Эффективное управление кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

1. Понятие заемного капитала……………………………………………….…..4

2.Политика формирования заемного капитала………………………………...5

2.1. Как финансировать внутренние нужды компании………………………..5

2.2.Эффект финансового рычага…………………………………………….…..6

2.3.Политика привлечения заемных средств…………………………………..10

3. Финансирование оборотного капитала…………………………………..…21

3.1. Источники финансирования оборотного капитала………………….…..22

3.2. Источники внутреннего финансирования……………………………….22

3.3. Источники внешнего финансирования……………………………….….23

3.4.Формы краткосрочного внешнего финансирования……………………..23

3.5. Стратегии финансирования оборотных активов………………………..25

4.Эффективное управление кредиторской задолженностью………………..30

4.1.Стратегический подход………………………………………………….…30

4.2. Тактические особенности……………………………………………….…32

4.3. Структурные показатели…………………………………………………..35

Практическая часть……………………………………………………………..40

Заключение………………………………………………………………………55

Список использованной литературы…………………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

Управление заемным капиталом.doc

— 491.50 Кб (Скачать документ)

Возникает вопрос: "К какому значению ЭФР нужно стремиться?". Многие западные экономисты считают, что золотая середина близка к 30 - 50 процентам, т.е. ЭФР оптимально должен быть равен одной трети - половине уровня ЭР активов. Тогда ЭФР способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу. Более того, при таком соотношении между ЭФР и ЭР значительно снижается акционерный риск.

Чтобы определить оптимальные условия получения  кредита и рассчитать его сумму  необходимо выполнить следующие  процедуры:

Установить приемлемую степень снижения дифференциала, определить его величину, и, исходя из этого, рассчитать ставку процента по будущему кредитному договору, вводя в вычисления прогнозируемый уровень ЭР. Важно, чтобы значение дифференциала было положительным и имело определенный аварийный запас. Сразу же следует сосредоточить внимание на соответствующую кривую дифференциалов (например, на ЭР = 2СРСП).

Предприятие выбирает желательный уровень ЭФР (рекомендуется: 1/3 ј 1/2 от ЭР) и соответствующую горизонталь на графике. Пусть в нашем примере это будет 1/3.

Получаем, что  для достижения 33-процентного соотношения  между ЭФР и РСС (когда успехи предприятия на 1/3 обеспечиваются за счет финансовой стороны дела, а  на 2/3 - за счет хозяйственной, и сполна используются возможности налоговой экономии, но не налоговой "перекомпенсации") желательно иметь при ЭР = 2СРСП плечо рычага 1.0. Т.е. заемные средства могут по своему объему равняться собственным средствам предприятия.

Далее остается определить, вписывается ли рассчитанная ранее "по потребностям" сумма кредита в безопасное значение плеча рычага.

Следует предусмотреть  какой-то резерв заемной способности  на случай возможных затруднений.

2.3.Политика  привлечения заемных  средств.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом (рис1.Формы финансовых обязательств предприятия, отражаемых в его балансе.)

 

2

 
 
     
     
     
     
     
     

Долгосрочные  финансовые обязательства. К ним  относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

Краткосрочные финансовые обязательства. К ним  относятся все формы привлеченного  заемного капитала со сроком его использования до одного года.

В процессе развития предприятия по мере погашения его  финансовых обязательств возникает  потребность в привлечении новых  заемных средств. Источники и  формы привлечения заемных средств  предприятием весьма разнообразны. Классификация  привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена в таб.2.

 
Классификация привлекаемых заемных средств  
По  целям привлечения По источникам привлечения По периоду  привлечения По форме  привлечения По форме  обеспечения  
Заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов Заемные средства, привлекаемые из внешних источников Заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1-го года) Заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит) Необеспеченные  заемные средства  
Заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов Заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя задолженность) Заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1-го года) Заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг) Заемные средства, обеспеченные поручительством или  гарантией  
Заемные средства, привлекаемые для уловлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей     Заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит) Заемные средства, обеспеченные залогом или закладом  
      Заемные средства, привлекаемые в иных материальных или  нематериальных формах    
           

С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой  часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы (таб.3).

 
Этапы разработки политики привлечения предприятием заемных средств  
1. Анализ привлечения  и использования заемных средств  в предшествующем периоде  
2. Определение целей  привлечения заемных средств в предстоящем периоде  
3. Определение предельного  объема привлечения заемных средств  
4. Оценка стоимости  привлечения заемного капитала из различных  источников  
5. Определение соотношения  объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе  
6. Определение форм привлечения заемных средств  
7. Определение состава  основных кредиторов  
8. Формирование  эффективных условий привлечения  кредитов  
9. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов  
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам  
     

1. Анализ привлечения  и использования  заемных средств  в предшествующем  периоде.

Целью такого анализа  является выявление объема, состава  и форм привлечения заемных средств  предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе  анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств  в рассматриваемом периоде; темпы  этой динамики сопоставляются с темпами  прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе  анализа определяются основные формы  привлечения заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированного  финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей  сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем  этапе анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться  соответствующая группировка используемого  заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  различных форм финансового и  товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств  в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей  привлечения заемных  средств в предстоящем  периоде.

Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий  последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия ( новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.

г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.

д) другие временные  нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного  объема привлечения  заемных средств.

Максимальный  объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как  объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться  не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его  кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит  использования заемных средств  в своей хозяйственной деятельности.

4.Оценка  стоимости привлечения  заемного капитала из различных источников.

Такая оценка проводиться  в разрезе различных форм заемного, привлекаемого предприятием из внешних  и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

Информация о работе Эффективное управление кредиторской задолженностью