Потребительский кредит выступает
в форме кредита коммерческого
(продажа товаров с отсрочкой
платежа через розничные магазины)
и банковского (предоставление
ссуд кредитными учреждениями
на потребительские цели). В ряде
случаев банки заключают соглашения
с магазинами, которые продают
товары в кредит клиентам банков.
При этом банки сразу оплачивают
магазинам наличные деньги за
проданные товары, а покупатели
постепенно погашают ссуду банка.
Максимальный срок потребительского
кредита — три года. Разновидностью
потребительского кредита являются
долгосрочные (на очень длительный
срок) ссуды частным лицам на
приобретение или строительство
жилищ (ипотечный, жилищный кредит).
В России потребительский кредит
только начинает развиваться,
прежде всего, в продаже автомобилей,
приобретении и строительстве
жилья.
Государственный
кредит — совокупность кредитных отношений,
в которых и заемщиками, и кредиторами
выступают государство и местные органы
власти. Они заимствуют средства на рынке
ссудных капиталов путем выпуска займов
через финансово - кредитные учреждения.
Доходы от внутренних займов стали вторым
после налогов источником финансирования
государственных расходов. Одновременно
государство является кредитором, особенно
низкорентабельных, но необходимых для
воспроизводства отраслей (жилищное строительство,
инфраструктура, сельское хозяйство и
т.д.).
Международный кредит — движение и
функционирование ссудного капитала между
странами. Кредитные отношения существуют
не только внутри каждой страны, но и между
государствами, их компаниями и банками
как одна из форм международного движения
капитала.
Кредит выполняет прежде всего
перераспределительную функцию. При его
помощи свободные денежные капиталы и
доходы предприятий, домашних хозяйств,
государства аккумулируются и превращаются
в ссудный капитал, который передается
за плату (в виде процента) во временное
пользование. Через кредитный механизм
ссудный капитал перераспределяется на
основе возвратности между отраслями
хозяйства, устремляясь в те сферы, которые
обеспечивают получение большей прибыли
или которым отдается предпочтение в соответствии
с общенациональными программами развития
экономики.
Кредит выполняет также функцию
экономии издержек обращения,
частично через замещение наличных
денег (векселями, банкнотами, чеками),
а также через развитие безналичных
расчетов (через банки и расчетные
палаты) и ускорение обращения
денег.
Специфической функцией современной
рыночной экономики является
использование кредита наряду
с деньгами и дотациями как
инструмента ее регулирования.
Кредитное регулирование экономики
— это совокупность мероприятий,
осуществляемых государством для
изменения объема и динамики
кредита в целях воздействия
на хозяйственные процессы. Государство
участвует в процессе движения
ссудного капитала от источников
к сферам приложения, регулируя
доступ заемщиков на рынок
ссудных капиталов, облегчая или
затрудняя получение ссуд. Путем
дифференциации процентных ставок
за кредит, предоставления правительственных
гарантий и льгот стимулируется
преимущественное кредитование
тех предприятий и отраслей, деятельность
которых соответствует общенациональным
программам экономического развития.
Данной цели служит также государственный
кредит.
В России при решении в настоящее
время задач реструктуризации
банковской системы предполагается
более активное участие государства
в этом процессе, в том числе
стимулирование процесса кредитования
банками реального сектора экономики.
Данное направление развития
кредитного регулирования предполагает
сохранение отдельных крупных
многофилиальных банков, которые
могли бы выполнять функции
проводников государственной структурной
и инвестиционной политики в
сфере кредитования, прежде всего агропромышленного
производства (СБС-АГРО, включая Агробанк),
а также в индустриальной и строительной
сфере (Промстройбанк, банк «Российский
кредит»).
2.2
Банковская деятельность
в РФ
Банк
- финансовое предприятие, которое сосредотачивает
временно свободные денежные средства
(вклады), предоставляет их во временное
пользование в виде кредитов (займов, ссуд),
посредничает во взаимных платежах и расчетах
между предприятиями, учреждениями или
отдельными лицами, регулирует денежное
обращение в стране, включая выпуск (эмиссию)
новых денег.
Банковская
система - совокупность различных видов
национальных банков и кредитных учреждений,
действующих в рамках общего денежно-кредитного
механизма. Включает Центральный банк,
сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных
центров. Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является
ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских
операций.2
В
странах с развитой рыночной экономикой
сложились двухуровневые банковские
системы. Верхний уровень системы
представлен центральным (эмиссионным)
банком. На нижнем уровне действуют
коммерческие банки, подразделяющиеся
на универсальные и специализированные
банки (инвестиционные банки, сберегательные
банки, ипотечные банки, банки потребительского
кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные
банки), и небанковские кредитно-финансовые
институты (инвестиционные компании, инвестиционные
фонды, страховые компании, пенсионные
фонды, ломбарды, трастовые компании
и др.).
По
своему положению в кредитной
системе центральный банк играет
роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные
резервы и свободные средства
коммерческих банков и других учреждений,
предоставляет им ссуды, выступает
в качестве “кредитора последней
инстанции”, организует национальную
систему взаимозачетов денежных
обязательств либо непосредственно
через свои отделения, либо через
специальные расчетные палаты.
Высокие
и устойчивые темпы экономического
роста и достигнутая макроэкономическая
стабильность требуют от Правительства
Российской Федерации и Центрального
банка Российской Федерации выработки
новых решений, направленных на обеспечение
поступательного развития банковского
сектора на основе укрепления его устойчивости,
повышения конкурентоспособности российских
кредитных организаций, совершенствования
банковского регулирования и надзора,
усиления защиты интересов и укрепления
доверия вкладчиков и других кредиторов
банков.
Для достижения указанной цели
Правительством Российской Федерации
и Центральным банком Российской
Федерации принята Стратегия
развития банковского сектора
Российской Федерации на период
до 2014 года.
Информация о деятельности
Сбербанка России по
состоянию на 1 мая 2011г3.
- нетто-активы
Сбербанка — 9 трлн. 198,43 млрд. рублей (1-е
место в России),
- капитал
(рассчитанный в соответствии с требованиями
ЦБ РФ) — 1 трлн. 355,72 млрд.,
- кредитный
портфель — 6 трлн. 103,70 млрд.,
- обязательства
перед населением — 4 трлн. 828,69 млрд.
Основными
результатами развития банковского
сектора будут существенное повышение
его роли в экономике Российской
Федерации, рост финансовой устойчивости
и обеспечение транспарентности.
При этом показатели российского банковского
сектора будут постепенно приближаться
к показателям банковских систем ряда
стран с переходной экономикой, наиболее
преуспевших в построении современных
рыночных отношений.
Прогнозируется, что при успешном
осуществлении мероприятий, предусмотренных
настоящим документом, к 1 января
2012 г. достигнуты следующие совокупные
показатели российской банковской системы:
активы/ВВП
— 56—60 процентов;
капитал/ВВП
— 7—8 процентов;
кредиты
нефинансовым организациям/ВВП —
26—28 процентов.
Правительство Российской Федерации
и Банк России исходят из
того, что реальные темпы прироста
основных показателей банковского
сектора (активов, капитала, кредитов
и депозитов) будут и впредь
опережать темпы прироста валового
внутреннего продукта, хотя различия
в соотношениях темпов прироста
будут постепенно сокращаться.
Банки сохранят и укрепят свою
роль ведущих финансовых посредников.
С учетом предполагаемого роста
реальных доходов населения, создания
условий, необходимых для экономического
роста и развития деловой активности
банков, должны существенно увеличиться
объемы кредитования малого бизнеса
и населения, в том числе
ипотечного кредитования. Реализация
мероприятий по реформированию
других сегментов финансового
сектора экономики, в том числе
пенсионной системы, системы медицинского
страхования и др., также будет
способствовать активизации операций
кредитных организаций.
Важным условием развития банковской
деятельности и повышения устойчивости
банков является увеличение капитала
банков, улучшение его качества
и обеспечение достаточного уровня
покрытия капиталом принимаемых
банками рисков.
Прирост капитала банков будет
обеспечен в основном за счет
капитализации их прибыли, а
также за счет привлечения
средств российских и зарубежных
инвесторов. Развитие операций кредитных
организаций по привлечению и
размещению средств за счет
внедрения системы страхования
вкладов, ипотеки, расширения
кредитования населения, малого
и среднего бизнеса будет способствовать
росту капитала банков.
В целях повышения требований
к уровню капитализации кредитных
организаций будут внесены изменения
в законодательство Российской
Федерации, в соответствии с
которыми требование по достаточности
капитала, невыполнение которого
рассматривается как основание
для обязательного отзыва лицензии
на совершение банковских операций,
будет установлено на уровне 10
процентов. Указанное требование
применяется в отношении всех кредитных
организаций независимо от вида (банки,
небанковские кредитные организации)
и от величины собственных средств (капитала)
с 2007 года.
В апреле 2005 г. Правительством
Российской Федерации и Центральным
банком Российской Федерации
была принята "Стратегия развития
банковского сектора Российской
Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом
основной целью развития банковского
сектора на среднесрочную перспективу
(2008—2012 гг.) является повышение его устойчивости
и эффективности функционирования.
Основными задачами
развития банковского
сектора являются:
- усиление
защиты интересов вкладчиков
и других кредиторов банков;
- повышение
эффективности осуществляемой банковским
сектором деятельности по аккумулированию
денежных средств населения и
организаций и их трансформации
в кредиты и инвестиции;
- повышение
конкурентоспособности российских
кредитных организаций;
- предотвращение
использования кредитных организаций
для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и
в противоправных целях (прежде
всего таких, как финансирование
терроризма и легализация доходов,
полученных преступным путем);
- развитие
конкурентной среды и обеспечение
транспарентности в деятельности кредитных
организаций;
- укрепление
доверия к российскому банковскому
сектору со стороны инвесторов,
кредиторов и вкладчиков.
Реформирование банковского сектора
будет способствовать реализации
программы социально-экономического
развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу
(2005—2008 гг.), прежде всего преодолению
сырьевой направленности российской экономики
за счет ее ускоренной диверсификации
и реализации конкурентных преимуществ.
На следующем этапе (2010—2015 гг.) Правительство
Российской Федерации и Банк России будут
считать приоритетной задачу эффективного
позиционирования российского банковского
сектора на международных финансовых
рынках.
Мероприятия,
реализованные Правительством Российской
Федерации и Банком России в рамках
стратегий развития банковского
сектора Российской Федерации на
период 2001-2005 и 2005-2008 гг., способствовали
развитию банковского сектора, существенному
расширению предложения банковских
услуг в Российской Федерации.