Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налога на доходы с физических лиц.
Достижение указанной цели предопределило необходимость постановки решения следующих задач:
- рассмотреть социально - экономическую сущность и значение налога на доходы с физических лиц;
- рассмотрение объекта налогообложения, налоговой базы;
- рассмотрение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, доходов, не облагаемых налогом;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налога;
- рассмотрение контроля налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………..5
1.1. Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц……………………………………………………………………………………5
1.2. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц, объект налогообложения, налоговая база………………………………………………….8
1.3. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, доходы, не облагаемые налогом……………………………………………………………….11
1.4. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц……………27
1.5. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЯ
20) иные доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ.
1.4. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц.
Порядок исчисления налога.
1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
4. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Дата получения дохода в виде заработной платы определяется по методу начислений (т.е. за какой период зарплата начисляется, в тот период она считается полученной). Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (фактическом получении дохода). При этом главным является то, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом только за счет денежных средств. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы такой выплаты.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога:
1) не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;
2) не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода для доходов, выплачиваемых в денежной форме из кассы;
3) не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога на доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сведения о доходах и суммах налогов налоговые агенты обязаны предоставлять не только налоговым органам, но и налогоплательщикам. В налоговые органы по месту своего учета налоговые агенты предоставляют сведения о доходах физических лиц за данный налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следует заметить, что существуют особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой.
Физические лица - индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Исчисление авансовых платежей производится налоговым органом на основании предполагаемого дохода.
1.5. Контроль налоговых органов за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц.
Камеральная налоговая проверка.
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренным НК РФ.
6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии с НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
9.1. В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Рассмотрев в данной курсовой работе налог на доходы физических лиц, можно сделать следующие краткие выводы.
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговым периодом признается календарный год.
Объектом обложения НДФЛ признаются доходы, определенные ст.208 НК РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми, у него возникло. Ставка НДФЛ зависит от вида получаемого физическим лицом дохода.
Для расчета НДФЛ определяется налоговая база: она равна сумме начисленного за налоговый период дохода работника за минусом необлагаемых доходов и стандартных и (или) имущественных налоговых вычетов. В соответствии с НК РФ каждому налогоплательщику для доходов, облагаемых по ставке 13%, предоставлено право уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму налоговых вычетов. К ним относятся: стандартные; профессиональные; имущественные; социальные. Для доходов, облагаемых по иным ставкам, налоговые вычеты не применяются.
Стандартные вычеты делятся на два типа: вычеты на самого работника (3000, 500 либо 400 руб. за каждый месяц) и на его детей (1000 руб. на каждого ребенка за каждый месяц). Стандартные вычеты предоставляют в твердой денежной сумме ежемесячно и на протяжении налогового периода они суммируются.
Бухгалтерский учет операций, связанных с НДФЛ, осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 1 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».
НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов. Ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим годом, налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов, такой, как в России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – М.:Издательство «Омега-Л», 2011 – 640 с.
2. Александров, И. М. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / И. М. Александров, - 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008 – 318 с.
3. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения [Текст]: учеб. пособие / С. В. Барулин. – М.: Экономистъ, 2006. – 319 с.
4. Барулин, С. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / С. В. Барулин, О. С. Кирилова, - М.: Экономистъ, 2006. – 398 с.
5. Евстигнеев, Е. Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев. – СПб.: Питер, 200. – 288 с.
6. Качур, О. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие / О. В. Качур. – М.: КноРус, 2007. – 304 с.
7. Мандрющенко, О. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / О. В. Мандрющенко, М. Р. Пинская. – М.: Дашков и К, 2007. – 344 с.
8. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Н. В. Миляков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 520 с.
9. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие / В. Ф. Тарасова, Л. Н. Семыкина. / 3-е изд., перераб. – М.: Дашков и К, 2008. – 320 с.
10. Шапкова, Е. Ю. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие / Е. Ю. Шапкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007. – 336 с.
11. Лермонтов, Ю. М. Представление уточненных налоговых деклараций [Текст] / Ю. М. Лермонтов // Все о налогах. – 2010. - № 1. – С. 11-14.
12. Уплата налогов в 2009 году: общемировая картина [Текст] // Налоги и налогообложение. – 2009. - № 10. – С. 49-69.