Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа
Наибольший интерес для нас, при выборе темы, представила ее актуальность применительно Республики Казахстан. Были рассмотрены основные направления деятельности международных финансово-кредитных институтов в нашей Республике.
Введение…………………………………………………………………….…2
Глава 1. Международные финансово-кредитные институты
в условиях рыночной экономики.
1.1. История создания Международных финансово-кредитных институтов………………………………………………………….………..…...4
1.2 . Структура и деятельность Мирового Банка…………………………...................................................................5
Глава 2. Анализ Международных финансово-кредитных институтов в современных условиях.
2.1. МБРР, МАР и МФК: цели, функции, деятельность …………...……….7
2.2. Кредитный механизмы МВФ……………………………………………11
Глава 3. Совершенствование международных кредитно-финансовых институтов…………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………28
Приложения…………………………………………………………….…..29
В условиях быстро меняющихся общественных отношений наличие действенного и прогрессивного законодательства является жизненно необходимым для любого государства. Особенно это актуально для стран с развивающейся экономикой, к числу которых относится и Россия, где происходит формирование новых общественных связей и институтов, достижение целей соответствующего социально-экономического развития. Зачастую, к сожалению, данные отношения опережают развитие своего правового обеспечения или их регламентация является неполной и неадекватной времени.
Характерным примером такого положения
дел являются финансово-кредитные
отношения. Совершенствуясь в процессе
своей деятельности, банковская сфера
постоянно нуждается в
В последнее время состояние российской банковской системы привлекает все большее внимание и ситуация в этой сфере постепенно начинает меняться. Во многом это связано с теми преобразованиями, которые происходят в экономике и с той возрастающей ролью, которую начинают играть финансово-кредитные учреждения в ее развитии.
Современная банковская деятельность в России постепенно приобретает производительный характер, аккумулируя свободные ресурсы, банки становятся важным инструментом обеспечения непрерывности их движения, подпитки народного хозяйства дополнительными денежными средствами, ускорения процесса воспроизводства. В немалой степени от более высокого объема банковских операций, расширения деятельности банков зависит и увеличение объема ВВП. Таким образом, банки, реализуя единую денежно-кредитную политику, призваны содействовать и в решении общегосударственных задач – усиления потенциала экономического роста, модернизации структуры экономики, что в свою очередь позволит повысить уровень жизни населения.
Напомним, что Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2004 года обозначил три стратегических задачи развития страны: удвоение ВВП, преодоление бедности и модернизация вооруженных сил, решение которых невозможно без свободы экономической деятельности и действенной социальной политики. Глава государства отметил, что увеличение национального ВВП – это не только экономическая задача. Многое зависит от эффективности государственного управления, квалификации и профессионализма кадров, развития федеративных отношений и укрепления институтов местного самоуправления.[1]
Реализация данных положений, по нашему мнению, напрямую будет зависеть, в частности, и от эффективности функционирования финансово-кредитной системы, которая должна выполнять основополагающие функции, закрепленные за ней Конституцией Российской Федерации.
Устанавливая единство экономического пространства, свободу перемещения услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности[2],Основной закон тем самым подразумевает значимость финансово-кредитных учреждений среди институтов государственной власти и общества. То есть, банковская система здесь выступает в роли «кровеносной системы» экономики государства, где роль «крови» (как жизненно важного элемента государственного организма) выполняют деньги.
Другой значимой конституционной
функцией банков является функция социально-
Между указанными конституционными функциями банков и государственными стратегическими задачами прослеживается определенная зависимость: финансовое развитие в перспективе должно способствовать экономическому росту. По мнению ряда исследователей, связь между посредничеством и ростом носит более сильный характер в странах, которые менее развиты в финансовом отношении, то есть таких, как Россия. Поэтому «есть все основания полагать, что развитие банковской системы играет особенно важную роль в деле обеспечения устойчивого роста инвестиций и объема производства в России в долгосрочной перспективе… Экономический рост в России будет в огромной степени зависеть от эффективной мобилизации внутренних сбережений и эффективного посредничества в этом процессе».[4]
Другой важной зависимостью является экономический рост и социально-экономическое положение населения. Так, наблюдавшийся в последние несколько лет в России рост экономики привел к повышению уровня жизни и потребительской способности граждан (в частности, это благоприятно сказалось на уровне зарплат, доходов и занятости в стране, о чем свидетельствует статистика). Оптимистичное отношение населения к своему будущему проявляется и в увеличении числа заключаемых браков и уровня рождаемости.
Отсюда очевидно, что российская
банковская система должна превратиться
в ключевой механизм функционирования
государства и жизни общества.
А для этого необходимо выработать
эффективную государственную
На сегодняшний день банковское законодательство содержит около 10000 норм в виде законов, указов, постановлений и инструкций. Безусловно, такой массив нормативных правовых актов создает трудности в его ориентировании и тем более развитии. В некоторых случаях банковское законодательство входит в противоречие с другими отраслями права. Отметим, что в разные периоды времени совершались попытки по систематизации норм данной отрасли и ее кодификации, но по ряду причин все они«затухали» в недрах бюрократии и юридической мысли.
Определенным ориентиром в направлении развития банковского законодательства стала утвержденная 30 декабря 2001 г.совместным заявлением Правительства РФ и Банка России «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации» (далее – Стратегия), именуемая еще как «Стратегия банковской реформы». Однако на сегодняшний день, по мнению руководства Банка России, основные задачи, поставленные в указанном документе, уже выполнены и идет реализация новых целей развития в рамках новой редакции Стратегии.
Необходимо отметить, что данный документ не носит нормативного характера, он является своего рода декларацией о намерениях, в которой государство описывает логику и принципы своей работы и намечает шаги. Поскольку эта деятельность не лишена недостатков, важную роль здесь играет публичное обсуждение проектов нормативных документов, в котором принимают участие независимые эксперты, аудиторские фирмы, кредитные организации, банковское сообщество. Аккумулируя информацию о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются, участники этого процесса способны вырабатывать адресные предложения по их решению. Важным элементом в этой работе является регулярное проведение совместных семинаров, конференций и встреч с представителями заинтересованных сторон. Результаты исследований, проведенных различными международными миссиями, и полученные в ходе них рекомендации также представляют особую ценность, что находит свое отражение в соответствующих программах действий.
Возвращаясь к Стратегии 2001 г.отметим, что с появлением данного документа многие эксперты связывают и полноценное развитие банковской реформы, темп проведения которой заметно ускорился именно с начала 2002 г. Реализация положений Стратегии проводилась в соответствии с Планом первоочередных мероприятий. Наиболее важные инициативы в рамках реформы за последние три года включали принятие законодательных актов о страховании вкладов, масштабную реформу системы пруденциального надзора, меры по увеличению прозрачности сектора и по содействию развития конкретных видов банковской деятельности. Характеризуя проделанную работу, напомним, что Стратегия 2001 г. принималась и разрабатывалась в период после кризисного развития банковской системы, когда еще не были преодолены основные последствия кризиса 1998 г., поэтому основной акцент делался на необходимости достижения нового качества финансово-кредитных институтов. Указанные же действия, на наш взгляд, носили очень важный характер - каждое из них в отдельности успешно сочеталось с другим, что сделало различные направления реформы последовательными. При этом особое внимание уделялось вопросам прозрачности проводимой политики.[5]
Сегодня экономика России и ее банковский сектор вошли в другую фазу, где наблюдается существенный экстенсивный рост экономических показателей и показателей банковской системы. Поэтому новая редакция Стратегии преследует уже качественно иные цели. Основная задача современного этапа развития банковского сектора (2004-2008 гг.) состоит в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковской системы как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решений этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации финансово-кредитных институтов, а также совершенствование системы банковского надзора.
Представляется, что положения новой Стратегии являются масштабными и амбициозными, от реализации которых зависит не только и даже не столько успех реформирования банковского сектора.
В этом как раз находит свое отражение
такое новое научное
экономикой, перед страной, перед населением».[7]Именно с этой позиции, на наш взгляд, необходимо рассматривать идею развития российского банковского законодательства.
Однако зададимся вопросом, сможет ли российская банковская система оправдать возложенные на нее надежды и будет ли она достойна этой роли?
Несмотря на значительные достижения
и позитивные тенденции в развитии
российского банковского
Сложившаяся финансово-кредитная система в нынешнем своем виде подкрепляет существующую экономическую структуру России, вместо того чтобы способствовать ее изменению. В этой связи представляется, что достижение целей развития банковской системы должно осуществляться по следующим основным направлениям.
В области законодательного обеспечения необходимо будет сделать возможным дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международно-признанными подходами. А именно: укрепить права кредиторов, особенно их права требования, обеспеченные залогом; улучшить организацию работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, процедуры отзыва лицензий на осуществление банковских операций и ликвидации кредитных организаций, для чего необходимо будет внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Необходимо предпринять меры, которые будут направлены на создание благоприятных условий для консолидации, слияний и присоединений кредитных организаций посредством совершенствования и удешевления процедуры их реорганизации. Создать условия для функционирования эффективной системы хранения, использования кредитных историй и информации о заемщиках, системы регистрации залогов, что позволит снизить банковские риски и, соответственно, стоимость банковского кредита. Внесение ряда поправок в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» предоставит Центробанку возможность получать информацию об учредителях и реальных владельцах кредитной организации, ее аффилированных лицах и группе лиц, к которой они (учредители) принадлежат; установить запрет для лиц, имеющих судимость за совершение определенных преступлений, быть учредителями и каким-либо образом участвовать в управлении кредитной организации.
Также предстоит дополнить банковское законодательство нормами прямого действия и уточнить его положения, касающиеся участия иностранного капитала в банковской системе, создать условия для более широкого применения современных электронных технологий, продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.
Внесение в Гражданский кодекс
РФ изменений, регламентирующих новый
вид договора банковского вклада,
запрещающий его досрочное
В целях укрепления роли банков в системе финансового посредничества предстоит дальнейшее развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью банков, предоставить всем банкам равный доступ на участие в операциях и сделках, проводимых на финансовых рынках, принять меры по повышению открытости деятельности различных хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Отметим, что, по мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полный переход на МСФО неизбежно будет длительным и постепенным процессом как для финансового, так и для реального сектора экономики. Органы власти предполагают, что этот переход будет завершен не ранее 2008 г. и потребует принятия множества новых нормативных правовых актов и внесение поправок в уже действующие акты.[9]
Информация о работе Международные финансово-кредитные институты