Косвенные налоги: сущность, назначение, организация взимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание

Современная налоговая система характеризуется необычайной изощренностью форм и методов обложения и исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия.

Работа состоит из  1 файл

вся курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Кафедра государственные и муниципальные  финансы 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Финансы»

на тему: Косвенные налоги: сущность, назначение, организация взимания 
 
 

                                                                   Р

                                                                     
                   

                                                                   РРуководитель: ассистент  кафедры ГМФ Малюк Т.А. 
                   
                   

Екатеринбург

2009

Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Формирование  эффективной налоговой системы  для России – экономическая проблема общегосударственного значения.

     Современная налоговая система характеризуется необычайной изощренностью форм и методов обложения и исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия.

     Основы  существующей в Российской Федерации  налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об  основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

     Второй  частью Налогового Кодекса приняты семь глав, посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу с продаж.

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

     Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

     Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

     Цель  – исследовать особенности косвенного налогообложения в РФ.

     Объект  исследования – косвенные налоги.

     Предмет исследования – трансформация механизмов и ставок взимания косвенных налогов  в РФ. 
 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОСВЕННЫХ  НАЛОГОВ

1.1. Сущность и функции  налогов

      Согласно  рис. 1.1.1. рассмотрим виды налогов.

     1. По способу взимания, налоги классифицируются следующим образом:

     а) прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика;

     б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);

     в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

     Классификация по способу взимания налогов в  экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки  налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, данная классификация получила широкое распространение. В ее основе лежит деление всех налогов на три класса: 1) прямые налоги; 2) косвенные налоги; 3) пошлины и сборы. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

     Прямые  налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

Рис. 1.1.1. Классификация налогов1 

     2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

     а) федеральные налоги, элементы которых  определяются федеральным законодательством  и которые являются едиными на все территории страны. Их устанавливает  и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

     б) региональные налоги устанавливаются  законодательными органами субъектов  Федерации и являются обязательными  на территории данного субъекта;

     в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

     3. По целевой направленности введения налогов:

     а) общие налоги, предназначенные для  формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

     б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных  расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

     4. По субъекту-налогоплательщику:

     а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

     б) налоги, взимаемые с юридических  лиц (например, налог на прибыль организации);

     в) смежные налоги, которые уплачиваются как физические, так и юридические  лица (например, земельный налог).

     5. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж:

     а) закрепленные налоги, которые непосредственно  и целиком в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

     б) регулирующие налоги, которые поступают  одновременно в различные бюджеты  в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

     6. По характеру бухгалтерского  учета налоги:

     а) включаемые в себестоимость или  цену продукции;

     б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

     в) удерживаемые из доходов работника.

     7. По срокам уплаты:

     а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

     б) периодично-календарные налоги, которые  подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог  на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль уплачивается бюджетными организациями ежеквартально).

Функции налогов

     Рассмотрим  разные источники по выделению функций  налогов. На основании данных составили  таблицу 1.1.1.

  1. Функции налогов и сборов2:

      а) Фискальная функция означает использование  части налоговых поступлений на содержание государственного аппарата управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, обслуживание государственного долга, осуществление природоохранных мероприятий.

     б) Распредеделительная функция выражается в перераспределении налогов, аккумулированных в бюджете, на осуществление расходов государства, решение задач по развитию народного хозяйства.

      в) Регулирующая функция проявляется  в изменении ставок налогов и  сборов, установлении льгот для отдельных  категорий налогоплательщиков, создании условий для оптимального развития предпринимательства в РФ, регулировании внешнеэкономической деятельности. Стимулирование налогоплательщиков проявляется во введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок, которые применяются государством при проведении налоговой политики.

      2. Функции налогов3:

      а) Фискальная (роаспределительная) функция  налогов. Посредством этой функции  реализуется основное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им вложенных на него обществом функций.

      б) Регулирующая функция налогов. Призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а так же предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Табл. 1.1.1.

  В.А. Скрипниченко4 Б.Х. Алиев5 Д.Г. Черник6 О.Ю. Мамедов7
Фискальная + + + +
Распределительная +   + +
Регулирующая + + + +
Социальная   +   +
 Контрольная       +
Стимулирующая       +
Перераспределительная       +

Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение, организация взимания