Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты кредитной политики Республики Беларусь.

Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:


рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики;


определить методы регулирования денежно-кредитной политики;


изучить состояние и перспективы развития кредитной политики Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

А) Сберегательные банки  и кассы; 

Б) Взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных  банковских учреждений в США); 

В) Доверительно-сберегательные банки (в Великобритании); 

Г) Ссудно-сберегательные ассоциации (Соединенные Штаты); 

Д) Кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие. 

Страховые компании, для которых характерна специфическая  форма привлечения средств - продажа  страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации  и акции других компаний, государственные  ценные бумаги. 

Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые  предприятиями или по их доверенности - банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и  нефундированные (пенсии выплачиваются  из текущих поступлений и доходов) и многие другие. 

Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки  ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства  инвестиционных компаний, так как  из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями. 

Таким образом, кредитная  система состоит, во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня: 

центральный банк; 

коммерческие банки. 

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США): 

Казначейство; 

12 окружных федеральные резервных банков; 

5000 банков-членов. 

И, во-вторых, кредитная  система состоит из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый  ее этажи. 

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики. 

1.2 Цели и основные  направления денежно-кредитного  регулирования 

Под денежно-кредитной  политикой государства понимается комплекс мер направленных на поддержание  стабильного развития экономики  через регулирование кредитного обращения и денежного рынка. Денежно-кредитная политика - это  совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. 

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен. 

Обсуждая направления  денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных  банков различных государств постоянно  ссылаются на шесть ее основных целей: 

1) Высокий уровень  занятости; 

2) Экономический  рост; 

3) Стабильность цен; 

4) Стабильность процентной  ставки; 

5) Стабильность на  финансовых рынках; 
 

Стабильность валютного  рынка. 

 Высокий уровень  занятости: 

Высокий уровень  занятости - это достойная цель по двум основным причинам: 

1. высокий уровень  безработицы вызывает усиление  нищеты: когда семьи испытывают  финансовые трудности, люди теряют  самоуважение и повышается уровень  преступности (хотя последний вывод  весьма спорен); 

2. при высокой  безработице в экономике много  не только незанятых рабочих,  но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого  оборудования), результатом чего  служит недопроизводство (снижение  ВВП). 

Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость  достигается тогда, когда нет  ни одного рабочего, не имеющего работы, т.е. когда безработица равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот  факт, что, например, фрикционная безработица  выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может  оказаться безработным на время  ее поиска. 

Вот почему, ставя  целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и  обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы. 

 Экономический  рост: 

Нацеленность на постоянный экономический рост тесно  связана с задачей поддержания  высокого уровня занятости, поскольку  при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический  рост. И наоборот, если уровень безработицы  высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать  в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная  политика может быть специально ориентирована  на поддержание экономического роста  путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования. 

 Стабильность  цен: 

Экономисты стали  уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен  как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той  причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921 - 1923 гг. Инфляция затрудняет и планирование на будущее. Также инфляция может  расшатать социальную структуру  страны: социальный конфликт может  возникнуть в результате того, что  каждая социальная группа начнет конкурировать  с другими в борьбе за повышение  заработной платы, компенсирующее рост уровня цен. 

 Стабильность  процентной ставки: 

Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождать  неопределенность в экономике и  осложнять планирование будущего. 

 Стабильность  на финансовых рынках: 

Один из способов обеспечения стабильности - это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью процентной ставки, поскольку ее колебания создают  неопределенность для финансовых учреждений. 

 Стабильность  на валютном рынке: 

Рассмотрим этот пункт на примере США. По мере того как возрастала важность международной  торговли для экономики США, курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все  более пристального внимания со стороны  Федеральной Резервной Системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной  за рубежом, а его снижение стимулирует  инфляцию в США. Предотвращение больших  изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих  покупок и продаж за рубежом. Таким  образом, стабилизация резких колебаний  курса доллара на рынках иностранной  валюты является важной задачей денежно-кредитной  политики. 

Исходя из всех этих объяснений, можно сделать вывод  о том, что все цели взаимосвязаны  друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них. 

Осуществляя денежно-кредитную  политику, Центральный Банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного  развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом. 

Нужно отметить, что  денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так  и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит  в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков. 

Денежно-кредитная  политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более  гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее  не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и  утверждают их. А какой парламент  или президент примет решение  об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто  принятие таких решений откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной  политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики в целом. 

Основные направления  денежно-кредитного регулирования: 

Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться достаточно успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике  именно последние являются базой  всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в  нескольких взаимосвязанных направлениях. 

Государственный контроль над банковской системой имеет целью  укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности  своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов. 

Управление государственным  долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических  бюджетных дефицитов огромного  роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние  государственного кредита на рынок  ссудных капиталов. Для этого  центральный банк использует различные  методы управления государственным  долгом: 

покупает или продает  государственные обязательства; 

изменяет цену облигаций; 

варьирует условия  их продажи; 
 

различными способами  повышает привлекательность последних  для частных инвесторов. 

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии  применяется, прежде всего, для воздействия  на хозяйственную активность. Это  направление денежно-кредитного регулирования  тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности  оказывает влияние на структуру  банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы  процента. Управление государственным  долгом воздействует на распределение  ссудных капиталов между частным  и государственным секторами, на уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных  долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению. 

Итак, существует три  основных направления кредитной  политики, между которыми имеется  тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому  меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим, наконец, сами инструменты, с чьей помощью государство воздействует на кредитный рынок, проводя намеченную денежную политику. 

Информация о работе Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь