Ликвидности и платежеспособность на примере ОАО «Альфа-Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что как показывает анализ отечественной банковской практики, просчеты в выборе стратегии управления ликвидностью и платежеспособностью являются одними из главных причин возникновения проблем банков, приводящих к банкротству.
Несмотря на наличие большого числа, в первую очередь зарубежных работ, затрагивающих вопросы управления ликвидностью (Долан Э.Дж., Э. Рид, Роуз П., Синки Дж., мл. и др.) проблемы управления ликвидностью банка на нестабильных и зарождающихся финансовых рынках освещены не достаточно. Среди отечественных работ (Антипова О.Н., Жукова Е.Ф., О. И. Лаврушина, и др.), носящих в основном обучающий характер и базирующихся преимущественно на зарубежном опыте, что, безусловно, объясняется относительной новизной этого направления по управлению банковской деятельностью, пока еще отсутствуют специализированные монографии, посвященные данному вопросу.

Работа состоит из  1 файл

ликвидность и платежеспособность.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

     Суть: банки могут решить проблемы ликвидности  путем привлечения дополнительных средств (в 50-е годы), особенно с появлением банковских векселей, сертификатов.

     Сегодня используется комплекс теорий. Теория управления состоянием ликвидности  имеет 2 направления:

     1) контроль за резервами (т.е.  не допускать наличие в банке  средств, не приносящих доход,  избытка средств сверх потребности).

     2) политика постоянной поддержки  резервов, на уровне достаточном  для удовлетворения требований  об обязательном резервировании. [8, c.15]

     V. Теория оценки ликвидности на основе потока наличности по существующим активам и пассивам.

     Использование метода предполагает высокое качество и своевременность получения информации о сроках платежа по активам и пассивам, обязательный анализ прошлых и ожидаемых тенденций состояния ссуд и депозитов. [8, c.16]

     Так как под риском ликвидности понимается риск несбалансированности по срокам и суммам активов и пассивов, то рекомендуется рассчитать дисбаланс, накопление дисбаланса. Сложность оценки ликвидности банка заключается в изменчивости внешних факторов, главным из которых является вероятность изъятия денежных средств клиентами и конрагентами. Следовательно, все методики оценки ликвидности банка связаны с прогнозированием, предварительным определением возможных изменений ликвидности. 

2.2 Развитие экономических  принципов управления деятельностью  банков. Зарубежный опыт

     Все коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании определенных принципов.

     Первым  и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся  ресурсов.

     Работа  в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. [9, c. 13]

     Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую  ответственность банка за результаты своей деятельности.

     Экономическая самостоятельность предполагает свободу  распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее  законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидентов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. [17, c.89]

     Третий  принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. [9, c.15]

     Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не  может давать им приказов.

Глава 3. Анализ ликвидности  и платежеспособности на примере  ОАО «Альфа-Банк»

3.1 Бизнес-справка   ОАО «Альфа-банк»

     Альфа-Банк — крупнейший инвестиционный коммерческий банк России, успешно работающий с 1990 года, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур России. «Альфа-Банк», один из крупнейших частных банков России, является ведущей компанией Консорциума.

     Консорциум  «Альфа-Групп», основанный в 1989 года, является одним из крупнейших частных финансово-промышленных групп в России, имеет диверсифицированную структуру, в которую входят компании, осуществляющие деятельность в различных географических регионах, включая Россию, Восточную и Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. Несмотря на то, что все наши компании твердо придерживаются общих корпоративных принципов и стандартов, руководство каждой из них располагает достаточной степенью самостоятельности в ежедневном управлении бизнесом. Как инвесторы, группа вовлечена только в принятие решений стратегической важности, которые оказывают влияние на акционерную стоимость компаний.

     Деятельность  «Альфа-Групп» распространяется на такие  сферы бизнеса как: добыча нефти  и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе. Так же в консорциум входит не менее известная Управляющая Компания «Альфа-Капитал», клиентами которой являются пенсионные фонды, страховые компании, корпоративные российские и международные инвесторы, а также частные инвесторы. «Альфа-Групп» также является владельцем Группы «АльфаСтрахование», одного из крупнейших российских страховщиков с универсальным портфелем услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц.[21]

       «Альфа-Банк» предоставляет весь  спектр услуг по обслуживанию  корпоративных и частных клиентов, инвестиционные банковские услуги, управление активами и торговое финансирование, и обладает значительной филиальной сетью в России и Украины, а также имеет дочерние банки и представительства в Нидерландах, Кипре, США и Великобритании.

     Важнейшей составной частью стратегии развития явилось применение западных технологий, адаптированных к российским условиям. Значительный вклад в успехи Альфа-Банка внесли иностранные специалисты с их богатым опытом работы в западных компаниях и на международных рынках.

     В связи с планами на создание новейшего проекта менялась финансовая структура бизнеса. Произошло разделение бизнеса на три основных блока: коммерческие продукты, инвестиции и управления активами. Это продиктовано как логикой развития самого банка, так и изменением рыночной конъюнктуры. Число корпоративных клиентов Альфа-Банка постепенно росло.

     Альфа-Банк (Россия) оценивается как один из самых надежных и динамично развивающихся  банков, который успешно сочетает высокие международные стандарты  ведения бизнеса и корпоративного управления с уникальным опытом работы на российском рынке.

     На  начало 2009 года он занимал 3-е место  по объему частных вкладов и 4-е  по размеру кредитного портфеля.

