Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:09, курсовая работа
Крымская война 1853-1856 гг. опять подорвала экономику России, создав огромный дефицит бюджета. Военные расходы вызвали быстрый рост и без того хронического бюджетного дефицита. Произошло значительное уменьшение процентного отношения металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов: с 45,1% в 1853 году до 19,2% в 1858 году.
Краткая характеристика денежной системы царской России на рубеже веков……………………………………………………………...…………….2
Денежная реформа 1895-97 гг………………………………………………...5
Кредитная система дореволюционной России……………………………..14
3.1. Государственные кредитные учреждения…………………………………14
3.2. Частные кредитные учреждения……………………………………...……17
3.3. Учреждения мелкого кредита………………………………………………19
4. Список используемой литературы……………………………………...……22
Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком в размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось в следующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину, а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили. Достоинства кредитных билетов установлены были в 500, 100, 25, 10 рублей, а также в 5, 3 и 1 рубль. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения.
Введение золотой валюты
укрепило государственные финансы
и стимулировало экономическое
развитие. В конце XIX века по темпам
роста промышленного
Кредитная система дореволюционной России в своей основе имела трехъярусную организационно-правовую форму.
1. Государственные кредитные
учреждения, состоявшие при министерстве
финансов и функционировавшие
под наблюдением Совета
2. Общественные кредитные учреждения:
а) городские общественные банки и городские ломбарды;
б) общественные банки и
ссудосберегательные кассы
в) банки дворянского сословия, купеческих обществ.
3. Частные кредитные
а) акционерные коммерческие банки (учетные, ссудные, купеческие, торговые и промышленные);
б) общества взаимного кредита;
в) акционерные земельные банки;
г) поземельные банки, основанные на круговом поручительстве заемщиков; общества поземельного кредита и кредитные общества, предназначенные для предоставления ссуд под залог недвижимости.
Каждая из вышеназванных структур единой трехъярусной кредитной системы дореволюционной России имела персональное правовое обеспечение в форме Положения или Устава о соответствующем уровне кредитного учреждения, либо иного "законодательного установления".3
3.1. Государственные кредитные учреждения
Государственный банк главный банк в дореволюционной России – был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав.
Государственный банк являлся
государственно-
Согласно Уставу 1860 г. Государственный
банк был создан для «оживления торговых
оборотов» и учреждения кредитной
системы». Но основную часть ресурсов
банка на первом этапе его развития
поглощало прямое и косвенное
финансирование казны, а также операции
по ликвидации дореформенных государственных
банков. Помимо этого Государственный
банк выполнял функции, относившиеся к
аппарату Министерства финансов, - проводил
выкупную операцию и вел делопроизводство
по ней, а также поддерживал
Операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.
По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части.
Управление всеми операциями и делами банка и наблюдением за их производством возглавлялось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.
Из коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860 – 80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.
До 1887 г. Государственный
банк проводил операцию по ликвидации
счетов дореформенных банков, которая
была возложена на него по Уставу. Банк
должен был производить выплату
процентов и возврат капитала
по тем вкладам, которые остались
после свободного обмена вкладных билетов
на
5%-е банковские билеты, выплату процентов
по купонам 5%-х банковских билетов и капитала
по билетам, предназначенным к погашению.
На покрытие этих расходов Государственному
банку должны были передаваться проценты
и суммы, получаемые с заемщиков старых
банков, а также суммы платежей Государственного
казначейства по долгу его дореформенных
банкам.
Со второй половины 70-х гг. XIX в. в России для борьбы с биржевой спекуляцией, а также с целью регулирования курса рубля и ценных бумаг начали использоваться государственные средства. Одним из направлений экономической политики стала поддержка «солидных» предприятий и банков, в том числе за счет выдачи неуставных ссуд из средств Государственного банка.
В результате действий Государственного банка банковские кризисы середины 70-х – начала 80-х гг. XIX в. не нанесли ощутимого удара по банковской системе России. Основные столичные и провинциальные коммерческие банки были спасены. В середине 80-х гг. Госбанк занимался поддержкой и спасением обществ взаимного кредита.
С 1886 г. после завершения
ликвидации дореформенных кредитных
учреждений Государственный банк стал
интенсивно субсидировать два
6 июня 1894 г. был принят
новый Устав Государственного
банка, после принятия
Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.
Задачей Государственного банка
вместо «оживления торговых оборотов»
стало «облегчение денежных оборотов
и содействие посредством краткосрочного
кредита отечественной
Новый Устав внес изменения в организацию управления Банков. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля.
