Международные финансово-кредитные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Наибольший интерес для нас, при выборе темы, представила ее актуальность применительно Республики Казахстан. Были рассмотрены основные направления деятельности международных финансово-кредитных институтов в нашей Республике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…2
Глава 1. Международные финансово-кредитные институты
в условиях рыночной экономики.
1.1. История создания Международных финансово-кредитных институтов………………………………………………………….………..…...4
1.2 . Структура и деятельность Мирового Банка…………………………...................................................................5
Глава 2. Анализ Международных финансово-кредитных институтов в современных условиях.
2.1. МБРР, МАР и МФК: цели, функции, деятельность …………...……….7
2.2. Кредитный механизмы МВФ……………………………………………11
Глава 3. Совершенствование международных кредитно-финансовых институтов…………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………28
Приложения…………………………………………………………….…..29

Работа состоит из  1 файл

ПЕЧАТЬ.docx

— 81.10 Кб (Скачать документ)

В условиях быстро меняющихся общественных отношений наличие действенного и прогрессивного законодательства является жизненно необходимым для  любого государства. Особенно это актуально  для стран с развивающейся  экономикой, к числу которых относится  и Россия, где происходит формирование новых общественных связей и институтов, достижение целей соответствующего социально-экономического развития.   Зачастую, к сожалению, данные отношения опережают развитие своего правового обеспечения или их регламентация является неполной и неадекватной времени.

Характерным примером такого положения  дел являются финансово-кредитные  отношения. Совершенствуясь в процессе своей деятельности, банковская сфера  постоянно нуждается в коррективах  законодательной базы, мер контроля и надзора со стороны государственных  органов власти. Отметим, что банковское законодательство едва ли не единственная отрасль законодательства, развивавшаяся  наименее стабильно и продуманно. Отсутствие четкой концепции и значительная подверженность несистемным изменениям и дополнениям лишь подрывали основы финансово-кредитного сектора.

В последнее время состояние  российской банковской системы привлекает все большее внимание и ситуация в этой сфере постепенно начинает меняться. Во многом это связано  с теми преобразованиями, которые  происходят в экономике и с  той возрастающей ролью, которую начинают играть финансово-кредитные учреждения в ее развитии.

Современная банковская деятельность в России постепенно приобретает  производительный характер, аккумулируя свободные ресурсы, банки становятся важным инструментом обеспечения непрерывности их движения, подпитки народного хозяйства дополнительными денежными средствами, ускорения процесса воспроизводства. В немалой степени от более высокого объема банковских операций, расширения деятельности банков зависит и увеличение объема ВВП. Таким образом, банки, реализуя единую денежно-кредитную политику, призваны содействовать и в решении общегосударственных задач – усиления потенциала экономического роста, модернизации структуры экономики, что в свою очередь позволит повысить уровень жизни населения.

Напомним, что Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2004 года обозначил три стратегических задачи развития страны: удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизация вооруженных сил, решение которых  невозможно без свободы экономической  деятельности и действенной социальной политики. Глава государства отметил, что увеличение национального ВВП – это не только экономическая задача. Многое зависит от эффективности государственного управления, квалификации и профессионализма кадров, развития федеративных отношений и укрепления институтов местного самоуправления.[1]

Реализация данных положений, по нашему мнению, напрямую будет зависеть, в  частности, и от эффективности функционирования финансово-кредитной системы, которая  должна выполнять основополагающие функции, закрепленные за ней Конституцией Российской Федерации.

Устанавливая единство экономического пространства, свободу перемещения  услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности[2],Основной закон тем самым подразумевает значимость финансово-кредитных учреждений среди институтов государственной власти и общества. То есть, банковская система здесь выступает в роли «кровеносной системы» экономики государства, где роль «крови» (как жизненно важного элемента государственного организма) выполняют деньги.

Другой значимой конституционной  функцией банков является функция социально-экономического развития, которая призвана способствоать реализации положений п.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».[3]

Между указанными конституционными функциями  банков и государственными стратегическими  задачами прослеживается определенная зависимость: финансовое развитие в перспективе должно способствовать экономическому росту. По мнению ряда исследователей, связь между посредничеством и ростом носит более сильный характер в странах, которые менее развиты в финансовом отношении, то есть таких, как Россия. Поэтому «есть все основания полагать, что развитие банковской системы играет особенно важную роль в деле обеспечения устойчивого роста инвестиций и объема производства в России в долгосрочной перспективе… Экономический рост в России будет в огромной степени зависеть от эффективной мобилизации внутренних сбережений и эффективного посредничества в этом процессе».[4]

Другой важной зависимостью является экономический рост и социально-экономическое  положение населения. Так, наблюдавшийся  в последние несколько лет  в России рост экономики привел к  повышению уровня жизни и потребительской  способности граждан (в частности, это благоприятно сказалось на уровне зарплат, доходов и занятости  в стране, о чем свидетельствует статистика). Оптимистичное отношение населения к своему будущему проявляется и в увеличении числа заключаемых браков и уровня рождаемости.

Отсюда очевидно, что российская банковская система должна превратиться в ключевой механизм функционирования государства и жизни общества. А для этого необходимо выработать эффективную государственную политику в финансово-кредитной сфере, установить четкие законодательные рамки банковской деятельности. Банковское законодательство должно своевременно и адекватно  обеспечивать деятельность банков соответствующим  инструментарием, правовой поддержкой. Регулирование банковской деятельности также должно осуществляться на основе современных методов контроля и  надзора, позволяющих отслеживать  ситуацию на качественно ином содержательном уровне, что в совокупности сделает  российскую финансово-кредитную систему  продуктивной и работоспособной.

На сегодняшний день банковское законодательство содержит около 10000 норм в виде законов, указов, постановлений и инструкций. Безусловно, такой массив нормативных правовых актов создает трудности в его ориентировании и тем более развитии. В некоторых случаях банковское законодательство входит в противоречие с другими отраслями права. Отметим, что в разные периоды времени совершались попытки по систематизации норм данной отрасли и ее кодификации, но по ряду причин все они«затухали» в недрах бюрократии и юридической мысли.

Определенным ориентиром в направлении  развития банковского законодательства стала утвержденная 30 декабря 2001 г.совместным заявлением Правительства РФ и Банка России «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации» (далее – Стратегия), именуемая еще как «Стратегия банковской реформы». Однако на сегодняшний день, по мнению руководства Банка России, основные задачи, поставленные в указанном документе, уже выполнены и идет реализация новых целей развития в рамках новой редакции Стратегии.

Необходимо отметить, что данный документ не носит нормативного характера, он является своего рода декларацией  о намерениях, в которой государство  описывает логику и принципы своей  работы и намечает шаги. Поскольку  эта деятельность не лишена недостатков, важную роль здесь играет публичное  обсуждение проектов нормативных документов, в котором принимают участие  независимые эксперты, аудиторские  фирмы, кредитные организации, банковское сообщество. Аккумулируя информацию о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются, участники этого  процесса способны вырабатывать адресные предложения по их решению. Важным элементом  в этой работе является регулярное проведение совместных семинаров, конференций и встреч с представителями заинтересованных сторон. Результаты исследований, проведенных различными международными миссиями, и полученные в ходе них рекомендации также представляют особую ценность, что находит свое отражение в соответствующих программах действий.

Возвращаясь к Стратегии 2001 г.отметим, что с появлением данного документа многие эксперты связывают и полноценное развитие банковской реформы, темп проведения которой заметно ускорился именно с начала 2002 г. Реализация положений Стратегии проводилась в соответствии с Планом первоочередных мероприятий. Наиболее важные инициативы в рамках реформы за последние три года включали принятие законодательных актов о страховании вкладов, масштабную реформу системы пруденциального надзора, меры по увеличению прозрачности сектора и по содействию развития конкретных видов банковской деятельности. Характеризуя проделанную работу, напомним, что Стратегия 2001 г. принималась и разрабатывалась в период после кризисного развития банковской системы, когда еще не были преодолены основные последствия кризиса 1998 г., поэтому основной акцент делался на необходимости достижения нового качества финансово-кредитных институтов. Указанные же действия, на наш взгляд, носили очень важный характер - каждое из них в отдельности успешно сочеталось с другим, что сделало различные направления реформы последовательными. При этом особое внимание уделялось вопросам прозрачности проводимой политики.[5]

Сегодня экономика России и ее банковский сектор вошли в другую фазу, где наблюдается существенный экстенсивный рост экономических показателей и показателей банковской системы. Поэтому новая редакция Стратегии преследует уже качественно иные цели. Основная задача современного этапа развития банковского сектора (2004-2008 гг.) состоит в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковской системы как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решений этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации финансово-кредитных институтов, а также совершенствование системы банковского надзора.

