Àнтиинфляционная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 06:59, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционного регулирования в РФ.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции, выявление ее причин и последствий;
- изучение основных антиинфляционных методов;
- описание инфляционных процессов в российской экономике;
- изучение основных методов регулирования российской инфляции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….5
1.1 Сущность антиинфляционной политики……………………………..5
1.2 Виды антиинфляционной политики………………………………….6
1.3 Антиинфляционная стратегия и тактика……………………………14
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………………………………………………………….24
2.1 Особенности инфляционного процесса в России с 2000 по 2010 г..24
2.2 Основные направления экономической политики РФ на современном этапе………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 39

Работа состоит из  1 файл

антиинфляционная политика.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский Государственный

Университет Технологии и Управления

Институт экономики и права

Экономический факультет

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Допущен к защите

«___»_____2012 г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

на тему «Àнтиинфляционная политика в РФ»

 

 

 

  Студент группы №  550-1

Дугаров В.А.

                                                                               Научный руководитель:

Гыргенова Т.К.

 

 

 

Улан-Удэ

2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….5

1.1   Сущность антиинфляционной политики……………………………..5

1.2   Виды антиинфляционной политики………………………………….6

1.3   Антиинфляционная стратегия и тактика……………………………14

ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………………………………………………………….24

              2.1 Особенности инфляционного процесса в России с 2000 по 2010 г..24

              2.2 Основные направления экономической политики РФ на современном этапе………………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономической теории. Это одна из самых неприятных «болезней», поразивших хозяйство России. На эту тему выполнено много исследований и написано много статей. Ведь она стала наиболее актуальна с 1992 г. и остается таковой и сегодня. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России.

Инфляция имеет длинную историю. Принято считать, что ее появление связано с появлением денег, а значит проблема инфляции волнует человека с момента возникновения денег и денежного обращения. На протяжении многих веков представители правящих кругов и ученые многих стран мира изучают проблемы возникновения инфляции, разрабатывают методы борьбы с ней, но далеко не всегда эти методы оказываются эффективными. Это связано с тем, что инфляционные процессы в разное время и в разных странах с различными типами и уровнями развития экономики проходят по-разному. Поэтому одинаковые антиинфляционные меры в различных ситуациях могут вызвать различные, а иногда абсолютно противоположные результаты. Именно в этом и заключается основная сложность в понимании сути инфляции и разработки мер по борьбе с ней.

Несмотря на то, что вопросам инфляции экономисты уделяют большое внимание, все же эта проблема изучена далеко не полностью. Но добиться удалось уже многого: созданы различные концепции, касающиеся проблем инфляции, выделены и систематизированы основные причины ее возникновения, разработаны теоретические основы борьбы с данной проблемой.    

Моя работа посвящена изучению особенностей инфляции в России. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, так как стремление снизить денежное предложение из опасения уси­лить инфляцию не стимулирует экономический рост. Поэтому на сегодняшний день актуальным является рассмотрение существующих проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для снижения ее темпов.

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционного регулирования в РФ.

Задачами данной курсовой работы являются:

- изучение сущности, видов инфляции, выявление ее причин и последствий;

- изучение основных антиинфляционных методов;

- описание инфляционных процессов в российской экономике;

- изучение основных методов регулирования российской инфляции.

Объектом исследования является российская экономика.

Предметом работы являются инфляционные процессы в российской экономике.  

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1 Сущность антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

 

1.2 Виды антиинфляционной политики

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики:

                  Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

                  Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

                  Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

                  Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово - бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

1.                  Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2.                  Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

3.                  Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

1.                  Повышение нормы процента.

2.                  Уменьшение уровня реального объема производства.

Информация о работе Àнтиинфляционная политика в РФ