Место и роль пластиковых карт в платежной системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 15:52, контрольная работа

Описание

Стремительное развитие научно-технического прогресса за последние шестьдесят лет не могло не сказаться на развитии банковских технологий, несмотря на консерватизм этой сферы общественной жизни. Применение компьютеров позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, унифицировать бухгалтерский учет, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого внедрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких продуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредством пластиковых карт.

Содержание

Введение 3
Понятие и виды пластиковых карт, и их место в платежной системе страны. 4
Состояние рынка пластиковых карт в России. 12
Проблемы и перспективы развития российского рынка
пластиковых карт. 17

Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ДКБ.docx

— 46.87 Кб (Скачать документ)

    В заключении можно сказать, что рынок  банковских услуг претерпевает серьезные  изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

 На рынке  представлено множество типов  карточек. Банки-эмитенты активно  конкурируют между собой, стремясь  привлечь больше клиентов. В результате  конкурентной борьбы снижаются  стоимость карты и взимаемые  комиссионные за пользование  ими. Возможен вариант, когда банки распространяют свои карты в виде подарка.

 Большое значение  приобрели льготы держателям  карточки: скидки при оплате товаров  и услуг, билетов в кассах  аэрофлота, туристических путевок  ит.д.

Современная стратегия  поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые  с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности  клиентам использовать пластиковые  карты банков-конкурентов. Цены в  ряде случаев устанавливаются с  учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих  к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает  от темпов выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

Значительную  часть эмиссии пластиковых карт составляли «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. К 2001 году ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт.

В качестве одной  из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.

Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические  риски и проч.) банки выпускают  в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому  при выдаче кредитной карты требуют  внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под  сомнение суть « кредитной сделки»  и позволяет говорить о суррогатных  российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем  больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.

Большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, из-за относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена).

На российском рынке продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.

При всех новых  идеях и технологиях рынок  пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической  ситуации в стране. Только в динамично  растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые  в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь  значительного прогресса в распространении  платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. М.: Финансы и статистика, 1996.
  2. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. 08.07.1999 № 136-ФЗ).
  3. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.1990 № 394-1 (в последней редакции ФЗ от 08.07.99. № 139 - ФЗ).
  4. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (ред.29.11. 2000 № 854-У).
  5. http://www.alfa-bank.ru/cards/services
  6. http://www.fn.nn.ru/card/vid/korona.htm
  7. Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии, 1998, № 2
  8. Романов В.А. Рынок пластиковых карт становится мобильнее // Вестник Сбербанка. № 11, 2005.

Информация о работе Место и роль пластиковых карт в платежной системе России