Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть социально - экономическую сущность и значение налога на доходы с физических лиц;
- рассмотрение объекта налогообложения, налоговой базы;
- рассмотрение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, доходов, не облагаемых налогом;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налога;
- рассмотрение контроля налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………..5
1.1. Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………5
1.2. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц, объект налогообложения, налоговая база………………………………………………….8
1.3. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, доходы, не облагаемые налогом……………………………………………………………….11
1.4. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц……………27
1.5. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая НДФЛ .doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1.               НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………..5

1.1. Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………5

1.2. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц, объект налогообложения, налоговая база………………………………………………….8

1.3. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, доходы, не облагаемые налогом……………………………………………………………….11

1.4. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц……………27

1.5. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц………………………………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более пятнадцати лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но, тем не менее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее как НДФЛ) один из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса.

Исходя из выше изложенного, выбранная мною тема курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц.

Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:

- рассмотреть социально - экономическую сущность и значение налога на доходы с физических лиц;

- рассмотрение объекта налогообложения, налоговой базы;

-  рассмотрение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, доходов, не облагаемых налогом;

- исследовать порядок исчисления и уплаты налога;

- рассмотрение контроля налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

1.1. Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц.

 

Подоходный налог или налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи, с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

Что же касается нашей страны, то переход России на рыночные экономические отношения обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «подоходном налоге с физических лиц». Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе (далее т.ч.) шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

Глава 23 НК РФ называется «Налог на доходы физических лиц» и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ1 она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.

Основными чертами новой системы налогообложения являются:

- отказ от прогрессивной ставки налога и введение единой минимальной налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов физических лиц;

- значительное расширение применяемых налоговых льгот и вычетов;

- внесение изменений в определение налогооблагаемой базы.

С 2001 года по настоящее время НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются сроки уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категория льготников. Так с 2002 года НДФЛ был переведен в распоряжение региональных и местных бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц, объект налогообложения, налоговая база.

 

  Налогоплательщиками являются:

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

 

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговая база.

1. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с НК РФ.

К материальной выгоде, которая учитывается при исчислении налоговой базы, относятся:

1) суммы экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами. Налоговая база по этим доходам определяется как превышение суммы процента за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процента, исчисленной исходя из условий договора. Если же заем получен в иностранной валюте, то налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процента, исчисленной исходя из условий договора;

2) выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц;

3) выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

2. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

3. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная НК РФ, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная НК РФ, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено.

4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

5. Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 218 - 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

 

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц