Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:06, контрольная работа
Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег. Безналичные расчеты в РФ организуются на основе определенных принципов, соблюдение которых в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременность, надежность, эффективность.
Банковские
векселя могут приобретать
Банковский
вексель может быть использован
его владельцем не только как средство
накопления, но и в качестве покупательного
и платежного средства. Держатель
векселя может расплачиваться им
за товары и услуги, передавая вексель
по индоссаменту новому векселедержателю,
к которому по закону переходят все
права по векселю. Индоссамент по
банковскому векселю, как правило,
предусматривает свободный
Существует
ряд операций, проводимых банком с
векселями. К ним относится учет
векселей. Сущность учета векселей
состоит в том, что векселедержатель
перепродает (продает) вексель банку
по индоссаменту до наступления срока
платежа и получает в оплату вексельную
сумму за вычетом определенного
процента. Этот процент называется
учетным процентом или
Банки часто
выполняют поручения
Назначение плательщиком по векселю какого-либо третьего лица называется домициляцией, а такие векселя - домицилированными. Внешними признаками домицилированных векселей являются слова «уплата» или «платеж в банке», помещенные под подписью плательщика.
Акцептный кредит также связан с векселем. Акцептный кредит - это кредит, при котором банк акцептует выставленный на него клиентом переводной вексель, при условии, что последний предоставит банку покрытие векселя до наступления срока платежа по нему. Акцепты известных банков имеют, как правило высокую надежность при передаче векселя третьим лицам5.
6. Расчёты по инкассо
В отличие от расчетов платежными поручениями и расчетов по аккредитиву, представляющих собой операции по выплате денежных средств получателю по поручению плательщика, при расчетах по инкассобанк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Для выполнения поручения клиента банк-эмитент вправе привлечь иной банк (исполняющий банк).
Банк-эмитент несет ответственность перед клиентом за исполнение его поручения. Исполнение инкассового поручения состоит в том, что исполняющий банк должен представить плательщику документы взыскателя в той форме, в которой они были получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.
Документы,
выставляемые взыскателем на инкассо,
должны соответствовать требованиям,
предусмотренным банковскими
Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов: заключение договора о купле-продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо; поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором; отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк; банк поставщика пересылает полученные документы в исполняющий банк (банк покупателя); банк покупателя передает полученные документы покупателю против оплаты платежного требования-поручения; денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика; банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика6.
Таким образом, безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег. Форма безналичных расчётов – совокупность способов платежей, расчётных документов и определённого документооборота. Порядок и форма расчётов определяются в договоре между поставщиками и покупателями. Формы безналичных расчётов выбираются клиентами самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В современных условиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; чеками; аккредитивами; векселями; платежными требованиями; инкассовыми получениями (распоряжениями).
Банковская система Российской Федерации в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов:
1-й - с середины XVIII в. до 1860 г. - период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
2-й - с 1860 по 1917 г. - период развития и совершенствования банковской системы;
3-й - с 1917 по 1930 г. - формирование новой банковской системы;
4-й - с 1932 по 1987 г. - стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;
5-й - с 1988 г. по настоящее время - формирование современной рыночной банковской системы.
Днем рождения банковской системы России принято считать создание государственного ссудного банка (по сути, казенного ломбарда) в 1733 г. В 1754 г. были созданы еще два госбанка: Государственный заемный банк для дворянства и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества. Вскоре эти банки прекратили свою деятельность, подорванную массовыми невозвратами кредитов. Затем в 1772 г. появились специализированные кредитные учреждения - Сохранные кассы (принимали вклады и выдавали ссуды под залог ипотеки), Ссудные кассы (вклады, ссуды под залог драгметаллов). В 1775 г. были созданы Приказы общественного призрения (прием вкладов, ссуды под залог недвижимости).
Этапами развития банковской системы России были создание в 1786 г. «Государственного земельного банка» (ипотечное кредитование), в 1797 г. - «Вспомогательного для дворянства банка» (выдача ипотечных ссуд банковскими билетами с принудительным курсом), в 1817 г. - «Государственного коммерческого банка» (вклады, ссуды, жирорасчеты).
Коммерческие банки были созданы в России в эпоху Великих реформ императора Александра II. Финансы и экономика страны достались Александру II в наследство от отца в критическом состоянии. Страна остро переживала поражение в Крымской войне. Стоимость рубля упала примерно вдвое.
В 1860 г. был создан Государственный банк России на основе государственного коммерческого банка, и сразу начался интенсивный процесс создания коммерческих и общественных банков.
