Контрольная работа по "Организации деятельности коммерческого банка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:47, контрольная работа

Описание

1 Роль банка в экономике страны.
2 Депозитные операции банка. Депозитная политика банка. Понятие «депозит», виды депозитов.

Работа состоит из  1 файл

организация деятельности кб.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

       Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественной необходимостью,

       Попытка осуществлять политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, приводила к уходу банков с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, посредством которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно сворачивалась. Дело не только в историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, в которой он «живет» и развивается .Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности, На переломных этапах общественного развития, при переходе от одного общественного строя к другому, от одной системы хозяйствования к другой общественное назначение банков проявлялось в более сложной форме, зачастую оказывалось «отодвинутым на второй план». Работа ради собственной прибыли для некоторых банков начинала превалировать над общественными интересами. Прибыль для себя, зачастую любой ценой (в ущерб интересам клиентов), в итоге приводит к нарушению законодательных и экономических норм и как следствие - к ликвидации тех банков, которые провозгласили исключительно коммерческие цели, поставили собственные интересы над интересами клиентов. Подрыв доверия предприятий и населения к таким банкам, так или иначе, увеличивает их убытки, оборачивается потерями, предопределяет переход к политике в интересах клиента как гарантии получения банковской прибыли.

       Большое воздействие на данный процесс оказывает  сложившийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге.

       Чем быстрее в сознании банкиров утверждается идеология деятельности, направленной на удовлетворение потребностей клиентов, тем положительна; становится роль банков в общественном развитии.

       Важно при этом не забывать, что банк —  не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительностью, не имеет права покрывать деньгами своих вкладчиков убытки несостоятельных заемщиков. Однако из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность как предприятия-заемщика, так и самого банка.

       Роль  банков в экономике страны трудно переоценить. Они реализуют функции  по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации  в кредиты и инвестиции. 

         2 Депозитные операции банка. Депозитная политика банка. Понятие «депозит», виды депозитов.

       К пассивным кредитным операциям  прежде всего относятся депозитные операции.

       Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится основная часть их пассивов.

       В качестве субъектов депозитных операций могут выступать:

       - государственные предприятия и организации;

       - государственные учреждения;

       - кооперативы;

       - акционерные общества;

       - смешанные предприятия с участием иностранного капитала;

       - партийные и общественные организации и фонды;

       - финансовые и страховые компании;

       - инвестиционные и трастовые компании и фонды:

       - отдельные физические лица и объединения этих лиц;

       - банки и другие кредитные учреждения.       

       В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица.

         Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.

       Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной  депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержания банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

       Конечной  целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков.

       Основными элементами депозитной политики коммерческого  банка являются:

       1) стратегия банка по разработке основных направлений депозитного процесса;

       2) тактика банка по организации  формирования ресурсной базы;

       3) контроль за реализацией депозитной  политики.

       В зарубежной практике коммерческим банкам предлагается разрабатывать специальный документ по депозитной политике, который позволял бы определить стратегию и тактику банка в организации депозитного процесса.

       Учитывая  мировой опыт проведения банками  депозитных операций и возможность его адаптации к российским условиям, можно было бы рекомендовать следующую схему модели формирования депозитной политики коммерческого банка:

       1) Общие положения и цели депозитной политики.

       2) Аппарат управления пассивными операциями и полномочия сотрудников банка.

       3) Организация депозитного процесса на различных этапах реализации депозитного договора.

       4) Банковский контроль и управление депозитным процессом.

       Модель  сформирована исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка. Первый этап «Общие положения и цели депозитной политики» определяет стратегию коммерческого банка в сфере привлечения ресурсов. Второй этап отражает последующие направления тактики банка в вопросах управления депозитными операциями со стороны персонала банка. Третий этап детализирует конкретные операции банка и подходы к организации депозитного процесса на различных этапах выполнения депозитного договора банка с клиентом. Четвертый этап предусматривает систему мер по контролю и управлению депозитным процессом.

       Депозитная  политика банка определяется, во-первых, приоритетами в выборе клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими практическую деятельность банковского персонала, реализующего эти приоритеты на практике. Качество депозитной политики и эффективность пассивных операций зависят также и от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала, занимающегося отбором конкретных предложений по депозитам и выработкой условий депозитных договоров.

       Депозитная  политика создает необходимые предпосылки  эффективной работы персонала ресурсных  подразделений банка, объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений.

       Учитывая  опыт развития банковской системы России, выделим из типичной организационной  структуры кредитной организации  те подразделения, которые, так или иначе, участвуют в процессе формирования ресурсной базы коммерческого банка. Одновременно выделим функциональные обязанности каждого из этих подразделений.

       1. Департамент (управление) пассивных  операций:

       - отдел по работе с юридическими лицами — поиск потенциальных клиентов, предложение им банковских услуг, сбор необходимых для открытия расчетного счета документов, формирование юридического дела клиента, заключение договоров банковского счета;

       - депозитный отдел — заключение договоров по привлечению срочных депозитов от юридических лиц, открытие соответствующих депозитных счетов, контроль за поступлением денежных средств по данным договорам, своевременное и правильное начисление и уплата процентов.

       2. Управление ценных бумаг:

       - отдел по работе с банковскими векселями — заключение договоров покупки векселей банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача векселей клиентам;

       - отдел по работе с депозитными сертификатами — заключение договоров покупки депозитных сертификатов банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача сертификатов клиентам;

       3. Управление межбанковского кредитования  и корреспондентских отношений — расчет лимитов взаимного межбанковского кредитования с предоставлением соответствующих документов, заключение договоров, открытие соответствующих счетов и контроль за поступлением средств, установление корреспондентских отношений с другими кредитными организациями путем сбора документов, необходимых для открытия счетов ЛОРО и НОСТРО.

       4. Бухгалтерия банка:

       - отдел учета активно-пассивных операций — осуществление бухгалтерских проводок по привлечению и возврату средств клиентов, контроль за сроками исполнения обязательств, правильностью и своевременностью уплаты процентов по привлеченным ресурсам;

       - отдел частных вкладов — оформление договоров банковских вкладов физических лиц, сберегательных книжек, открытие соответствующих счетов, составление приходных и расходных кассовых ордеров, своевременная выплата средств по истекшим договорам либо переоформление их на новый срок, правильное начисление и выплата процентов по вкладам, осуществление соответствующих бухгалтерских проводок;

       - кассовый узел, хранилище — прием и выдача наличных денежных средств по вкладам частных лиц, надлежащее оформление данных операций, учет и хранение бланков ценных бумаг и форм строгой отчетности, бухгалтерское и кассовое оформление выдачи вышеназванных документов сотрудникам других подразделений банка.

       5. Управление пластиковых карт, процессинговый центр:

       - заключение договоров обслуживания «чиповых» и магнитных карт, установка банкоматов и POS-терминалов, открытие карточных счетов, эмиссия и текущее обслуживание пластиковых карт.

       6. Юридическое управление:

       - разработка и составление типовых и индивидуальных договоров по привлечению средств клиентов, юридическое сопровождение текущих сделок.

       7. Планово-экономическое управление:

       - определение стратегии и тактики формирования ресурсов, установление процентных ставок по привлекаемым средствам, согласование структуры активов и пассивов по срокам и ставкам.

       Приведенный перечень структурных подразделений банка, обеспечивающих формирование ресурсной базы, не является детальным и точно отражающим названия данных служб. Модель организационного построения и структурирования является индивидуальной для каждой кредитной организации. Однако неизменной остается тесная взаимосвязь служб банка, занятых привлечением ресурсов. Это объясняется тем, что только слаженная работа всех отделов и согласованная схема их взаимодействия помогают добиться желаемых результатов. В своей деятельности службы банка, участвующие в формировании его ресурсной базы, опираются на законы РФ, подзаконные и нормативные акты РФ, инструкции ЦБ РФ, а также на внутрибанковские инструкции, определяющие порядок и схему взаимодействия всех банковских подразделений.

       Следует также отметить, что при управлении депозитными операциями и в целом  банковскими пассивами необходима особая организационная структура, которая может носить название финансового комитета или комитета по управлению активами и пассивами (КУАП). В его функции должна входить разработка методик и регламентов по управлению активами и пассивами, а также осуществление мониторинга и контроля над реализацией данного процесса.

Информация о работе Контрольная работа по "Организации деятельности коммерческого банка"