Кредитование коммерческим банком малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы – проанализировать организацию работы банка по кредитованию субъектов малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы кредита; рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить его роль в экономике страны;
- определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; проанализировать современное состояние системы кредитования; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия; проанализировать кредитную политику данного банка;

Содержание

Введение
3
1.
Теоретические аспекты кредитования
5
1.1.
Банковский кредит. Принципы и виды банковского кредита
5
1.2.
Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки необходимости его кредитования
11
2.
Организация кредитования субъектов малого бизнеса (на примере ООО Кетовский коммерческий банк)
17
2.1.
Краткая характеристика ООО Кетовский коммерческий банк
17
2.2.
Анализ кредитной политики
18
2.3.
Анализ процесса кредитования
30

Заключение
34

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курс Кредитование комер банком малого бизнеса (с.18).doc

— 556.50 Кб (Скачать документ)

- залог товарно-материальных ценностей. Этот метод распространен в кредитных отношениях торговых предприятий, имеет ту же цель, что и предыдущий метод;

- под письменную гарантию страховой организации. Письменная гарантия страховой организации возможна, если кредитозаемщик заключит страховой договор с этой организацией с уплатой предварительно страховой суммы;

- письменную гарантию другой кредитной организации (другого банка, который обязуется за кредитозаемщика уплатить его долг).

4) Плановость кредита. Кредит предоставляется в меру средств, предусмотренных кредитным планом кредитной организации.

Банки, специализирующиеся на кредитных операциях, разрабатывают годовые кредитные планы. Иногда эти планы разрабатываются под имеющийся «портфель заказов», что дает кредиторам больше гарантий.

6)           Платность и возмездность кредита. Все банковские кредиты предоставляются под определенную плату, обязательно указываемую в кредитном договоре. Плата за кредит является одним из важнейших источников доходов банков.

Если условия платы за кредит кредитозаемщик не выполняет своевременно, а также если не выполняются другие условия кредитного договора (например, при обнаружении факта нецелевого использования кредита), кредитор может использовать штрафную санкцию в виде увеличения платы за кредит (в процентах годовых), предусмотренных кредитным договором. Тем самым для кредитозаемщика наступает возмездие: дополнительная (увеличенная) плата за кредит, которая должна осуществляться за счет прибыли, остающейся после его расчетов с государством по налогам и другим обязательным платежам. А это может обратиться фактом, когда у виновного кредитозаемщика не останется прибыли для формирования или пополнения фондов специального назначения, необходимых для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства.

Размер платы за пользование кредитом (ссудный процент) зависит в основном:

- от величины испрашиваемого кредита, как правило, чем больше величина кредита, тем выше плата за кредит в процентах годовых;

- сроков (в месяцах или календарных днях), на которые кредит предоставляется, краткосрочные ссуды наиболее «дешевые»;

- целей кредитования; в пределах одного и того же срока кредитования наибольший ссудный процент устанавливается в случае предоставления кредита под новое строительство объектов капитальных вложений;

-  имиджа кредитозаемщика, его финансовой устойчивости, надежности в выполнении своих обязательств – гарантий своевременного погашения кредита и ссудного процента;

- классификации ссудной задолженности (по группам риска).

В общем виде формула расчета платы за кредит:

 

,                                        (1)

где Кпл – плата за кредит;

Кр – размер кредита;

% - процент платы за кредит в расчете годовых;

t – срок кредита в месяцах или календарных днях;

12 – количество месяцев в году (если t в месяцах).

В зависимости от категории заемщиков кредиты подразделяются на:

1)  кредиты юридическим лицам;

2)  индивидуальным предпринимателям, без образования юридического лица;

3)  кредиты физическим лицам;

4) негосударственные некоммерческие организации, например Торгово-промышленная Палата.

В зависимости от сроков, на которые они предоставляются, банковские кредиты подразделяются на:

1) краткосрочные, предоставляемые на срок до одного года на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств заемщика, модернизацию оборудования, осуществление различных мероприятий, повышение технического и экономического уровней производства и т.д.;

2) среднесрочные, предоставляемые на срок от одного года до трех лет на цели воспроизводства основных производственных фондов, коренного совершенствования номенклатуры производства и другие цели;

3) долгосрочные, как правило, используемые в инвестиционных целях, при кредитовании нового строительства, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и отдельных объектов, требующих больших объемов капитальных вложений.

4) онкольные, отличаются тем, что срок их погашения изначально не указан, но такие кредиты должны быть возвращены в фиксированный срок после получения официального уведомления от кредитора.

По методам кредитования кредиты подразделяются на два вида[17, С.122]:

1) разовые кредиты, предоставляемые на сумму и сроки, указанные в кредитном договоре;

2)  кредитная линия – это юридически оформленное обязательство кредитной организации перед кредитозаемщиком предоставить ему в течение определенного периода кредита в пределах согласованного лимита.

В зависимости от целевого назначения кредиты можно классифицировать следующим образом:

1)  инвестиционные кредиты, имеющие целью инвестировать капитал в расширенное воспроизводство, в повышение экономической и социальной эффективности;

2) кредиты на пополнение оборотных средств, предоставляемые кредитозаемщикам на приобретение  партий товаров, на предоплату приобретаемых товаров и т.п.

3) потребительские кредиты, предоставляемые физическим лицам на приобретение товаров длительного пользования;

4) ипотечные, предоставляемые на приобретение недвижимого имущества, жилищного строительства, приобретение земельных участков;

5) экспортно-импортные кредиты, предоставляемые российским предпринимателям под экспорт и импорт товаров.

 

1.2 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки необходимости его кредитования

 

Экономическая теория под малым предпринимательством – в противовес крупному – понимает обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы, как правило, не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами: маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществление сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т.д. Он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха.

Из сказанного становится понятно, что малый бизнес – дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. Все «плюсы» и «минусы» этой формы экономической деятельности легко проиллюстрировать (Таблица 1).

Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:

1) Особенностями современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса.

2) Дифференциации потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Таблица 1 – Анализ малого бизнеса (МБ) как модели экономической деятельности  [22, С.14]

Сильные

стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

существованию МБ

Небольшой

стартовый капитал;

Высокая

эффективность;

Гибкость;

Самостоятельность

Ограниченный (локально) рынок;

Ограниченные перспективы роста;

Сильная зависимость от конъюнктуры;

Отсутствие влиятельной поддержки

Рост до уровня «большого» бизнеса;

Сбалансированное развитие;

Прочная ниша на «своем» рынке;

Творческая самореализация

Быстрое полное разорение

Быстрое достижение «потолка» роста;

Легкость проникновения конкурента в эту нишу;

Уязвимость перед попытками силового давления


Преимущества малого бизнеса заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативнее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. На плаву держатся те малые предприятия, которые функционируют эффективно.

Роль малого бизнеса в экономике значительна. Он связывает экономику в единое целое, образует своего рода фундамент.

Прежде всего, малый бизнес, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. А между тем без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства. Это предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д.) и бизнес – услуг (консалтинг, маркетинг, инжиниринг и др.). Во-первых, присутствие многочисленных малых предприятий в этих сферах разгружает домашние хозяйства от несвойственных и функций, увеличивая свободное время каждого и создавая тем самым дополнительные возможности для отдыха, повышения образовательного и культурного уровня, семейного общения. Во-вторых, без бизнес – услуг рыночная экономика лишается «капилляров», питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами и другими ресурсами. Так как потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает не периодически, заниматься всеми этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно. Малые сервисные фирмы снимают с них эту обузу. В-третьих, малый бизнес – огромное поле для тех инноваций, которые кажутся поначалу слишком рискованными для крупных хозяйственных структур.

Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. В этом сходились все великие теоретики – от Маркса до Ойкена. Там, где в экономике нет малого предпринимательства или он слаб, неизбежно останавливается процесс строительства правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников).

Наконец, развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства или олигархов возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, то есть тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении труда – была бы только хорошая предпринимательская идея. И тем труднее, с другой стороны, удержаться на гребне успеха, тем быстрее вынуждены поворачиваться все, в том числе и тяжелые на подъем крупные предприятия.

В России малое предпринимательство рассматривается как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и как источник создания рабочих мест. Кроме того, малые предприятия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целом благоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране.

Ежегодно растет в стране число субъектов малого предпринимательства, увеличивается примерно в 2 – 2,5 раза производство продукции (работ, услуг). Предприятия малого бизнеса все больше привлекают граждан на условиях вторичной занятости: совместительство, договора подряда, другие договора гражданско-правового характера. Удельный вес привлеченных работников на малых предприятиях на 01.01.2010 года составил 24,2 %, в то время, как по крупным и средним – 8,4 %  [39,С.20].

С целью дальнейшего развития сферы малого бизнеса принимаются законодательные и нормативные акты, проводится работа различных структур, содействующих малому предпринимательству в России. Во всех регионах России созданы региональные фонды поддержки малого предпринимательства, осуществляющие финансово-кредитную поддержку субъектов малого бизнеса. Разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства. Данная программа предусматривает:

- оказание помощи предпринимателям, начинающим самостоятельную экономическую деятельность в приспособлении к условиям рынка;

-   содействие созданию новых рабочих мест;

- вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения;

- обеспечение консультационной и информационной поддержкой предпринимателя;

- содействие предпринимателям малого бизнеса в повышении их конкурентоспособности.

Региональный центр поддержки малого бизнеса оказывает консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д.

Накопленные в России статистические данные небольших банков, специализирующихся на выдаче кредитов малому бизнесу, говорят, что доля просроченной задолженности по этим кредитам не превышает 2%. Это объясняется тем, что диверсификация кредитного портфеля, осуществляемая при предоставлении кредитов субъектам малого бизнеса – это и есть снижение риска. Развивая данное направление, ООО Кетовский коммерческий банк способствует развитию экономики РФ за счет финансирования малого бизнеса как одного из ключевых элементов развития экономики страны в целом. По оценкам экспертов, увеличение объемов финансирования малых предприятий в 2-2,5 раза позволит повысить темпы роста валового внутреннего продукта на 0,8-1% в год.

Информация о работе Кредитование коммерческим банком малого бизнеса