     Примечательны успехи в пластиковом бизнесе, где  ОАО «Альфа-Банк» принадлежит лидерство по целому ряду показателей. Учреждение «Альфа-Банк» является одним из лидеров на российском рынке пластиковых карт: к 2008году выпустив более 350тысяч карт, поэтому показателю он входит в тройку ведущих банков. По основным показателям карточного бизнеса Альфа-Банк занимает лидирующие позиции на российском рынке пластиковых карт.

     Располагая  наиболее динамично развивающейся  филиальной сетью в стране и продолжая  активное продвижение в регионы, постоянно совершенствуя предлагаемые клиентам продукты и услуги, банк тем самым закладывает основу дальнейшего развития. Банк сумел продемонстрировать впечатляющие темпы роста клиентской базы, доказав тем самым эффективность своей стратегии.

     Альфа-Банк уверенно входит в пятерку крупнейших финансовых структур России. Впрочем, рост никогда не был для данного Банка самоцелью, а сейчас в особенности. Не маловажная и регулирующая цель — повышение качества услуг.

3.2 Услуги и продукты  ОАО «Альфа-Банк», предоставляемые  для клиентов физических лиц

        На протяжении 10 лет (с 2001 года до 2010 год) происходит укрепление баланса банка, прибыльность основных видов деятельности повысилась благодаря увеличению объемов ссудных операций по более выгодным ставкам, росту комиссионных доходов, а также благоприятным внешним условиям деятельности. Вместе с тем сдерживающее влияние на прибыльность оказывали высокие расходы на расширение филиальной сети банка и вложения в развитие информационных технологий.

        Концепция «универсального  банка», предлагающего полный спектр коммерческих, инвестиционных услуг и услуг по управлению активами, полностью оправдывает себя в условиях кризисного состояния экономики России. В то время как существенным источником прибыли «Альфа-Банка» за последние несколько лет была работа на рынках ценных бумаг, изменившееся в результате финансового кризиса состояние этого сегмента экономики кардинально изменило приоритеты, и в последнее время именно работа Банка в области коммерческих операций послужила основой его роста.

Банковские  продукты «Альфа-банка» для физических лиц приведены в таблице 1.  

     Таблица 1 – Продукты Альфа-Банка для физических лиц

Основные Дополнительные
Расчетные продукты Сберегательные  продукты Кредитные продукты
Текущий счет Счет «Мой Сейф» Разрешенный овердрафт  по текущему счету Удаленные каналы доступа
Международные пластиковые карты Счет «Мой Сейф НТ» Кредитная Карта Переводы Western Union
  Сберегательный  счет Персональный  Кредит Visa Travel Money Cash Passport
  Депозиты   Паевые инвестиционные фонды
      Индивидуальные банковские сейфы

     В 2005 году розничное подразделение «Альфа-Банка» последовательно запустило несколько новых розничных сервисов, в том числе потребительское кредитование, автокредитование и SMS-банкинг (оповещение клиентов об активных транзакциях через SMS). Кроме того, планирование предлагать услуги в области интернет-банкинга, и сейчас «Альфа-Мобайл» (Java-приложение, с помощью которого можно управлять счетами с мобильного телефона – уникальный продукт на банковском рынке) позволил банку одно из ведущих мест на этом рынке. Кроме того, совершенствовались и традиционные продукты – персональные кредиты, банковские карты и прочее. [24]

      Наиболее  значимый момент, будет рассмотрен на примере Екатеринбургского филиала  ОАО «Альфа-банк».

      24 мая 1999 г. был зарегистрирован Центробанком РФ, а в июне начал обслуживать клиентов первый филиал в городе Екатеринбурге. Екатеринбург стал первым городом Уральского региона, где открылся кредитно-кассовый офис «Альфа-банк», обслуживающий частных клиентов.

      Альфа-Банк в городе предоставляет своим клиентам полный спектр банковских услуг: кредитные продукты (включая потребительские кредиты), расчетно-кассовое обслуживание, ведение зарплатных проектов, программы долговых заимствований, валютообменные операции, операции по частным вкладам (в рублях, долларах и евро), обслуживание пластиковых карт, денежные переводы, операции с ПИФами и т.д.

      На  сегодняшний день стратегия развития ипотечного кредитования «Альфа-Банка» предусматривает активное продвижение в регионы. Задача «Альфа-Банка» — создать мощную филиальную ипотечную сеть по всей стране. За 2 текущих года (2008-2010гг.) банк по запланированному замыслу открыл еще 2 ипотечных центра в крупных городах Екатеринбурге. В общем, доля региона в общем портфеле ипотечных кредитов Альфа-Банка на сегодняшний день достигает 5,5 %.

      Кроме того, Альфа-Банк активно развивает  отношения с местными риелторскими компаниями, корпоративными клиентами  и клиентами банка, предлагая  взаимовыгодные условия сотрудничества.

      Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) подсчитало, что за первые пять месяцев нынешнего года было выдано 84,9 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 105,3 млрд. рублей. Этот объем в 2,37 раза превысил уровень аналогичного периода 2009­го. В мае этот показатель достиг 2,9 раза. Эксперты полагают, что столь позитивных итогов продаж в первом полугодии удалось добиться во многом благодаря реализации отложенного спроса. А за первый квартал 2010 года было выдано уже почти 50 млрд. рублей, и это притом, что первый квартал традиционно показывает наиболее низкие результаты по кредитованию.

Информация о работе Ликвидности и платежеспособность на примере ОАО «Альфа-Банк»