Механизм денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 10:14, реферат

Описание

При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями.

Содержание

1. Введение……………………………………………… …………….3
2. Причины централизации и регулирования банковской системы..4
3. Центральный Банк Российской Федерации……………………… 6
4. Банковская система Российской Федерации…………………… 10
5. Банк как финансовый посредник……………………………….. 12
6. Необходимость денежного контроля…………………………….13
7. Денежно-кредитная политика…………………………………….14
8. Цели денежно-кредитной политики…………………………….15
9. Заключение………………………………………………………...19
10. Список использованной литературы…………………………….20

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

Российский  Новый Университет

Ижевский  филиал 
 
 

 Реферат

 На  тему: «Механизм денежно-кредитного регулирования»

   По  дисциплине «ДКБ» 
 
 
 
 
 
 

        Выполнила: Студентка курса

Очной формы  обучения

Молчановой  Анны Владимировны 

Специальность «Финансы и кредит»

Специализация «Финансовый менеджер» 

Проверила: Якименко Людмила Дмитриевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Ижевск 2009. 

  Содержание.

    1. Введение……………………………………………… …………….3
    2. Причины централизации и регулирования банковской системы..4
    3. Центральный Банк Российской Федерации……………………… 6
    4. Банковская система Российской Федерации…………………… 10
    5. Банк как финансовый посредник………………………………..  12
    6. Необходимость денежного контроля…………………………….13
    7. Денежно-кредитная политика…………………………………….14
    8. Цели денежно-кредитной политики…………………………….15
    9. Заключение………………………………………………………...19
    10. Список использованной литературы…………………………….20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:

  1.Развитая  структура коммерческих банков управляет системой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и товарообмен между предприятиями определялись государственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике, связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлажено работающей банковской системы.

  2.Наряду  с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки без привлечения иностранного капитала.

  3.Коммерческие  банки, действуя в соответствии  с кредитно-денежной политикой  Центрального Банка России, регулируют  количество денег, находящихся  в обращении. Стабильный и умеренный  рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики. 

Причины централизации и регулирования  банковской системы.

  Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия централизованной банковской системы. Наша банковская система  долгое время представляла собой  монополию государственного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас происходит установление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для эффективной его работы на финансовом рынке.

  Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении  может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции, в конечном счете, может привести к стокфляции, стагнации, экономическому спаду производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг. Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом. Укрепление покупательной способности денег невозможно без отлажено работающей банковской системы. Она играет главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной экономике. Начало формированию механизма управления денежным оборотом было положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк). Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической основеОтсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР. Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков. Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного рынка, в общем, здорового западного рынка). Тем не менее, был сделан шаг в сторону демократизации банковской системы. Действительно, созданная в административном порядке система специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Но в то время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи. Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в результате обособления от Госбанка государственных специализированных банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).

  Появление системы специализированных банков дало импульс к возникновению  уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой основе, количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким образом, было положено начало конкуренции между банками. Начался стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность коммерческих банков с принятием банковских законодательных актов получила правовой статус, можно говорить о существовании в настоящее время двухуровневой банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие банки, а вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991 году, Центральный Банк России остался единственным из центральных банковских учреждений бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России. Специализированные банки распались и стали акционерными.       

Центральный Банк Российской Федерации.

  Банк  России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.

  Банк  России начал свое существование с принятием закона "О Банке России" в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Однако в проведении кредитно-денежной политики он не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом. Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеют.

  Банк  России возглавляется Председателем  Банка и имеет свой Устав. Председатель назначается сроком на 5 лет и  освобождается от должности Верховным  Советом РСФСР. Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.

  Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Банком России путем  определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, предоставляемым  банкам, установлением экономических нормативов для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России как агент правительства управляет правительственными депозитами. Почти все правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику.

  Функции Банка России сводятся к следующим:

  1. Банк России хранит вклады депозитных учреждений, которые называются резервами (по ним не уплачивается проценты). Регулирование процента резервов имеет стратегическое значение в проведении кредитно-денежной политики.
  2. Банк России выступает в качестве фискального агента правительства.
  3. Банк России осуществляет контроль за деятельностью банков, чтобы выявить сомнительные операции и мошенничество.
  4. Банк России регулирует предложение денег в интересах экономики в целом.

  Методики  для оценки финансового состояния  банка в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ:

  1.Проверка  правильности баланса; 

  2.Планы  санации банков (Указание ЦБ РФ от 13.11.97 №118–У «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513»);

  3.Составление и анализ ОФО (Инструкция 17 ЦБ РФ от 01.10.97 г. «О составлении финансовой отчетности»);

  4.Расчет  суммы депонирования в Фонде  обязательных резервов (Положение  ЦБ РФ от 30.03.96 №37);

  5.Оперативная  оценка состояния расчетов (Рекомендации  по анализу балансов кредитных организаций для оперативной оценки состояния расчетов и соблюдения платежной дисциплины от 16.09.98 №227–Т);                                  Методические рекомендации по оценке депозитных операций кредитной организации (№161–T от 24.07.98).

  Таким образом, Банк России проводит работу по определению состояния банков, которая основывается на официальной  отчетности и установленных экономических  нормативах деятельности кредитных  организаций. При анализе нормативов выявляется: насколько значения, указанные в бухгалтерской отчетности, соответствуют истинному финансовому состоянию банка. Порядок расчета осуществляется согласно Инструкции Банка России от 16.01.2004  
N 110-И "Об обязательных нормативах банков". Кроме того, Центральный Банк Российской Федерации разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. К первой категории относятся финансово стабильные коммерческие банки, ко второй – проблемные.

  Традиционно внутренний анализ деятельности кредитных  организаций проводится по следующей схеме:

  1. Анализ объемов операций банка. Для динамично развивающейся кредитной организации характерно плавное увеличение средних объемов активов. Резкие скачкообразные изменения валюты баланса свидетельствуют о наличии крупных клиентов, либо о проведении крупных операций, что значительно повышает уровень риска. Уменьшение валюты баланса говорит о потере клиентов, сворачивании деятельности.
  2. Анализ активов и пассивов банка и их согласованности. От качества банковских активов зависит достаточность капитала банка и уровень принимаемых рисков. Анализ проводится для выявления достаточности уровня диверсификации банковских операций, определения степени зависимости кредитной организации от развития внешней ситуации на различных сегментах рынка банковских продуктов, от общеэкономических и региональных тенденций и т.д. Важным является определение доли работающих активов, структуры кредитного портфеля, соотношения собственных и привлеченных ресурсов банка, длительности использования привлеченных ресурсов.
  3. Анализ банковских рисков необходим для снижения опасностей потерь банком части своих доходов или осуществления дополнительных расходов в результате проведения определенных финансовых операций. Важна оценка не только рисков контрагентов (кредитный риск, риск пассивных операций), но и позиционных (валютный риск, риск изменения процентных ставок, риск ликвидности).
  4. Анализ капитала банка и его достаточности. Очень большой запас достаточности может свидетельствовать о наличии возможности увеличения объемов активных операций с различными уровнями риска.
  5. Анализ эффективности деятельности банка осуществляется с целью поиска путей дальнейшего развития организации, которые оптимизировали бы ее прибыль и позволили избежать лишних потерь. Изучение основывается на оценке показателей доходности.

Информация о работе Механизм денежно-кредитного регулирования