Спустя год после Высочайшего
утверждения нового Устава в России
началась денежная реформа, завершившаяся
в 1989 г. В ходе этой реформы – денежной
реформы Витте –
После введения в действие
нового устава в Государственном
банке начала активно развиваться
операция жиропереводов по условным
текущим счетам. В 1897 г. на таких счетах
в Государственном банке
Развитие деятельности сберегательных касс шло в тесной связи с общими темпами развития хозяйственной деятельности и с кредитной политикой государства. Например, понижение процента по вкладам сберегательных касс в 1857 году с 4 до 3% имело последствием отлив вкладом, проведенное в 1860 году понижение процента в государственных кредитных учреждениях вызвало усиленный прилив вкладов. С 1860 года, после того как кассы были переданы в ведение министерства финансов, они оказались в тесной связи с Государственным банком (свободные суммы касс передавались в банк и его конторы). В это время они оказались единственными учреждениями, в которые могли стекаться как крупные, так и мелкие вкладчики. Выяснилась необходимость усиленного развития и реформирования этих учреждений, расширение объема и круга их деятельности.
Кроме акционерных земельных банков, ипотечный кредит предоставлялся двумя государственными земельными банками - Крестьянским и Дворянским.
Крестьянский банк помогал помещикам продавать свои земли по высоким ценам и одновременно помогал кулацкой верхушке деревни увеличивать свою земельную собственность.
В 1885 г. царское правительство
в интересах крупных дворян-
3.2. Частные кредитные учреждения
Коммерческие банки стали создаваться в 1860-х гг. (первым в 1864 г. был открыт Петербургский Частный банк). В канун первой мировой войны сеть акционерных банков коммерческого кредита насчитывала 50 учреждений с 778 отделениями.
Несмотря на относительно небольшой количественный рост, благодаря созданной в начале 1990-х гг. широкой сети отделений, акционерные коммерческие банки занимали в кредитно-банковской системе России центральное место.
Десятку крупнейших коммерческих банков России возглавлял Русско-Азиатский банк (его баланс к 1914 г. составил 834,9 млн. руб.), за ним шли еще 6 петербургских банков (Русский банк для внешней торговли – 628,4 млн. руб., Международный банк – 617,5 млн. руб., Русский торгово-промышленный банк – 496,2 млн. руб., Волжско-Камский банк – 424,7 млн. руб., Сибирский Торговый банк – 289,5 млн. руб.), 2 московских (Соединенный банк – 338,8 млн. руб., Купеческий банк – 279,5 млн. руб.), а также Коммерческий банк в Варшаве (217,4 млн. руб.).
Крупнейшие банки активно кредитовали производственный сектор российской экономики.
Ведущие российские банки отличала тесная взаимосвязь с европейскими банкирами, основанная как на деловом сотрудничестве, так и на участии в акционерных капиталах друг друга. Поскольку иностранным банкам законодательно запрещалось открывать свои представительства в России (исключение было сделано только для французского банка «Лионский кредит»), свои интересы они реализовывали, участвуя в акционерном капитале российских банков. Привлечение иностранных инвестиций, стимулировавшее расширение операций отечественных банков, не приводило, однако, к их «порабощению», поскольку российские директора сохраняли за собой основные властные полномочия. Отечественные банки начинали и самостоятельно выходить на международный денежный рынок: к 1914 г. они имели 17 заграничных филиалов, в том числе 5 в Париже, по 3 в Лондоне и Берлине.
Основой активов коммерческих банков России были кредитование торгово-промышленного оборота и финансирование производства по счетам учета векселей, кредитов на определенный срок, или «онкольных» (от англ. «on call» - погашение по требованию), ссуд под залог векселей, ценных бумаг и товаров (табл. 1). К 1914 г. влияние российских акционерных коммерческих банков было особенно сильным в металлургии, машиностроении, нефтяной, цементной, сахарной, текстильной и табачной промышленности, в железнодорожном строительстве и водном транспорте, хлебной торговле.
Таблица 15
Операции российских коммерческих банков по данным годовых оборотов за 1899 и 1913 гг. (млн. руб.)
Операции |
1899 г. (42 банка) |
1913 г. (50 банков) |
Прирост (%) |
Пассивы (вклады и текущие счета — поступило за год) |
3792,5 |
15616,8 |
412 |
Основные активы |
3320,6 |
17333,0 |
522 |
В том числе: |
|||
— вексельно-подтоварный кредит (учет векселей, ссуды срочные и онколь) |
1414,5 |
7712,9 |
545 |
— кредит под залог ценных бумаг (ссуды срочные и онколь под бумаги) |
1029,7 |
4923,3 |
478 |
— покупка ценных бумаг за свой счет |
876,4 |
4696,8 |
536 |
Информация о работе Кредитная система дореволюционной России