Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:12, реферат
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Организационная структура ЦБ РФ . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Цели и задачи деятельности ЦБ РФ . . . . . . . . . . . . . . .5
3. Функции Центрального Банка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
4. Отчетность и аудит ЦБ РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . .15
установление
признаков платежеспособности
определение
порядка ведения кассовых
Проведение денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика
ЦБ представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на изменение
денежной массы в обращении, объема
кредитов, уровня процентных ставок и
других показателей денежного
Денежно-кредитная политика
ЦБ направлена либо на стимулирование
денежно-кредитной эмиссии - кредитная
экспансия (оживление конъюнктуры
в условиях падения производства),
либо на ограничение денежно-кредитной
эмиссии в периоды
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:
по форме их воздействия (прямые и косвенные);
по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
- регулирование официальной учетной ставки;
- проведение операций
с ценными бумагами и
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.
Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.
Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов ( в зависимости от его состояния может меняться в течение года ).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок ; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.
Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчим по депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение ( в антиинфляционных целях ) учетного процента , т.е. политика
« дорогих денег « ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика « дешевых денег «, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков ( соответственно уменьшая или увеличивая её ). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка; способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:
1) предоставлять
кредиты на срок не более
одного года под обеспечение
ценными бумагами и другими
активами, если иное не установлено
федеральным законом о
2) покупать
и продавать чеки, простые и
переводные векселя, имеющие,
как правило, товарное
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать
и продавать иностранную
валюту, а также платежные
документы и обязательства в
иностранной валюте, выставленные
российскими и иностранными
6) покупать, хранить,
продавать драгоценные
7) проводить
расчетные, кассовые и
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять
операции с финансовыми
10) открывать
счета в российских
и иностранных кредитных
организациях на территории
11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная валюта;
векселя в
российской и иностранной
государственные ценные бумаги.
Проведение валютной политики.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.
От имени правительства
ЦБ регулирует резервы иностранной
валюты и золота, является традиционным
хранителем государственных золотовалютных
резервов. Он осуществляет регулирование
международных расчетов, платежных
балансов, участвует в операциях
мирового рынка ссудных капиталов
и золота. ЦБ, как правило, предоставляет
свою страну в международных и
региональных валютно-кредитных
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.
Рефинансирование коммерческих банков.
Рефинансирование коммерческих
банков, т.е. предоставление им заимствований
в случаях, когда они испытывают
временные финансовые трудности. Цель
рефинансирования - воздействие на
состояние денежно-кредитной
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Регулирование деятельности кредитных институтов.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью
банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и
предусматривает целостный и
непрерывный надзор за осуществлением
банком своей деятельности в соответствии
с действующим
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные
для кредитных организаций
правила проведения
банковских операций,
ведения бухгалтерского учета,
составления и представления
- регистрирует кредитные
организации в Книге
В целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций
Банк России может
1) минимальный
размер уставного капитала для
вновь создаваемых кредитных
организаций, минимальный
2) предельный
размер не денежной части
3) максимальный
размер риска на одного
4) максимальный
размер крупных кредитных
5) максимальный
размер риска на одного
6) нормативы
ликвидности кредитной
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;