Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:31, реферат
Коррупция в России в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько общегосударственным негативным фактором, не только подрывающим авторитет власти, но и разрушающим государственность и способствующим все более глубокому подрыву экономической безопасности. По мнению иностранных специалистов, прямые потери России от коррупции составляют 15 млрд. долл. ежегодно. Российское общество, в целом осознавая масштабы коррупции, не представляет до конца угрозу, которую она несет для государства.
Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого размаха, как на нынешнем этапе. По оценкам авторитетных международных институтов, Россия является бесспорным лидером по коррупции среди стран `Большой восьмерки`. Среди 133 стран мира наша страна находится на далеко не почетном 86-м месте.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия 4
Глава 2. Общие методы борьбы с коррупцией 6
Глава 3. Обзор политики России в борьбе с коррупцией 6
Глава 4. Обзор политики России в борьбе с коррупцией 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18
6. Власти признают, что в России, как и во многих других государствах, коррупция и организованная преступность связаны между собой и коррупция является элементом "теневой экономики". Власти приводили примеры, подтверждающие наличие налаженных связей между коррумпированными должностными лицами и представителями криминального бизнеса, что позволяет тем и другим добиваться взаимовыгодных целей. Типичной формой является активное участие государственных должностных лиц или государственных служащих в деятельности коммерческих организаций, направленное на достижение различных целей, например, осуществление денежных переводов требующее официальной санкции. ОГГ стало известно о том, что в результате операции правоохранительных органов в Свердловской области в 2005-2006годах по борьбе с организованной преступной деятельностью, в которой оказались замешаны несколько сотен правонарушителей, было расследовано 70уголовных дел в отношении коррумпированных чиновников, из них 35глав местной администрации и 17чиновников областных органов государственной власти были привлечены к судебной ответственности.
7. В рейтинге индекса восприятия коррупции (ИВК) за 2008 год, составленного организацией "Трансперенси интернешнл" (TИ), Россия занимает 147место (всего 180стран), набрав 2,3балла (из 10). В 2007году Россия в рейтинге ИВК была на 143месте (из 179стран), получив 2,5балла (из 10). По шкале ИВК за 2006 год Россия занимала 121 позицию (из 163) с показателем 2,5балла (из 10). Таким образом, Россия воспринимается как одна из наиболее коррумпированных стран Европы.
2. Антикоррупционные меры.
1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации была утверждена Указом Президента в декабре 1997года (№1300) с последующими поправками, внесенными в январе 2000года. В концепции, в частности, кратко изложены причины роста преступности, особенно организованной преступности и коррупции. Вконцепции кратко сформулированы не только угрозы национальной безопасности, но и основные направления деятельности по обеспечению национальной безопасности в сфере борьбы с коррупцией, в частности путем правового обеспечения реформ и контроля за соблюдением законодательства; предупреждения причин, порождающих преступность; укрепления системы правоохранительных органов, в частности в отношении подразделений, отвечающих за борьбу с организованной преступностью; привлечения органов государственной власти к деятельности по предупреждению противоправной деятельности.
2. В своем Послании Федеральному Собранию в 2001году российский Президент обозначил борьбу с коррупцией как важную цель правительственной программы, которая должна осуществляться в виде административной реформы, направленной на повышение эффективности и транспарентности государственных органов власти, улучшение работы судов и повышение статуса и профессионализма судей, защиту предпринимателей от произвола чиновников, а также снижение административных барьеров (таких как лицензирование) и укрепление защиты граждан от неправомерных действий и решений органов власти и криминалитета.
3. Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции была создана в 2004году (решением ГД№412-IV от 20апреля 2004года) в целях подготовки законопроектов, обеспечения условий для ратификации международных правовых инструментов и реализации их в российском законодательстве, а также взаимодействия с обществом через Экспертный совет. Комиссия также участвовала в координации деятельности по реализации двух проектов технической помощи (РУКОЛА и РУКОЛАII), профинансированных в Европейской комиссией и осуществленных Советом Европы в 2005-2007гг., основные задачи которых заключались в приведении российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции с целью подготовки этих документов к ратификации, а также в выработке эффективных предупредительных мер по противодействию коррупции. В рамках последующей деятельности с участием представителей исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, гражданского общества, научных и исследовательских институтов, Комиссия представила свои рекомендации в Администрацию Президента, Правительство, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности (ФСБ), Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции и другие компетентные ведомства. Комиссия Государственной Думы нового созыва по противодействию коррупции была создана 21мая 2008года.
4. Межведомственная комиссия Совета Безопасности по общественной безопасности (Указ Президента №1244 от 2005года), среди прочего, уполномочена вырабатывать направления в области обеспечения национальной безопасности и в этой связи вырабатывать государственную политику в области обеспечения безопасности от преступных и иных противоправных действий, в том числе коррупции, и готовить предложения Совету Безопасности. Этот орган, возглавляемый Министром внутренних дел, с 2001 по 2007год рассмотрел ряд вопросов, касающихся борьбы с коррупцией: меры совершенствования законодательства о борьбе с коррупцией, состояние борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, налоговые преступления, организованная преступность и т.д.
17. Концепция административной
реформы в Российской
5. Кроме того, ОГГ была проинформирована о том, что в последние годы был принят ряд законов и других нормативных актов, содержащих положения о противодействии коррупции; среди них Указ Президента "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (№885 от 12августа 2002года), закон "О системе государственной службы" (№58 от 25мая 2003года), закон "Огосударственной гражданской службе" (№79 от 27июля 2004года), закон "О муниципальной службе" (№25 от 2марта 2007года) и закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (№94 от 21июля 2005года). Представители власти называли также законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (№149 от 27июля 2006года) и "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (№59 от 2мая 2006года).
6. Российские власти ссылаются также на программы противодействия коррупции, осуществляемые различными ведомствами: Министерство внутренних дел реализует программу повышения эффективности борьбы с коррупцией на 2007-2008годы, Генеральная прокуратура разработала стратегию по противодействию коррупции (2006год), в соответствии с которой работа прокуроров должна включать не только проверку соблюдения законов, но и выявление причин коррупционных проявлений, и, кроме того, такая работа должна носить упреждающий характер в плане проведения расследований. Наряду с этим, Федеральная таможенная служба разработала программу борьбы с проявлениями коррупции на период 2007-2009годов, в рамках которой она изучает группы риска служащих, а также должностей, в наибольшей степени подверженных коррупции, с целью создания антикоррупционного климата.
7. В феврале 2007года приступила к работе Межведомственная рабочая группа (МРГ) под руководством помощника Президента Российской Федерации. В состав группы входят представители федеральных и региональных исполнительных органов, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, высших судебных органов, Общественной палаты, Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также ведущие специалисты в области права.
8. МРГ занималась подготовкой законопроекта о предупреждении коррупции и борьбе с ней. Этот законопроект должен основываться на положениях, определяющих международные антикоррупционные стандарты, обязательные для России. По словам представителей МРГ, в законопроекте, среди прочего, будет дан ряд ключевых определений, в том числе расширенное определение коррупции (расширен круг лиц, которые могут квалифицироваться как преступники по коррупционным делам), установлен статус государственных должностных лиц и уголовная ответственность юридических лиц. Отмечалось, что принятие закона намечено на конец 2008года. МРГ занималась также подготовкой предложения о создании централизованного органа для координации работы по борьбе с коррупцией. Уже после завершения посещения ОГГ стало известно, что МРГ прекратила работу на основании Указа Президента от мая 2008года.
9. 19мая 2008года (после посещения ОГГ) Президент Российской Федерации подписал Указ (№815) "О мерах по противодействию коррупции", в соответствии с которым был создан Совет при Президенте по противодействию коррупции. Перед Советом, призванным заменить МРГ (см.выше), были поставлены такие задачи, как: подготовить предложения, касающиеся государственной политики в области противодействия коррупции; координировать деятельность исполнительных органов по реализации государственной политики на федеральном, региональном и местном уровнях и осуществлять контроль за реализацией таких мероприятий. Для решения этих задач Совет имеет право запрашивать необходимые материалы от исполнительных органов всех уровней и приглашать на свои заседания представителей этих органов и общественных организаций.
10. В состав Совета при Президенте, который возглавляет лично Президент, входят Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности (ФСБ), Министр внутренних дел, Министр юстиции, Министр экономического развития, Председатель Счетной палаты, Председатель Высшего арбитражного суда, Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда, начальники управлений Администрации Президента и член Общественной палаты.
11. Для решения текущих вопросов деятельности Совета был образован президиум во главе с Руководителем Администрации Президента. Президиум готовит проекты повестки дня заседаний, создает рабочие группы и т.д. Для целей подготовки предложений по противодействию коррупции в рамках Совета были созданы четыре рабочие группы (по законодательному обеспечению, совершенствованию государственного управления в целях уменьшения масштабов коррупции, противодействию коррупции в правоохранительных органах и международному сотрудничеству, а также по повышению профессионального уровня правовых экспертов и их знаний в области права).
12. 31июля 2008года утвержден Национальный план противодействия коррупции (НППК) в виде распоряжения Президента (№PП-1568). В преамбуле плана упоминается существующая Концепция административной реформы на 2006-2010годы и приводится следующее заявление: "Несмотря на принимаемые меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Всвязи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью".
13. НППК состоит из четырех разделов, в каждом из которых приводится перечень различных мер по борьбе с коррупцией. РазделI посвящен подготовке законопроектов, в частности федерального закона по противодействию коррупции, и содержит определения " коррупции– как социально-юридического явления", "коррупционного правонарушения" (дисциплинарное, административное и уголовное) и "противодействия коррупции" как скоординированной деятельности различных органов государственной власти. Такой закон должен также предусматривать меры предупреждения, например, при назначении судей и других должностных лиц высокого уровня, определение государственной политики, совершенствование системы и структуры государственных органов, совершенствование антикоррупционных стандартов (т.е. создание единой системы запретов, ограничений), обеспечение справедливой доступности правосудия и т.д. ВРазделеI, кроме того, перечислены другие меры, которые требуется внести в различные законы, такие как установление административной ответственности юридических лиц, установление запрета на приём на правоохранительную службу граждан, имеющих (имевших) судимость, механизм предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов, точно не определенные меры по конфискации, уточнение наказании за отдельные виды коррупционных преступлений, обеспечение транспарентности судебной системы и т.д. ВразделеII НППК, касающемся предупреждения коррупции в сфере государственного управления, указаны следующие меры: регламентация использования государственного имущества, создание условий для конкуренции и осуществления закупок на справедливой основе и обеспечения соответствующего контроля, контроль за выполнением публичных функций органами государственной власти.
Кроме того, в этом разделе перечислены меры по совершенствованию государственного управления, включая передачу части федеральных полномочий регионам и проведение оценки их работы, реализацию прав граждан на получение информации, осуществление контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных институтов, сокращение численности государственных служащих, повышение профессионального уровня государственных должностных лиц и т.д. Раздел III посвящен мерам по повышению уровня профессиональной подготовки юридических кадров (в том числе судей) и правового просвещения, например усилению антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования в сфере юриспруденции и усилению государственного контроля за работой таких учреждений, введению обязательных курсов повышения квалификации для судей, впервые назначенных на должность, повышению правовой культуры общества в целом и обеспечению широкого доступа населения к специализированному ТВ каналу "Закон-ТВ".
Информация о работе Коррупция как угроза безопасности России.