Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение международного кредита. Объект исследования – международный кредит.
Задачи:
- рассмотрение теоретических основ международного кредита;
- формы международного кредитования и значение международного кредита;
- проанализировать влияние международного кредита на развитие современной экономики;
- оценить влияние международного кредита на мировую экономику
- определить место России в системе международного кредита.
Введение………………………………………………………….....................3
1. Международный кредит…………..…………….…………………..5
1. Понятие и сущность международного кредита………………………5
2. Формы международного кредита……………………………………..7
3. Роль международного кредита в развитии международных экономических отношений…………………………………………...14
2. Кредитные механизмы Международного Валютного Фонда…...16
1. Обычный механизм……………………………………………………17
2. Специальные компенсационные механизмы………………………..19
3. Чрезвычайная помощь………………………………………………...21
4. Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов………….21
3. Россия в международных кредитных отношениях…… .………..23
3.1. Проблема внешней задолженности России………………….……...23
3.2. Российская Федерация как кредитор………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы…………..………………………………………………33
Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно.
В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Пик
российского государственного долга
пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января
2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов
(а суммарный внешний и внутренний государственный
долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %. Далее, на рисунке 1 показана динамика государственного внешнего долга с 1991 по 2010 год.
Рисунок
1. Динамика государственного
внешнего долга.
Как видно из графика, государственный внешний долг в 2010 году достаточно низок по сравнению с прошлыми годами, а самый большой долг был в 2000 году 157,8 млрд долл.
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.
Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
На рисунке 2 показано изменение внешнего долга частного и федерального сектора с 1994 года – по 2010г.
Рисунок
2. Внешний долг частного
и федерального сектора.
Таким
образом, решение проблемы платежей
по внешнему долгу во многом зависит
от восстановления доверия к национальной
денежной единице и создания условий
для внутреннего
Также
Президент России Дмитрий Медведев
подписал закон о федеральном
бюджете на 2011г. и плановый период
2012-2013гг. где говорится, что Государственный
внешний долг РФ на начало 2012г. не должен
превышать 55,6 млрд долл., или 44,9 млрд евро,
на 1 января 2013г. - 65,2 млрд долл. (52,1 млрд
евро), на 1 января 2014г. - 75,6 млрд долл. (58,2
млрд евро).
3.2.
Российская Федерация
как кредитор.
В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994 — 1996 гг. кредитным отношениям, которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации—юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.
Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.
Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты ( за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.
Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.
Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 2008 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам.
В
настоящее время тяжелое
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.
Говоря
о международном кредите
Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будет проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Но, более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.
Анализируя
все вышесказанное, можно сделать
вывод о том, что кредитная
система играет не последнюю роль
в экономическом развитии каждой
страны и мирового воспроизводства
в целом, обеспечивая его непрерывность,
повышая эффективность капиталовложений
и способствуя научно-техническому прогрессу.
Грамотная кредитная политика государства
дает возможность всем экономическим
субъектам этого государства экономического
процветания.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 576 с: ил.
2. Банковское дело: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 464 с.
3. Введение в банковское дело / Под ред. Ю.Б. Рубина. – М.,2007 г.–626 с.
4. Киреев А. П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: 416 с.
5. Деньги, Кредит, Банки. Экспресс-курс: Учебное пособие / кол. авт. : под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра эк. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
6. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 304с.
7. Халевинская Е.Д. Кредитование внешнеторговых операций // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. - №29-33.
8. Международная экономика. Международный экономический журнал. №1, 2, 3, 4. 2009г.Главный редактор – А. Стрыгин.
9. http://www.rbc.ru;
10. http://ru.wikipedia.org