Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:33, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики;
определить методы регулирования денежно-кредитной политики;
изучить состояние и перспективы развития кредитной политики Республики Беларусь.
Инструменты регулирования
кредитоспособности банков:
Кредитно-денежная политика
в зависимости от состояния экономики
направлена либо на стимулирование кредита
и денежной эмиссии (кредитная экспансия),
либо на их сдерживание и ограничение
(кредитная рестрикция). В условиях
падения производства и увеличения
безработицы центральные банки
пытаются оживить конъюнктуру путем
расширения кредита и снижения нормы
процента. Напротив, экономический
подъем часто сопровождается ростом
цен и наращиванием диспропорций
в экономике. В таких условиях
центральные банки стремятся
предотвратить экономический
Для регулирования
экономики ими используются следующие
методы денежно-кредитной политики:
общие, которые оказывают
влияние на рынок ссудных капиталов в
целом;
селективные - предназначенные
для регулирования конкретных видов
кредитования отдельных отраслей и
крупных фирм.
К общим методам
относятся такие инструменты
кредитной политики, как учетная
(дисконтная) политика, операции на открытом
рынке и установление норм обязательных
резервов коммерческих банков.
Учетная (дисконтная)
политика являющаяся старейшим методом
кредитного регулирования: она активно
применяется с середины ХIХ в. Возникновение
этого инструмента было связано с превращением
центрального банка в кредитора коммерческих
банков. Последние переучитывали у него
свои векселя или получали кредиты под
собственные долговые обязательства.
Повышая ставку по кредитам (учетную ставку,
или ставку дисконта), центральный банк
побуждал другие кредитные учреждения
сокращать заимствования. Это затрудняло
пополнение банковских ресурсов, вело
к повышению процентных ставок и, в конечном
счете, к сокращению кредитных операций.
Наибольший популярностью
учетная политика пользовалась в
конце ХIХ - начале ХХ в. В 30 - 40-х гг. прошлого
столетия центральные банки проводили
рекомендованную Кейнсом политику "дешевых
денег", то есть низких процентных ставок
и обильного кредитования. В Англии с 1932
по 1951 г. учетная ставка сохранялась на
уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. - 1%. Большую
роль в поддержании низких ставок сыграло
стремлении обеспечить финансирование
казначейства на льготных условиях и в
период после Второй Мировой войны. С 50-х
гг. во многих странах активизировалось
использование учетной политики. Но в
целом значение этого метода регулирования
по сравнению с другими снизилось.
Операции на открытом
рынке, которые заключаются в
продаже или покупке
Установление норм
обязательных резервов коммерческих банков,
что, с одной стороны, способствуют
улучшению банковской ликвидности,
а с другой - эти нормы выступают
в качестве прямого ограничителя
инвестиций. Изменения норм обязательных
резервов - метод прямого воздействия
на кредитоспособность банков, поэтому
многие экономисты считают последний
слишком сильным, и он редко используется.
Впервые его применили в США в 1933 г.
К селективным же
причисляют следующие: контроль по отдельным
видам кредитов и регулирование
риска и ликвидности банковских
операций.
Контроль по отдельным
видам кредитов, часто практикуемый
по кредитам под залог биржевых ценных
бумаг, по потребительским ссудам на
покупку товаров в рассрочку,
по ипотечному кредиту. Регулирование
потребительского кредита обычно вводится
в периоды напряжения на рынке
ссудных капиталов, когда государство
стремится перераспределить ссудные
капиталы в пользу отдельных отраслей
или ограничить объемы потребительского
спроса.
Регулирование риска
и ликвидности банковских операций.
Государственный контроль за риском
во всем мире усиливается в последние
два десятилетия. Характерно, что риск
банковской деятельности определяется
не через оценку финансового положения
должников, а через соотношение выданных
кредитов с суммой собственных резервов.
Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции - 75%. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Таким образом, современные
государства обладают целой системой
методов регулирования экономики, причем
составляющие ее инструменты отличаются
не только по силе воздействия на кредитный
рынок, но и по сферам их применения, что
при правильной оценке ситуации позволяет
найти оптимальное решение, выводящее
страну из вероятного кризиса.
2. Кредитная политика
Республики Беларусь: состояние
и перспективы развития
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь - составная
часть единой государственной экономической
политики.
Правовой основой
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь являются Основные направления
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом
Республики Беларусь по представлению
Национального банка и
Основные направления
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь содержат важнейшие параметры
развития денежно-кредитной сферы,
определяют цели, задачи и приоритеты
денежно-кредитной политики государства
и предусматривают
В условиях экономики
переходного периода проблемы определения
направлений, выбора и реализации инструментов
денежно-кредитной политики особенно
сложны в связи с тем, что рыночные
механизмы экономического регулирования,
как правило, в недостаточной
степени отработаны, а банковская
система не обладает существенным финансовым
и организационно-
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь направлена
на неуклонное углубление финансово-экономической
стабильности, последовательное достижение
нормальных, согласно международным стандартам,
темпов инфляции и девальвации. При этом
Национальный Банк Республики Беларусь
исходит из того, что оптимальным является
такой вариант денежно-кредитной политики,
при котором не допускается резких скачков
в уровнях процентных ставок, обменном
курсе национальной валюты.
Сегодня можно говорить
о том, что последовательное проведение
данной политики позволило обеспечить
ряд положительных результатов.
Беларуси одной
из немногих стран бывшего СССР удалось
избежать системного банковского кризиса.
Конечно, случались и банкротства
банков, и определенные сбои в работе.
Но даже во время российского дефолта
августа 1998 г., оказавшего весьма существенное
негативное влияние на банковскую систему
и всю экономику РБ, платежи
осуществлялись стабильно, вкладчики
при желании беспрепятственно могли
получить свои деньги.
Однако следует
отметить, что Беларусь занимает 10-е
место по темпам девальвации национальной
валюты среди стран-участниц СНГ. Лидером
по этому показателю стал Туркменистан,
где официальный курс доллара
вырос в 2,74 раза (с 5.200 до 14.250 манатов).
Далее следует Украина - 33,5% (с 5,0500 до 6,7418
гривны). В первую шестерку вошли также
страны Балтии, чьи валюты привязаны к
ослабевшему евро, и Россия, рубль которой
зависит от бивалютной корзины (доллар-евро).
В Эстонии курс доллара увеличился с начала
года на 14,34% (с 10,6382 до 12,1636 кроны), в Литве
- на 13,6% (с 2,3572 до 2,6777 лита), в России - на
12,47% (с 24,5462 до 27,6060 рубля), в Латвии - на
12,4% (с 0,484 до 0,544 лата).1 января 2009 года Нацбанк
Беларуси девальвировал белорусский рубль
на 20% по отношению к доллару США и евро.
Кредитная политика
была направлена, как и ранее, на
максимально допустимое удовлетворение
потребностей юридических и физических
лиц в кредитных ресурсах. Так,
за январь-март банковская система
оказала поддержку предприятиям
и населению (с учетом финансового
лизинга) в объеме 15,7 трлн. рублей в
рублевом эквиваленте. Это на 1,9 трлн.
рублей, или 13,9 процента, больше, чем
за соответствующий период прошлого
года. При этом наибольшие темпы
прироста наблюдались по долгосрочным
кредитам. Активная кредитная деятельность
банков существенно амортизировала
для отечественных предприятий
внешние шоки, вызванные глобальным
финансовым кризисом, и содействовала
выполнению задач социально-экономического
развития страны. При этом разница
между стоимостью привлечения средств
физических лиц в депозиты и стоимостью
предоставленных кредитов физическим
лицам в национальной валюте резко
сократилась, что отражает стремление
банков к поддержанию спроса на кредиты.
Так, в марте она была равна 1,6
процентного пункта и по сравнению
с декабрем 2008 г. уменьшилась на 2,8
процентного пункта.
Согласно постановления
Правления Национального банка
Республики Беларусь от 24.07.2009 N 117 "Об
итогах выполнения Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь за первое полугодие 2009 г. и задачах
банковской системы по их дальнейшей реализации",
денежно-кредитная политика в составе
мер единой экономической политики в первом
полугодии 2009 г. проводилась в соответствии
с Основными направлениями денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2009 год,
утвержденными Указом Президента Республики
Беларусь от 29 августа 2008 г. N 460, с учетом
складывающейся в условиях мирового финансово-экономического
кризиса макроэкономической ситуации.
Монетарная политика была направлена
на сохранение финансовой стабильности
и снижение внешних дисбалансов, что способствует
достижению параметров экономического
и социального развития страны, предусмотренных
Указом Президента Республики Беларусь
от 29 августа 2008 г. N 459 "Об утверждении
важнейших параметров прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2009 год"
(Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2008 г., N 211, 1/9979), Законом Республики
Беларусь от 13 ноября 2008 года "О республиканском
бюджете Республики Беларусь на 2009 год"
(Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2008 г., N 288, 2/1546). Важнейшие мероприятия
денежно-кредитной политики в первом полугодии
2009 г. вырабатывались и осуществлялись
Национальным банком Республики Беларусь
(далее - Национальный банк) совместно
с Правительством Республики Беларусь.
Основными итогами
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в первом полугодии 2009 г. явились
поддержание курса белорусского
рубля по отношению к корзине
иностранных валют в пределах
установленного коридора допустимых изменений,
развитие и укрепление банковского
сектора Республики Беларусь, в том
числе рост ресурсной базы, нормативного
капитала; эффективное, надежное и безопасное
функционирование платежной системы.
Согласно "Основных
направлений денежно-кредитной
Этот документ разработан
в увязке с прогнозом социально-
В соответствии с
основными направлениями в
Следует отметить, что
с учетом действующих и прогнозируемых
внешних и внутренних экономических
факторов Национальный банк не предполагает
существенных изменений стоимости
корзины иностранных валют по
отношению к ее действующему в настоящее
время уровню ни до конца текущего, ни
в начале 2010 года.
В рамках дальнейшего
укрепления финансовой стабильности и
с учетом ожидаемого прироста цен
в следующем году на уровне не более
8-10% основными направлениями
Основные параметры
развития банковского сектора, в
первую очередь объем предоставляемых
предприятиям и населению кредитных
ресурсов, будут соответствовать
динамике макроэкономических показателей
и обеспечат дальнейшее повышение
роли банковской системы в социально-
Информация о работе Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь