Кассовое обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:06, курсовая работа

Описание

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности.
Прежде всего это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка — это тот критерий, по которому, согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности», банк отличается от небанковской кредитной организации.

Содержание

Введение
Банковский счет и проведение операций по нему
Безналичные расчеты
Расчеты платежными поручениями
Расчеты по инкассо
Расчеты по аккредитиву
Расчеты чеками
Расчеты с помощью пластиковых карт
Клиринг
Расчеты дорожными чеками
Электронные расчеты:
Интернет - банкинг
SMS - банкинг
Бесфилиальный банкинг
Порядок списания средств со счета клиента
Кассовое обслуживание клиентов
Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов
Глоссарий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.84 Кб (Скачать документ)

Если же клиринг  осуществляется через банк, то обычно участвующие в нем стороны  должны иметь в этом банке свои банковские счета. При этом параллельно  с их банковскими счетами участникам расчетов открываются специальные  клиринговые счета.

   По дебету этих счетов списываются суммы, причитающиеся другим участникам клиринга по различным расчетным документам (платежным поручениям, аккредитивам, чекам, слипам и др.), а по кредиту — зачисляются суммы, поступающие от других участников клиринга. В заранее определенный срок клиринговые счета закрываются, и происходит их сальдирование. Если при закрытии клирингового счета имеется дебетовое сальдо, то владелец данного счета является должником и соответствующая сумма денежных средств списывается с его банковского счета. Если клиринговый счет имеет кредитное сальдо, то его владелец является кредитором и соответствующая сумма денежных средств зачисляется на его банковский счет. После окончания этих расчетов сальдо по всем клиринговым счетам должно быть нулевым.

   Аналогичная система взаиморасчетов может быть организована и с участием нескольких банков или филиалов одного банка. В первом случае роль организатора клиринга выполняет либо какой-то один банк, выбранный всеми банками — участниками расчетов, либо специализированная организация — клиринговый центр. Во втором случае организатором клиринга выступает головной банк. При этом взаимозачет встречных требований и расчеты по незачтенным суммам производятся в России в конце каждого рабочего дня, а во многих зарубежных странах 2 — 3 раза в день. 
 
 

Расчеты дорожными чеками.

   Дорожные чеки — это альтернатива наличным денежным средствам. Они занимают промежуточное положение между наличными деньгами и обычными чеками, рассмотренными нами ранее. Дорожные чеки, как правило, используются для осуществления расчетов в деловых и туристических поездках в зарубежные страны. Поэтому дорожные чеки часто называют туристскими.

   Дорожные чеки, так же как и наличные деньги, могут иметь любой номинал, выраженный в различных валютах. Выбор номинала и валюты чека зависит от того, в какую страну направляется его держатель, и определяется существующими там платежными традициями.

   Во многих странах дорожные чеки, наравне с наличными деньгами, принимаются в магазинах, отелях, ресторанах и других местах в оплату за товары и услуги. По желанию владельца в большинстве банков или обменных пунктов дорожные чеки могут быть обменены на наличные денежные средства.

   Преимущество дорожных чеков перед наличными деньгами состоит в том, что их безопасно использовать. Эта безопасность обеспечивается двумя способами:

   1. Наличием на дорожном чеке подписи его держателя, что характерно и для обычных чеков. Причем подписывается дорожный чек дважды: первый раз - в момент покупки чека, а второй - при его обналичивании или использовании для оплаты товаров и услуг. Для того чтобы дорожный чек был обналичен или принят в оплату, необходимо, чтобы эти подписи совпадали.

   2. Каждый дорожный чек имеет свой уникальный номер, который указывается в специальной квитанции, выписываемой банком при продаже чека. В ней также указываются сведения о покупателе (фамилия, имя; документ, удостоверяющий личность), о проданных ему чеках и об их номинале. Рекомендуется хранить эту квитанцию отдельно от дорожных чеков, так как в случае пропажи последних возможно использовать содержащиеся в квитанции сведения и заблокировать применение чеков, что позволит их владельцу сохранить свои средства.

   Приобрести дорожные чеки можно в банках, но их эмитентами являются не банки, а международные платежные системы, такие, как VISA, American Express, MasterCard, Thomas Cook и др.

   Платежные системы — эмитенты дорожных чеков являются гарантами выплат по ним. При покупке дорожных чеков покупатель уплачивает банку определенную комиссию.

   Обналичивание чеков и их прием в оплату за товары и услуги осуществляется по номиналу. При этом за обналичивание дорожных чеков через банки, последние, как правило, берут с их владельцев определенную комиссию.

   К дорожным чекам могут быть приравнены еврочеки, выпускаемые банками ряда европейских государств. Операции по ним могут производиться только при предъявлении их владельцами карточек ЕС, получаемых ими вместе с еврочеками. 

Электронные расчеты.

   Электронные расчеты — расчеты, проводимые при помощи электронных устройств и средств связи. Данный способ расчетов в настоящее время широко развивается за рубежом, и там образовались такие его виды и формы, как расчеты с помощью компьютеров, в том числе через Интернет, электронные деньги, расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков. Электронные расчеты начинают осуществляться и в России. Их примером могут служить расчеты, осуществляемые посредством систем: интернет - банкинг, SMS – банкинг, бесфилиальный банкинг.

.Интернет-банкинг.

    Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.

    Интернет-банкинг часто доступен по системе банк-клиент, с использованием технологии тонкого клиента.

Как правило, услуги интернет-банкинга включают:

  • выписки по счетам
  • предоставление информации по банковским продуктам (депозитыкредитыПИФ и т. д.)
  • заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.
  • внутренние переводы на счета банка
  • переводы на счета в других банках
  • конвертацию средств
  • оплату услуг.

   Важным свойством безопасности интернет-банкинга является подтверждение транзакций с помощью одноразовых паролей (чтобы перехват трафика не давал бы злоумышленнику возможности получить доступ к нашим финансам). Хотя теоретическая возможность подмены сервера всё же остаётся, однако осуществление подобного мошенничества довольно проблематично (особенно если использовать SSL соединение с сертификатом, подписанным третьей стороной).

SMS-банкинг.

   SMS-банкинг (англ. SMS Banking) — разновидность технологии дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям по счетам предоставляется в любое время и с использованием номера мобильного телефона клиента, предварительно зарегистрированного в банке. С помощью SMS-сообщений происходит обмен информацией и передаются команды для выполнения банковских операций. Для пользования SMS-банкингом, отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения на мобильный телефон (например, JAVA-приложения).

   Как правило, услуги SMS-банкинга включают:

  • Подтверждение выполненных операций, которые привели к изменению доступного остатка по счету (списание или зачисление средств, блокировка суммы);
  • Запрос информации про состояние счета (доступный остаток, баланс, кредитный лимит, заблокированная сумма);
  • Запрос информации про последние операции по счету;
  • Временная блокирование платёжной карты;
  • Разблокирование платёжной карты;
  • Временное увеличение лимитов по использованию платёжной карты;
  • Напоминание про окончание срока действия карты;
  • Напоминание про обязательные платежи (например, погашение задолженности по кредиту).

Бесфилиальный банкинг.

    Бесфилиальный банкинг (англ. Branchless banking) — это дистрибьюционная стратегия, которая используется для предоставления клиентам финансовых услуг без использования банковских отделений. Такая розничная банковская схема, может, как дополнять традиционную схему с банковскими отделениями, так и использоваться отдельно — вовсе без банковских офисов[1][2].

     Согласно  определению CGAPбесфилиальный банкинг использует все следующие элементы[3]:

  • Использует платёжные карты или мобильные телефоны, для идентификации пользователей и электронной регистрации транзакций, либо позволяет удалённо инициировать транзакцию;
  • Использует розничные точки, например платёжные киоски, отделения почты или кассы магазинов, которые действуют в качестве агентов провайдеров финансовых услуг и позволяют пользователям совершить действия, требующие их физического присутствия (например, внесение наличных денег или заполнение анкеты для открытия банковского счёта);
  • Как минимум, позволяют разместить и отозвать депозит, а также выполнить денежный платёж;
  • Действует на законных основаниях, признаётся и контролируется государственными регуляторами, как например, имеющий лицензию банк;
  • Пользователь может пользоваться всеми вышеописанными услугами на регулярной основе (в течение рабочих часов) без необходимости посещать банковские офисы.
 

Порядок списания средств  со счета клиента.

   При осуществлении операций по счету клиента банк руководствуется следующим правилом: если остатка денежных средств на счете клиента достаточно для удовлетворения требований, предъявленных к счету, то списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и иных расчетных документов. Если же денежных средств на счете клиента не хватает для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, то их списание осуществляется в следующей

  • ↑ Scenarios for Branchless Banking in 2020 — DFID — UK Department  (англ.)
  • ↑ What Is Branchless Banking? — www.wisegeek.com  (англ.)
  • ↑ Ivatury, G., & Mas, I. (2008, April). The Early Experience with Branchless Banking (Focus Note No. 46). Washington, D.C.: Consultative Group to Assist the Poor.  (англ.)

очередности: 

  • во-первых, осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета  для удовлетворения требований о  возмещении вреда, причиненного жизни  и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во-вторых, производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • в-третьих, производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости населения, а также по оплате таможенных сборов;
  • в-четвертых, производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в-пятых, производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в-шестых, производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Информация о работе Кассовое обслуживание