23.05.
Пассивные операции-формируют
ресурсы ЦБ, выступают в виде эмисионных
операций, отчисления от прибыли на
формирование фондов ЦБ, депозиты банков,
кредиты иностранных банков.
ЦБ обладает
уникальными ресурсами.
- Наличные
деньги в обрашении
- от имени
гос-ва управляет гос долгом
- является
банком банков, так как ведет счета коммерческих
банков, проводит межбанковские операции,
хранит резервы и ведет корреспондентские
отношения с кредиитными организациями.
Активные операции-
размещение ресурсов и формирование активов
банка:
- Золото
- Валютные
операции
- Ценные бумаги
в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов.
- Кредиты кредитным
организациям и правительству
- Прочие активы,
в тч основные средства ЦБ\
Особенности активных
операций:
- Выступают
в форме ссудных операций под залог золота,
др драгметаллов, ин валюты, векселей в
национальной и иностранной валюте, сроком
до 6 месяцев, ценные бумаги, внесенные
в ломбардный список, гарантий, поручительств,
утвержденных Советом директоров БР
- Активные
операции могут выступать в форме банковских
инвестиций: вложения в гос ценные бумаги,
операции с золотом и ин валютой
- Комиссионно-
посреднические операции- операции по
проведению межбанковских расчетов
Надзор
ЦБ.
Необходимость
надзора:
- банки используют
привлеченные и заемные средства, а не
собственные.
- Занимают
центральное место в платежном обороте(
бесперебойное функционирование платежной
системы)
- банковская
система оказывает активное воздействие
на экономику
- объектом
банковской деятельности являются высоколиквидные
банк активы, но балансовые и внебалансовые
позиции банков меняются очень быстро
о сравнению с предприятиями и организациями.
Инф-ия об активах банка должны быть всегда
полной и постоянной.
Принципы:
- Банки должны
быть надежны в фин состоянии, Базельский
комитет разрабатывает нормативы деятельности,
на основе кот ЦБ разрабатывает свои нормативы
и осуществляет контроль за деятельностью
других окр орг-ий
- Банки должны
управляться квалифицированно: качество
корпоративного управления, качество
управления персовналом банка, качество
внутреннего контроля банка
ЦБанк должен решить
3 проблемы для надзора:
- с какой степенью
риска работает банк( рискориентированный
надзор- тенденция???)
- какие ресурсы,
потенциал для управления этими рисками
- достаточен
ли выявленный объем ресурсов, чтобы сбалансировать
риск
Основные аспекты
надзора:
- достаточность
капитала
- кредитность
- качество
активов
- качество
управления в банке( бизнес- план,топ-менеджмент,
главный бухгалтер)
Система мер
и контроля в банке, внутренний контроль
банка.
Ступени банковского
надзора:
- Превентивный(
пруденциальный) банковский надзор( требования
по лицензированию и регистрации( размер
УК, структура УК), требования к собственникам
банка и руководителям банка- ЦБ д обладать
достоверной информацией о прямых и косвенных
владельцах банка, ЦБ согласовывает кандидатуры
топ-менеджеров, бизнес- план)
- Текущий надзор.
Дистанционный- осуществляется через
соблюдение обязательных нормативов.
Инспектирование банка- на местах.
- Санация и
банкротство банка.
ЦБ как орган
валютного регулирования и валютного
контроля.
Вал регул- система
норм, регламентирующая валютные операции,
права и обязанности юр лиц
в отношении владения, пользования
и распоряжения валютными ценностями,
в соответствии с этим вал банк
выполняет следующие операции:
- определяет
порядок расчетов в ин валюте
- публикует
и устанавливает официальные курсы ин
валют по отношению к рублю
- участвует
в составлеии платежного баланса
- производит
лицензирование валютных бирж и устанавливает
порядок их работы
- осуществляет
покупку, продажу, хранение валютных ценностей
Цб выступает
органом валютного регуирования
и выступает как финансовый агент
правительства- представляет РФ в взаимоотношениях
с международными фин-кред институтами,
осуществляет реализацию гос ценных
бумаг совместно с Минфином, управляет
резервным фондом.
На экзамене
можно пользоваться ЗАКОНАМИ!
Стратегия
развития банковского
сектора до 2015 г.
- Формирует
ключевые цели и пути их достижения
- формирует
принципы, правила поведения коммерческих
банков и регулирующих органов
- обозначает
единую перспективы долгосрочного развития.
Впервые была принята
в 2001 г после фин- экономического
кризиса 1998 г. Реформирования сводились:
- совершенствование
действующего законодательства
- укрепление
прозрачности и стабильности банков
- совершенствование
принципов банковского надзора
По мнению специалистов
основные стратегические задачи именно
в концепции 1 были выполнены.
Вторая стратегия
развития банк сектора была разработана
до 2008 г( принята в 2006??).
Должна была
помочь укрепить и предотвратить последствия
кризиса банк системы и впервые ставилась
задача стать катализатором экономического
роста.
Цели:
- Аккумулирование
ден средств населения и их трансформация
в кредиты и инвестиции.
- Повышение
привлекательности и доступности банковских
услуг
- Переход банков
на международные стандарты фин отчетности
- предотвращение
использования кредитных организаций
в недобросовестной коммерческой деятельности
- укрепление
доверия к рос банк сектору со стороны
инвесторов, кредиторов и вкладчиков путем
реализации положения( ФЗ) о страховании
вкладов физ лиц.
В стратегии 2 был
определен ряд новых целей- формирование
справедливой конкурентной среды, повышение
конкурентоспособности кр орг-ий на
внутреннем рынке, усиление рыночной дисциплины
и транспарентности( информационной
открытости кр орг-ий)
Стратегическая
перспектива развития банк сектора
была нацелена:
по структуре-
на оптимальное сочетание крупных
многофилиальных, региональных банков,
специализирующихся на определенных услугах
Стратегия 3 до 2015
г.
- переход от
экстенсивной модели функционирования
банк системы к интенсивной и на основе
этого формирование конкуренто-способного
банковского бизнеса( на внешнем рынке).
Признаками интенсивной модели будут
являться: высокий уровень конкуренции
как на банковском рынке, так и на рынке
финансовых услуг, высокая степень транспарентности
и рын дисциплины, наличие разветвленной
современной инфраструктуры, кот обеспечивает
качественные услуги, высокая степени
капитадизации банковского сектора, ответственность
топ-менеджеров банков за принимаемые
решения и достоверность информации, система
управления рисками и развитие системы
корпоративного управления.
- Принцип преемственности.
Ряд ключевых направлений перешли в 3ю
стратегию- повышение эффективности аккумулирования
банк сбережений и трансформация их в
инвестиции( функция фин посредника), модернизация
рос экономики и повышение роли банковского
сектора в рос экономики, повышение конкурентоспособности(
прямой запрет на присутствие филиалов
иностранных банков), повышение системной
устойчивости банковского сектора, совершенствование
системы страхования вкладов( расширение
круга лиц, на которых распространяется
услуга и совершенствование механизма
банкротства- передача в фин устойчивые
банки( предложение только)).
Агентство
по ипотечному кредитованию
осуществляет санацию
и банкротство банков.
Перспективы- стимулирование
деятельности микрофин организаций
и создание почтового банка, укрупнение
кредитных организаций, новые линии
развития( кот предусматривает стр
3- сокращение участия гос-ва в капитах
рос кред орг-ий, повышение эффективности
использования ресурсов, кот выделены
по гос программам, минимизация пакетов
док-ов на получение кредитов, создание
условий для развития современной инфраструктуры,
в тч создание МФЦ, совершенствование
норм таможенного и налогового законодательства,
создание и развития нац платежной системы,
позиционирование рос кредитных организаций
на международных рынках банковских услуг.
Денежно-кредитная
политика и ден-кред
регулирование.
Презентация!!!
Денежно- кредитная
политика- это экономическая( гос эконом)
политика- совокупность разработанных
ЦБ совместно с Правительством мероприятий
в области денежных и кредитных отношений
в стране и направленных на достижение
макроэкономического равновесия или достижение
*магического четырехугольника*( осн цель-
макроэк равновесие, 1сторона- инфляция,
2 сторона- безработица( Уменьш безработица-
увелич инфляция), 3 сторона- платежный
баланс, 4 сторона- валютный курс)
Денежно- кредитное
регулирование- организованное гос-вом
в лице ЦБ регулирование денежного
оборота в целях поддержания устойчивости
национальной валюты, банковской системы
и платежной системы.
Так как ДКП(
политика) и ДКР( регулир) представляют
собой часть гос эконом политики+
финансовая политика( бюджетно- налоговая),
то общие цели ДКР должны совпадать с общими
целями развития экономики страны.
Элементы
ДКР.
- Принципы
- Субъекты,
объекты
- Задачи
- Методы
- Инструменты
- Механизмы
трансформации ДКП на воспроизводственный
процесс.
Принципы.
- Централизованного
управления ДКР. Подчинение одной цели
всех субъектов ДКП в реализации этой
цели. Управление из одного центра
- Единства
ДКП. Все на местах выполняют именно основные
направления реализации ДКП.
- Неподчиненность
ЦБ органам исполнительной власти, но
подчиненность органам законодательной
власти. Приоритетные задачи ЦБ- устойчивость
нац валюты, например, может расходиться
с текущими политическими задачами гос-ва.
Задачи.
- Поддержание
устойчивости нац валюты.
- Обеспечение
устойчивости кредитной системы.
- Координация
деятельности ЦБ с деятельность гос органов
в области решения социальных и экономических
задач.
Субъекты.
Проводник- ЦБ.
Объект- спрос
и предложение на денежном рынке: объем
денежной массы, структура ДМ, объем и
структура ден доходов и расходов населения,
объем и структура налично- ден обращения,
скорость обращения денег, коэффициенты
банковской мультипликации, объемы кредитов
гос-ву, кредитным организациям, юр и физ
лицам.
Методы.
Есть 2 концепции
регулирования ДК сферы, основаны на
теориях денег и современном
представлении о деньгах , как о ликвидных
фин активах.
- Концепция
кредитной экспансии( дешевых денег, основа-
Кейнсианская теория). Направлена на увеличеник
денежной массы в обращение. Проводится:
- увеличить
занятость
- поднять экономический
рост
Если идет снижение
производства, в условиях кризиса или
безработицы- проводится такая политика.
- Политика
кредитной рестрикции( дорогих денег,
основа- монетаристская теория денег)
Ограничение денежной
массы на 4-5 % в год- будет экономика
устойчивой.
Проводится в
условиях подъема производства и в целях
недопущения перепроизводства, нужна
для снижения инфляции.
Метод- набор
инструментов, которые направлены на
преодоление макроэкономического
неравновесия и объединены одной
целью.
Есть методы
рыночные( экономические) и административные(
директивные).
Административные-
характер ограничений, не дают выбора
хозяйствующим субъектам, для более
полного эффекта необходимо применять
еще и рыночные методы. Также могут
использоваться селективные и общие
методы. Необходимо понимать и цели
ДКР- стратегические и промежуточные.
Промежуточными целями выступают таргетирование
инфляции, валютное таргетирование, денежное
таргетирование.
Реформирование
мировой валютной
системы.
Известно 4 мировые
валютные системы: