал от падения мировых цен на нефть, алюминий, стальной прокат и некоторые другие экспортные товары.
В таких условиях ЦБ РФ отказался от поддержания стабильности курса рубля, перешел к свободному «рыночному плаванию», что привело к девальвации рубля к концу 1998 г. почти в 4 раза.
Таким образом, трансформационный переход России к экономике рыночного типа осуществлялся преимущественно методом «проб и ошибок». Произвол в формировании государственного бюджета административно-командными методами в сочетании с бесконтрольностью его распределения и использования, правовой вакуум, породивший не только мощную теневую экономику, но и стремительное разрастание коррупции, привели к полной неуправляемости бюджетных потоков и форм их движения в рамках бюджетов различного уровня бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Именно в этот период отчетливо проявилась необходимость реформирования экономики, ее финансов.
Вопросы бюджетной политики государства в это время были в центре внимания общества (населения, политиков, органов власти), т.к. в любой стране бюджет - это форма выражения существа государственной власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер.
К середине 1992 г. страна пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства РФ. Задержки в перечислении налогов и сборов на счета Министерства финансов РФ, а также в представлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк РФ (Банк России). Последний, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за доходностью стали переводить свои счета в коммерческие банки.
Именно с 1992 года начинается современный этап развития органов Федерального Казначейства. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства - обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета. В 1992 году был издан Указ Президента РФ от 08.12.1992г. № 1556 «О Федеральном казначействе». Органы федерального казначейства наделялись следующими функциями:
- организация исполнения бюджета;
- управление средствами на счетах органов казначейства;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
- осуществление
краткосрочного
-контроль за исполнением бюджета.
Управление федерального Казначейства по Брянской области образовано 23 марта 1993 года в исполнении Указа Президента РФ от 08.12.92г.№ 1556 , что зафиксировано в соответствующем Постановлении администрации Брянской области(№70). С этого времени проведение государственной бюджетной политики, повышение оперативности в финансировании государственных программ по Брянской области, контроль за поступлением, целевым и экономным расходованием средств государственной казны на территории Брянщины осуществляет система органов казначейства, включающая в себя, кроме областного управления, 30 отделений по городам и районам области.
Первым руководителем УФК по Брянской области был Самотесов Николай Дмитриевич. Под его руководством сформировались и приступили к работе районные и городские отделения. Брянское городское отделение казначейства в 1993г. Возглавил Вохрушенков Анатолий Егорович. Вначале УФК располагалось в арендованном здании по адресу: г.Брянск,ул.Фокина,10. В конце 1994г. Управлением было выкуплено здание по ул. Красноармейской,158, где и находится по настоящее время.
Отделение по Дятьковскому району УФК по Брянской области было организовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1556 от 08.12.1992 года на основании приказа Управления федерального казначейства по Брянской области от 28.11.1993 года № 7-П.
Отделение по Дятьковскому району Управления Федерального казначейства по Брянской области является органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении Управления Федерального казначейства по Брянской области. Местонахождение Отделения - Брянская область, г. Дятьково, ул.Ленина д.185.
В
настоящее время действует
Отделение реализует в пределах своей компетенции полномочия и права территориального органа Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации о бюджете cyбъекта Российской Федерации, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, Положением и другими нормативными правовыми актами.
Информация о работе История возникновения и развитие казначейского дела в РФ