Представляется, что положения  новой Стратегии являются масштабными  и амбициозными, от реализации которых зависит не только и даже не столько успех реформирования банковского сектора.

В этом как раз находит свое отражение  такое новое научное направление, как «конституционная экономика»,считающее, что «решение проблем государственного регулирования экономики нужно находить исходя не только из экономической целесообразности, но и из реалий конституционной структуры государства».[6]Без соответствующего учета буквы и духа конституционных норм, определяющих принципы регулирования экономики, могут быть приняты поспешные и необоснованные решения. Тем более, что «сегодня возрастает группа тенденций, связанная с повышением социальной ответственности банковского сектора, то есть ответственности российских банков перед

экономикой, перед страной, перед  населением».[7]Именно с этой позиции, на наш взгляд, необходимо рассматривать идею развития российского банковского законодательства.

Однако зададимся вопросом, сможет ли российская банковская система оправдать  возложенные на нее надежды и  будет ли она достойна этой роли?

Несмотря на значительные достижения и позитивные тенденции в развитии российского банковского сектора, по мнению заместителя председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолия Аксакова, «отечественные банки являются«абсолютно неконкурентными». Совокупный банковский капитал крайне незначителен и меньше капитала любого крупного западного банка. Наш фондовый рынок превысил отметку в 200 млрд. долл., но он также меньше капитализации какой-нибудь крупной западной компании».[8]

Сложившаяся финансово-кредитная  система в нынешнем своем виде подкрепляет существующую экономическую  структуру России, вместо того чтобы  способствовать ее изменению. В этой связи представляется, что достижение целей развития банковской системы  должно осуществляться по следующим  основным направлениям.

В области законодательного обеспечения необходимо будет сделать возможным дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международно-признанными подходами. А именно: укрепить права кредиторов, особенно их права требования, обеспеченные залогом; улучшить организацию работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, процедуры отзыва лицензий на осуществление банковских операций и ликвидации кредитных организаций, для чего необходимо будет внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Необходимо предпринять меры, которые будут направлены на создание благоприятных условий для консолидации, слияний и присоединений кредитных организаций посредством совершенствования и удешевления процедуры их реорганизации. Создать условия для функционирования эффективной системы хранения, использования кредитных историй и информации о заемщиках, системы регистрации залогов, что позволит снизить банковские риски и, соответственно, стоимость банковского кредита. Внесение ряда поправок в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» предоставит Центробанку возможность получать информацию об учредителях и реальных владельцах кредитной организации, ее аффилированных лицах и группе лиц, к которой они (учредители) принадлежат; установить запрет для лиц, имеющих судимость за совершение определенных преступлений, быть учредителями и каким-либо образом участвовать в управлении кредитной организации.

Также предстоит дополнить банковское законодательство нормами прямого  действия и уточнить его положения, касающиеся участия иностранного капитала в банковской системе, создать условия для более широкого применения современных электронных технологий, продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

Внесение в Гражданский кодекс РФ изменений, регламентирующих новый  вид договора банковского вклада, запрещающий его досрочное изъятие, может превратить вкладчиков из самых  беспокойных клиентов банков в оплот  их стабильности, а банков – в  обладателей мощной ресурсной базы для развития экономики.

В целях укрепления роли банков в системе финансового посредничества предстоит дальнейшее развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью банков, предоставить всем банкам равный доступ на участие в операциях и сделках, проводимых на финансовых рынках, принять меры по повышению открытости деятельности различных хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Отметим, что, по мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полный переход на МСФО неизбежно будет длительным и постепенным процессом как для финансового, так и для реального сектора экономики. Органы власти предполагают, что этот переход будет завершен не ранее 2008 г. и потребует принятия множества новых нормативных правовых актов и внесение поправок в уже действующие акты.[9]

Информация о работе Международные финансово-кредитные институты