В 1864-73 гг. было создано около 40 коммерческих банков, самым крупным из которых был в то время Волжско-Камский коммерческий банк.
Развивалось акционерное дело. После 1860 г. возникло за несколько лет 357 акционерных компаний с капиталом 1116 млн. руб. (было 78 с капиталом в 72 млн. руб.). Основной капитал был сосредоточен на железнодорожном транспорте (более 60%) и, в значительно меньшей степени, в промышленности (14%).
К 1914 г. в России сформировалась следующая двухуровневая банковская система.
1) Государственный банк и несколько специализированных госбанков (Комиссия погашения госдолгов, Государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.), Крестьянский поземельный банк (1881 г.)).
2) Общественные городские и земельные банки и частные банки. Второй уровень банков состоял, как видим, из двух подуровней. Всего в это время насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков. Общественные и частные банки включали 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита, 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15450 ссудо-сберегательных товариществ, 16000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, в которые входили 558 товарищества и 4724 общественных крестьянских учреждений мелкого кредита.
Государственные специализированные банки принимали активное и непосредственное участие в проведении «столыпинских реформ».
После прихода к власти большевиков в 1917 г. частные и общественные банки были национализированы, а деятельность иностранных банков запрещена в 1918 г.
С переходом к НЭПу временно восстановилось коммерческое кредитование. К 1926 г. число коммерческих банков выросло до 61, а доля Госбанка в кредитах уменьшилась с 66% до 48%. Но уже в 1927 г. коммерческие банки перешли под управление Государственного банка и фактически были ликвидированы как самостоятельные кредитные учреждения.
Результатом проведения кредитной реформы 1930-32 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. В нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.
Основные недостатки банковской (кредитной) системы, существовавшей в России до 1987 г., были следующие: монополизм, отсутствие у предприятий выбора банка и источников кредита; отсутствие банковской системы; низкий уровень процентных ставок; отсутствие вексельного обращения; банки выполняли многочисленные операции по перекредитованию хозяйств, списывали долги предприятию; данные об эмиссии кредитных и бумажных денег официально не публиковались. Банковская система была в целом ориентирована на учетно-распределительные функции. В таком виде она не могла быть воспринята рыночной экономикой7.
Коммерческие банки ближе к интересам клиента, полнее координируют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям. Поэтому все больше назревала необходимость перехода к двухуровневой банковской системе. Начиная с 1985 г. начали серьезные изменения в банковской системе.
Первый этап банковской реформы ещё в условиях СССР начался в 1985 г. и закончился в 1987 г. В результате её Госбанк лишился монопольных функций и был отстранен от непосредственной кредитной работы с клиентурой. За ними была закреплена роль организатора и руководителя кредитной системы. Были созданы 5 специализированных государственных банков на основе прежних отделений Госбанка, Стройбанка, Внешторгбанка и сберкасс.
Этот этап был малоэффективен, поскольку носил прежний административный, монополистический характер, одноуровневая система была сохранена. Но он подготовил переход к созданию новой кредитной системы, в том числе к организации коммерческих банков.
Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.
Второй этап банковской реформы (1988-1989 гг.) характеризовался отходом от монополизма – были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., через два года уже было зарегистрировано около 400 коммерческих и кооперативных банков. Новая банковская система позволила начать формирование новой кредитной системы, необходимой для обсуждения рыночного хозяйства.
Третий этап банковской реформы отмечен ряда законодательных и нормативных актов.
В конце 1990 г. были приняты законы РСФСР «О Центральном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», в 1991 г. – нормативные документы Центрального банка РСФСР, регулирующие деятельность коммерческих банков в России. В 1995 – 1996 гг. эти законы и нормативные документы были скорректированы.
В соответствии с этими законами в России была создана двухуровневая банковская система, построенная на взаимоотношениях между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.
В середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отношений, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции.
По вертикали устанавливались отношения подчинения между Центральным банком, как руководящим центром, и низовыми звеньями (кредитными организациями); горизонтали предусматривали отношения равноправного партнерства между различными финансовыми институтами низового звена.
Несмотря на определенные недостатки и проблемы, выявленные в ходе проведения банковской реформы в России, была достигнута главная цель; клиент получил возможность сам выбирать себе финансового посредника, который заинтересован выполнить для него широкий круг операций, чтобы проверить рентабельность, расширить доходную базу8.
Банковская
система сегодня - одна из важнейших
и неотъемлемых структур рыночной экономики.
Развитие банков и товарного производства
и обращения исторически шло
параллельно и тесно
Информация о работе Контрольная работа по "Деньгам, кредитам, банкам"