Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 10:14, реферат
При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями.
1. Введение……………………………………………… …………….3
2. Причины централизации и регулирования банковской системы..4
3. Центральный Банк Российской Федерации……………………… 6
4. Банковская система Российской Федерации…………………… 10
5. Банк как финансовый посредник……………………………….. 12
6. Необходимость денежного контроля…………………………….13
7. Денежно-кредитная политика…………………………………….14
8. Цели денежно-кредитной политики…………………………….15
9. Заключение………………………………………………………...19
10. Список использованной литературы…………………………….20
Еще
одним методом оценки финансового
состояния кредитной
Банковская система Российской Федерации.
Российскую банковскую систему образуют Банк России, Банк Внешней торговли РФ (Внешторгбанк), Сберегательный банк РФ (Сбербанк), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских операций.
Стержнем нашей банковской системы является Банк России. Банк Внешней торговли осуществляет внешнеэкономическую деятельность и совершает операции в иностранной валюте. Внешторгбанк является акционерным, контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России. Сбербанк также является акционерным, и контрольным пакетом акций банка владеет Банк России. По закону государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сбербанку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков (вклад до востребования). Это главное отличие Сбербанка от коммерческих банков. Сбербанк выполняет почти все те же операции с денежными фондами, что и коммерческие банки. Сбербанк и коммерческие банки хранят денежные вклады предприятий и населения, предоставляют юридическим и частным лицам ссуды и, тем самым, увеличивают предложение денег в экономике.
Коммерческие банки в Российской банковской системе играют исполнительную роль. Посредством коммерческих банков Банк России претворяет в жизнь финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банк России может на основании закона отобрать лицензию у банка — это действует как решение о ликвидации банка. Банки имеют право открывать на территории РФ и за ее пределами филиалы. Банки могут образовывать банковские союзы, межбанковские объединения, ассоциации. Запрещается только использовать эти и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле.
Широкое распространение получили в нашей стране объединения банков в банковские холдинг-компании. Банковские холдинг-компании представляют собой фирмы, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Следовательно, банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков. Это выгодно для фирм, поскольку они имеют возможность в кратчайшие сроки получить в случае необходимости кредит от этих банков.
Большей своей частью коммерческие банки являются акционерными (имеется незначительная доля кооперативных банков), и их акции обращаются на рынке ценных бумаг наряду с ценными бумагами промышленных предприятий.
Российская
банковская система является двухуровневой.
Первый и ведущий уровень —
Банк России. Второй — исполнительный
— все остальные банки РФ. Все
банки должны держать свои обязательные
резервы в Банке России, так как основная
часть активов банка — это бессрочные
вклады, подлежащие изъятию по первому
требованию вкладчиков, то определенный
процент активов должен храниться в резервах,
в высоколиквидной форме. Деятельность
банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими
организациями.
Банк как финансовый посредник.
Финансовыми посредниками
Необходимость денежного контроля.
Государство
стремиться обеспечить экономическую
стабильность, стратегически изменяя
направления кредитно-денежной политики.
Когда страна находиться в состоянии процветания,
то банки стараются предоставлять кредиты
на пределе своих возможностей. Вероятность,
что клиенты возвратят ссуды, достаточно
велика. Но, кредитуя, создавая деньги,
банковская система может способствовать
чрезмерному совокупному спросу и нагнетанию
инфляции. Напротив, когда страна находится
в кризисе, банки озабочены сохранением
ликвидности своих средств. Они стремятся
выдавать меньше ссуд, тем самым, снижая
денежное предложение. Проценты по кредитам
возрастают, инвестируемость падает. Это
еще более уменьшает совокупный спрос
и усиливает спад производства. Государство
уполномочивает Банк России в проведении
определенной политики, которая предназначена
для управления денежным предложением
в антициклическом, а не проциклическом
духе.
Денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредитов.
В РФ регулирование денежного обращение осуществляется непосредственно Банком России. Совместно с правительством они разрабатывают « Основные направления единой денежно- кредитной политики на конкретный период».
Денежно кредитная политика состоит из 2 больших элементов:
К основным направлениям можно отнести:
Позициями
политики стимулирования посредничества
является: эффективное стимулирование
временно свободных средств; удовлетворение
спроса на ресурсы экономических агентов;
оптимизация всех видов финансовых ресурсов;
совершенствование системы посредничества.
Цели кредитно-денежной политики.
Основополагающей задачей кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. Имеется 3 основных способа претворения в жизнь кредитно-денежной политики Банка России в банковские инфраструктуры:
Изменение
требований к уровню обязательных резервов:
Поскольку процесс
Итак, рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.
Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.
Изменение банковской учетной ставки: Банк России предоставляет ссуды банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Процентный платеж по ссуде называется "учетной ставкой". Банк России имеет право устанавливать учетную ставку на кредит. С 15 октября 1993 года ставка по процентам Банка России установлена в размере 210 % годовых. Снижение учетной ставки поощряет банки брать кредиты, тем самым, увеличивается их способность к кредитованию, и денежное предложение повышается. И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес банков к получению кредитов. Не происходит увеличения кредитоспособности банков, а следовательно, и увеличения денежного предложения.
Операции на открытом рынке: Операции на открытом рынке означают покупку или продажу государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка России работает пока плохо. Это происходит из-за нескольких причин:
Банк России выкупил весь заем, выпущенный Минфином 1 июня 1991 года сроком на 30 лет и 1 октября 1991 года сроком на 3 года. Эти облигации в обязательном порядке куплены Сбербанком и добровольном — коммерческими банками. Полагаю, что с приобретением опыта и изменением конъюнктуры операции, проводимые Банком России на открытом рынке, возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля денежного предложения.
Когда Банк России скупает государственные ценные бумаги у банков, он оплачивает эти ценные бумаги увеличением резервов банков на сумму покупки. Суть сделки состоит в повышении избы точных резервов банков. Их способность к кредитованию повышается, увеличивается и предложение денег. Если Банк России покупает государственные ценные бумаги у населения, то воздействие на резервы банка, по существу, будет то же самое. Человек, продавший облигацию Банку России и получивший чек (или наличность) на сумму ценной бумаги, вложит его в банк на свой счет.
Покупка облигаций Банком России у населения увеличивает не только фактические резервы, но и текущие счета. В этом случае банк может выдать кредитов на всю сумму избыточных резервов, переведя обязательные резервы на резервный счет в Банке России. Когда имеет место покупка облигаций у банков, то они располагают всей суммой вырученных денег для предоставления ссуд. Посредством мультипликации такое вливание денег в банковскую систему создает новые депозиты и кредиты, увеличивая предложение денег.
Когда
Банк России продает государственные
ценные бумаги на открытом рынке, то резервы
банка понижаются. Банки оплачивают
эти ценные бумаги, выписывая чеки
на свои корреспондентские вклады, тем
самым, уменьшая свои резервы. Аналогичная
ситуация происходит тогда, когда Банк
России продает ценные бумаги населению.
Продажа государственных ценных бумаг
на 1000 рублей приведет к 5000-рублевому падению
денежного предложения (независимо от
того, продавались ли облигации банкам
или населению). Это происходит из-за свойства
денежного мультипликатора действовать
в прямом и обратном направлении, соответственно
увеличивая или уменьшая денежное предложение.
Информация о работе Механизм денежно-кредитного регулирования