Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, показать ее недостатки и перспективы развития.
Задачами работы является характеристика бюджетной системы на каждом этапе развития.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 8
1.1 Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство 8
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система 12
2 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Бюджетная система дореволюционной России 19
2.2 Бюджетная система СССР 24
2.3 Современное бюджетное устройство Российской Федерации 30
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
3.1 Итоги бюджетной политики в 2004 году и в начале 2005 года, основные проблемы, требующие решения 49
3.2Направления совершенствования бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.
Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис.2.1):
Рисунок 2.1. Схема построения бюджетной системы СССР до 1991г.
В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Распределение ресурсов
Года | 1928/29 г | 1938 г | 1946 г | 1965 г | 1988 г |
Государственный бюджет СССР (расходы) | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
в том числе союзный бюджет | 60,7% | 72,2% | 79,5% | 42,5% | 56,9% |
Бюджеты союзных республик | 39,3% | 27,8% | 20,5% | 57,5% | 43,1% |
из них бюджеты АССР и местные бюджеты | 26,5% | 21,5% | 13,9% | 20,8% | 15,9% |
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2003-2007 гг. приведена в таблице 3.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых налогов в %:
Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:
Таблица 2.3 – Динамика доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в млн. рублей)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Виды доходов | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||
Налоговые доходы | 1131802 | 1460398 | 2035598 | 2394160 | 3154341 | |||
в том числе: | ||||||||
Налоги на прибыль | 205 650 | 217 366 | 512 924 | 537 303 | 648 209 | |||
Налоги на товары и услуги | 504 932 | 845 547 | 970 977 | 1135752 | 1188151 | |||
Таможенные пошлины | 229 224 | 331 340 | 323 369 | 452 789 | 859 737 | |||
Платежи за природные ресурсы | 18 569 | 49 693 | 214 237 | 249 508 | 434 253 | |||
Прочие налоги | 6 407 | 16 452 | 14 091 | 18 808 | 23 991 | |||
Продолжение таблицы 2.3 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Неналоговые доходы | 74 104 | 119 069 | 153 123 | 176 724 | 221 996 | |||
в том числе: | ||||||||
Доходы от государственного имущества | 31 274 | 56 991 | 79 624 | 112 687 | 169 394 | |||
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 37 406 | 51 506 | 65 423 | 52 924 | 38 470 | |||
Прочие неналоговые доходы | 5 424 | 10 572 | 8 076 | 11 113 | 14 132 | |||
Доходы целевых бюджетных фондов | 92 915 | 14 512 | 15 130 | 14 349 | 14 075 | |||
ВСЕГО ДОХОДОВ | 1131 802 | 1593978 | 2204726 | 2586197 | 3426334 |
В
доходах федерального бюджета также
учитываются прибыль Банка
Таблица 2.4 – Структура доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах)5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Виды доходов | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
Налоговые доходы | 85 | 92 | 92 | 92 | 92 | |||||
в том числе: | ||||||||||
Налоги на прибыль | 18 | 14 | 23 | 21 | 19 | |||||
Налоги на товары и услуги | 44 | 53 | 43 | 43 | 35 | |||||
Продолжение таблицы 4 | ||||||||||
Продолжение таблицы 2.4 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Таможенные пошлины | 20 | 21 | 15 | 18 | 24 | |||||
Платежи за природные ресурсы | 2 | 3 | 10 | 10 | 13 | |||||
Прочие налоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Неналоговые доходы | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | |||||
в том числе: | ||||||||||
Доходы от государственного имущества | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | |||||
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | |||||
Прочие неналоговые доходы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Доходы целевых бюджетных фондов | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
ВСЕГО ДОХОДОВ | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Исходя из таблиц 2.3 и 2.4, можно сделать следующие выводы: структура доходов бюджета по группам достаточно стабильна, основная доля платежей приходится на налоговые поступления. Наметилась слабая тенденция снижения доли налога на прибыль и налогов на товары и услуги.
Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.
В бюджетах субъектов в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из Федерального бюджета.
Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Впервые с 2005 г. в Бюджетном кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты, например, %:
Информация о работе Кредитование населения на потребительские цели