Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, реферат
Валютные курсы, которые выражают цену денежной единицы одной страны в денежных единицах других стран, действуют в двух формах фиксированной (с паритетами) и "плавающей". При этом фиксированные курсы подразделяются на реально фиксированные (характерны для золотомонетного стандарта) и на договорно фиксированные (до 1971-1973 гг. применялись в системе МВФ, в настоящее время действуют в рамках европейской валютной системы). "Плавающие" валютные курсы устанавливаются под влиянием спроса и предложения и корректируются валютными органами.
Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений рыночных курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов от центрального являются +2,25%, для Италии +6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных интервенций.
Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют. Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам странучастниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.
Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наооборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки. Однако заставить ее принять эти меры невозможно не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.
В результате использование сетки паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.
Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению экономической политики обязана принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.
Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы краткр и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:
1) система
кредитов типа "своп", существовавшая
в рамках двусторонних
2) фонд краткосрочного
кредитования в размере 14 млрд.
ЭКЮ. Для каждой страны
3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.
Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без какихлибо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.
Фонды кратко и среднесрочного кредитования к 1981 году должны были быть преобразованы в Европейский валютный фонд. Предполагалось, что он заменит Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой попытки Сообщества достичь экономического и валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд. до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными банками странчленов 20% их золотодолларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС, а также Великобритания. Взамен на их счета в ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.
В целом механизм
ЕВС значительно отличается от механизма
"европейской валютной змеи". Для
ЕВС характерны более широкий
круг участников (и возможность участия
в ней на правах ассоциированных
членов стран, не входящих в ЕВС); более
жесткие обязательства
Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух систем: на смену "змее" "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странамучастницам не удалось, определенные шаги в намеченном направлении были сделаны.
ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы "европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок, ориентирующихся на какуюлибо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось маловероятным.
Действительно,
в рамках ЕВС предусмотрены введение
стандарта ЭКЮ вместо стандарта
СДР, использование "демонетизированного"
золота в качестве важного резервного
актива, поддержание относительно стабильных
валютных курсов, создание ЕВФ, что может
подорвать позиции МВФ. Но если принципы
ямайской валютной системы в значительной
степени так и остались пока на бумаге
(речь прежде всего идет о том, что СДР
не стали основой нового валютного механизма),
то такая же ситуация характерна и для
ЕВС. На деле основой ямайской валютной
системы стал американский доллар, который
и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально
большую роль.
Заключение
Несмотря
на вышеперечисленные недостатки и
трудности, практически стопроцентно
можно утверждать, что "плавающие"
валютные курсы будут существовать
в мировой экономической