Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 10:14, реферат
При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями.
1. Введение……………………………………………… …………….3
2. Причины централизации и регулирования банковской системы..4
3. Центральный Банк Российской Федерации……………………… 6
4. Банковская система Российской Федерации…………………… 10
5. Банк как финансовый посредник……………………………….. 12
6. Необходимость денежного контроля…………………………….13
7. Денежно-кредитная политика…………………………………….14
8. Цели денежно-кредитной политики…………………………….15
9. Заключение………………………………………………………...19
10. Список использованной литературы…………………………….20
Негосударственное образовательное учреждение
Российский Новый Университет
Ижевский
филиал
Реферат
На тему: «Механизм денежно-кредитного регулирования»
По дисциплине «ДКБ»
Выполнила: Студентка курса
Очной формы обучения
Молчановой
Анны Владимировны
Специальность «Финансы и кредит»
Специализация
«Финансовый менеджер»
Проверила:
Якименко Людмила Дмитриевна
Ижевск
2009.
Содержание.
Введение
При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. Банковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:
1.Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и товарообмен между предприятиями определялись государственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике, связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством отлажено работающей банковской системы.
2.Наряду
с другими финансовыми
3.Коммерческие
банки, действуя в
Причины централизации и регулирования банковской системы.
Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас происходит установление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для эффективной его работы на финансовом рынке.
Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции, в конечном счете, может привести к стокфляции, стагнации, экономическому спаду производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг. Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом. Укрепление покупательной способности денег невозможно без отлажено работающей банковской системы. Она играет главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной экономике. Начало формированию механизма управления денежным оборотом было положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк). Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической основеОтсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР. Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков. Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного рынка, в общем, здорового западного рынка). Тем не менее, был сделан шаг в сторону демократизации банковской системы. Действительно, созданная в административном порядке система специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Но в то время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи. Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в результате обособления от Госбанка государственных специализированных банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).
Появление
системы специализированных банков
дало импульс к возникновению
уже в 1988 году коммерческих и кооперативных
банков на паевой основе, количество которых
быстро увеличивалось. Их появление изменило
ситуацию в банковской системе. Клиенты
получили право выбирать банк, таким образом,
было положено начало конкуренции между
банками. Начался стремительный рост коммерческих
банков. Учитывая тот факт, что деятельность
коммерческих банков с принятием банковских
законодательных актов получила правовой
статус, можно говорить о существовании
в настоящее время двухуровневой банковской
системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие
банки, а вершину составляет Центральный
Банк. С распадом Союза в 1991 году, Центральный
Банк России остался единственным из центральных
банковских учреждений бывшего СССР. Госбанк
СССР был реорганизован и присоединен
к Банку России. Специализированные банки
распались и стали акционерными.
Центральный Банк Российской Федерации.
Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.
Банк России начал свое существование с принятием закона "О Банке России" в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Однако в проведении кредитно-денежной политики он не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом. Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеют.
Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав. Председатель назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности Верховным Советом РСФСР. Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.
Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, предоставляемым банкам, установлением экономических нормативов для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России как агент правительства управляет правительственными депозитами. Почти все правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику.
Функции Банка России сводятся к следующим:
Методики для оценки финансового состояния банка в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ:
1.Проверка правильности баланса;
2.Планы санации банков (Указание ЦБ РФ от 13.11.97 №118–У «О введении в действие новой редакции методических рекомендаций о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации), утвержденных письмом Банка России от 08.09.97 №513»);
3.Составление и анализ ОФО (Инструкция 17 ЦБ РФ от 01.10.97 г. «О составлении финансовой отчетности»);
4.Расчет суммы депонирования в Фонде обязательных резервов (Положение ЦБ РФ от 30.03.96 №37);
5.Оперативная
оценка состояния расчетов (Рекомендации
по анализу балансов кредитных организаций
для оперативной оценки состояния расчетов
и соблюдения платежной дисциплины от
16.09.98 №227–Т);
Таким
образом, Банк России проводит работу
по определению состояния банков,
которая основывается на официальной
отчетности и установленных экономических
нормативах деятельности кредитных
организаций. При анализе нормативов
выявляется: насколько значения, указанные
в бухгалтерской отчетности, соответствуют
истинному финансовому состоянию банка.
Порядок расчета осуществляется согласно
Инструкции Банка России от 16.01.2004
N 110-И "Об обязательных нормативах банков".
Кроме того, Центральный Банк Российской
Федерации разработал рекомендации по
определению критериев степени проблемности
банков. К первой категории относятся
финансово стабильные коммерческие банки,
ко второй – проблемные.
Традиционно внутренний анализ деятельности кредитных организаций проводится по следующей схеме:
Информация о работе Механизм денежно-кредитного регулирования