Косвенные налоги: сущность, назначение, организация взимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание

Современная налоговая система характеризуется необычайной изощренностью форм и методов обложения и исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия.

Работа состоит из  1 файл

вся курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)
 

     Более подробно функции налогов рассмотрел Мамедов О.Ю.

      в) Социальная функция налогов затрагивает  проблемы справедливого налогообложения  и реализуется посредством:

      - использование прогрессивной шкалы налогообложения;

      - применение налоговых скидок;

      - введения акцизов на предметы  роскоши;

      - введения в структуру налоговой  системы ряда отчислений, направляемых  во внебюджетные государственные  социальные фонды и т. п.

      3. Основные функции налогов8:

      а) Фискальная – заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

      б) Регулирующая – означает, что налоги, участвуя в распределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы  экономического развития;

      в) Распределительная – выражает социально-экономическую  сущность налога как особого инструмента  перераспределительных отношений;

      г) Контрольная – обеспечивает государственный  контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, за источниками доходов и направлениями расходов.

     4. В свою очередь, Мамедов О.Ю. выделял следующие функции налогов9:

     а) Фискальная - изъятие части доходов  в бюджет для использования на определенные цели.

     б) Стимулирующая - при помощи налоговых  льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

     в) Регулирующая - регулирование отношений  между бюджетами и внутри бюджетной  системой.

     г) Распределительная и перераспределительная - при помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

     д) Социальная функция - за счет налоговых  льгот осуществляется поддержка  объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

     е) Контрольная - при помощи налогов  осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

     Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Особенности косвенных  налогов

           Согласно рисунку 1.2.1, рассмотрим классификацию: по способам взимания.10

      По  способу взимания, налоги классифицируются следующим образом:

     а) прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика;

     б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);

     в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

     Классификация по способу взимания налогов в  экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, данная классификация получила широкое распространение. В ее основе лежит деление всех налогов на три класса: 1) прямые налоги; 2) косвенные налоги; 3) пошлины и сборы. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

     Косвенными  налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы. 

     Налог на добавленную стоимость11 (НДС) занимает важнейшее место и играет значительную роль в налоговой системе РФ.

     НДС является наиболее существенным из косвенных  налогов, применяемых в РФ. Он относится  к группе налогов на потребление.

     Схема взимания НДС, предложенная французским  экономистом М. Лоре в 1954 г., стала применяться во Франции с 1958 г. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения была обусловлена построением общего рынка странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием принятия в эту организацию. Определенная доля отчислений от поступлений НДС в бюджеты стран – членов Европейского сообщества направляется на формирование общего бюджета ЕЭС. В настоящее время НДС взимается более чем в 40 странах мира, в числе которых почти все европейские государства.

     В налоговую систему России НДС  был введен в 1992 г. До 2000 г. Порядок  исчисления и уплаты этого налога регулировался Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» (с изменениями и дополнениями).

     Первоначально ставка НДС в стране составляла 28%, но в период высокой инфляции налог  оказался одним из факторов, сдерживавших развитие производства. Поэтому в 1993 г. было принято обоснованное решение  о снижении ставки и установлении двух ставок: 20% (основная) и 10% (льготная).

     С января 2001 г. обложение НДС регулируется на основании гл. 21 НК РФ, которая  применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в  действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

     С 2001 г. НДС полностью поступает  в федеральный бюджет. НДС занимает первое место в налоговых доходах  федерального бюджета и второе место (после налога на прибыль организаций) в доходах консолидированного бюджета России.

     За  период с 2001 по 2008 г. гл. 21 НК РФ претерпевала изменения и дополнения несколько  десятков раз. Например, с 1 января 2004 г. ставки НДС были снижены до 10 и 10%.

     НДС является одним из самых сложных  для исчисления налогов. Бремя его  уплаты ложится на конечных потребителей, поэтому он относится к разряду  косвенных налогов.

     В самом общем виде налог на добавленную  стоимость представляет собой платеж, который вводится на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) вплоть до конечного потребления. На всех этапах продвижения товара от производителя к потребителю осуществляется зачет ранее уплаченных сумм НДС. В результате налогообложению подвергается лишь разница между ценой реализации товара и стоимостью материальных ресурсов, использованных в производственном процессе. Эту разницу называют добавленной обработкой.

     При исчислении НДС используется принцип  места назначения. Например, налог  уплачивается при импорте товаров, но не взимают при экспорте.

Рис. 1.2.1. Классификация  налогов12 

     Для расчета НДС в налоговое производство введено применение счетов-фактур. Налогоплательщик оформляет покупателю товара счет-фактуру, указывая в этом документе цену товара, увеличенную на размер налога, а отдельной строкой показывает сумму НДС. Из НДС, полученного от покупателя, налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при покупке необходимых для производственных нужд товаров. Сумма разницы вносится в бюджет. Продавец не несет никакой экономической нагрузки, связанной с уплатой НДС, при покупке сырья и материалов, поскольку покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель. Расчет НДС можно наглядно увидеть из схемы 1.1.1. расчет НДС в налоговое производство.

       

     Схема 1.1.1. Расчет НДС в налоговое производство13 

     Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

     Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи, в отношении операций, совершаемых в рамках проведения игр.

     Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

     Иностранные организации имеют право встать на учет в качестве налогоплательщиков в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

     Важным  видом косвенных налогов стали  акцизы раньше в нашей стране почти  не применявшиеся. Их роль, только в  значительно большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

     Плательщиками акцизов являются производящие и  реализующие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров14.

     Объектом  налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен".

     Перечень  подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца.

     Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.

     Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются  не в процентах, как все эти  года, а в денежном выражении. Впервые  в рублях введены акцизы на алкогольную  продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить  акцизы предприниматели без образования юридического лица.

Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение, организация взимания