Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 06:34, статья
Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания Европейского Союза (ЕС). Римскому договору, закрепившему его создание, предшествовали соглашения о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии, соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР.
История введения единой европейской валюты и его последствия
Тимченко М.Н.
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №1 / 2001
Этапы валютной интеграции Западной Европы
Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания Европейского Союза (ЕС). Римскому договору, закрепившему его создание, предшествовали соглашения о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии, соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Первая масштабная попытка организации такого союза была предпринята в 1971 г., когда странами—членами ЕС была принята программа поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. При разработке этой программы столкнулись позиции “монетаристов” во главе с Францией, считавших, что вначале необходимо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов, и “экономистов” во главе с ФРГ, которые предлагали начать с формирования экономического союза и предпочитали плавающие валютные курсы. Результатом этого спора стало решение глав правительств ЕС в 1969 г. в Гааге об одновременном создании экономического и валютного союза. 22 марта 1971 г. Советом министров ЕС был принят “план Вернера”, рассчитанный на 10 лет — до 1980 г.
На первом этапе (1971—1974
гг.) предусматривались сужение
Несмотря на некоторые
сдвиги в интеграционном процессе,
“план Вернера” потерпел провал. Это
было обусловлено разногласиями
в ЕС, в частности — между
национальным суверенитетом и попытками
наднационального регулирования валютно-
Ситуация стала
качественно меняться в 80-х годах.
К этому времени усилились
экономическая
“План Делора” предусматривал:
— создание общего рынка,
поощрение конкуренции в ЕС для
совершенствования рыночного
— структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
— координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета;
— учреждение наднационального
Европейского валютного института
в составе управляющих
— проведение единой валютной политики, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.
Дополнительно была поставлена
задача образования политического
союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены
проводить общую внешнюю
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора 1957 г., провозгласившего создание ЕС. Для валютного союза необходимо участие валют в “европейской валютной змее”, соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты, соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ в части унификации порядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости.
На основе “плана
Делора” к декабрю 1991 г. был выработан
Маастрихтский договор о
В соответствии с Маастрихтским
договором экономический и
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС. В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском союзе.
В частности, были устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского союза, а также между Европейским союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС, для чего странами-членами принимались программы такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро как единой денежной единицы такие программы, ориентированные на обеспечение достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, представлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым вопросам ЕС.
Второй этап (1 января
1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен
дальнейшей, более конкретной подготовке
стран-членов к введению евро. Главным
событием в создании организационной
структуры для перехода на единую
валюту стало учреждение Европейского
валютного института, выступавшего
как предтеча Европейского Центрального
банка (ЕЦБ), основной задачей которого
стало определение правовых, организационных
и материально-технических
На данном этапе
протекали следующие
— принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства. Тот же запрет на третьем этапе распространяется на ЕЦБ;
— принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов. Аналогичный запрет распространяется на ЕЦБ на третьем этапе;
— утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом. Эта мера получила название “оговорки об отказе от поручительства”;
— формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП и величина государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;
— принятие национального законодательства, предоставляющего центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств, с тем чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.
К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран—участниц ЭВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют.
2 мая 1998 г. Европейский
совет принял решение о том,
какие из стран допускаются
к переходу на евро с начала
третьего этапа становления
Третий этап (1 января 1999 г. — 1 июля 2002 г.) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту. С 1 января 1999 г. были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро (см. таблицу), а евро стал их общей валютой.
Валюта | Единиц за 1 евро |
Австрийский шиллинг | 13,7603 |
Бельгийский франк | 40,3399 |
Немецкая марка | 1,95583 |
Ирландский фунт | 0,787564 |
Испанская песета | 166,386 |
Итальянская лира | 1936,27 |
Люксембургский франк | 40,3399 |
Голландский гульден | 2,20371 |
Португальский эскудо | 200,482 |
Финская марка | 5,94573 |
Французский франк | 6,55957 |
Произошла также замена
ЭКЮ на евро в соотношении 1:1. Начала
свою деятельность Европейская система
центральных банков (ЕСЦБ), включающая
в себя ЕЦБ и центральные банки
стран, перешедших на евро. ЕСЦБ использует
евро для формирования единой денежной
политики стран-участниц. ЕСЦБ также
поощряет внедрение евро на мировые
валютные рынки, а ее собственные
операции на этих рынках производятся
и выражаются только в евро. Через
инструменты единой денежной политики
поощряется переход к операциям
в евро коммерческих банков и крупных
корпораций. Только в евро номинируются
новые выпуски ценных бумаг в
странах-участницах. Согласно решению
Совета Евросоюза в Мадриде (декабрь
1995 г.) эмиссия государственных
В 1999—2001 гг. в безналичных
расчетах в зоне евро параллельно
используются евро и привязанные
к нему национальные валюты. Работает
принцип “никакого принуждения”
С 1 января 2002 г. в обращение
вводится наличный евро и все безналичные
расчеты осуществляются только в
евро. Период параллельного обращения
наличного евро и национальных валют
установлен до 31 июня 2002 г. За это время
производится постепенное изъятие
из обращения национальных наличных
денежных знаков и полный переход
хозяйственного оборота стран-участниц
на евро. Но и после 1 июля 2002 г. национальные
денежные знаки можно будет свободно
обменивать на евро. Одновременное
обращение двух валют будет создавать
определенные проблемы как клиентам,
так и торговым предприятиям, поэтому
для облегчения перехода предусмотрена
возможность сокращения этого периода
в отдельных странах, а также
ряд мер способствующих более
быстрому замещению национальных валют
евро. В частности, только наличный
евро планируется использовать в
банкоматах и при выдаче сдачи
независимо от валюты платежа.
Информация о работе История введения единой европейской валюты и его последствия