Àнтиинфляционная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 06:59, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционного регулирования в РФ.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции, выявление ее причин и последствий;
- изучение основных антиинфляционных методов;
- описание инфляционных процессов в российской экономике;
- изучение основных методов регулирования российской инфляции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………….5
1.1 Сущность антиинфляционной политики……………………………..5
1.2 Виды антиинфляционной политики………………………………….6
1.3 Антиинфляционная стратегия и тактика……………………………14
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………………………………………………………….24
2.1 Особенности инфляционного процесса в России с 2000 по 2010 г..24
2.2 Основные направления экономической политики РФ на современном этапе………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 39

Работа состоит из  1 файл

антиинфляционная политика.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

 

С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по февраль 2008 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10%). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13%. Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и аргументом о необходимости следования принципу соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Однако, по итогам года инфляция превысила 13%, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало усугублению кризисных явлений.

С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75%.

Банк России второй раз с начала 2010 года принял решение снизить ставку рефинансирования. С 29 марта ставка была понижена на 0,25 процентного пункта до 8,25 процента, говорится в официальном пресс-релизе ЦБ.

Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил исторический минимум. Предыдущий раз Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 – также на 0,25 процентного пункта.

В начале 2009 года ставка рефинансирования составляла 13 процентов годовых. На протяжении всего прошлого года ЦБ снижал ставку десять раз, реагируя таким образом на замедление темпов роста цен в стране.

Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение – что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать ставки по кредитам населению и предприятиям.

Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.

Одним из наиболее действенных инструментов антиинфляционной политики является норма обязательного резервирования. В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7%, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам – 10%. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд. руб. (примерно 5,6 млрд. долл.).

В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.

По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%. В последующие годы эта тенденция продолжилась.

Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6%.

В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5% по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5% по иностранным кредитам. Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд руб. (примерно 12 млрд долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе. С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Также одной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

В период 2000–2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.

Снижение темпов потребительской инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1%) было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.

Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности на изъятии избыточной денежной массы в условиях инфляции.

Начиная с 2000–2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы в стране (табл. 2.3) С 2001–2008 гг. денежный агрегат увеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.

 

Таблица 2.3 - Динамика изменения денежной массы и инфляции в России

Год

Денежная масса , млрд. руб.

Уровень инфляции (%)

2001

1613

18,6

2002

2135

15,1

2003

3213

12

2004

4363

11,7

2005

6045

10,9

2006

8996

9,0

2007

13272

11,9

2008

13493

13,3

2009

13161

8,8

2010

17690.2

8,8


 

В разгар кризиса – с января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с 13,5 трлн. руб. до 13,16 трлн. руб., и по итогам 2009 г. уровень инфляции снизился на 4,5 процентных пункта. Однако данное уменьшение прежде всего связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.

В декабре 2010 года рост денежной массы (агрегат М2) составил 8.9%; всего по итогам года денежная масса выросла на 28.5% или на 4 476 млрд. руб. Для сравнения, номинальный объем ВВП в 2010 году вырос всего лишь на 14.7% или на 5 694 млрд. руб. Рост денежной массы второй год подряд кардинально обгонял рост номинального ВВП, в результате монетизации экономики (М2 к ВВП), составлявшая на конец 2008 года 33%, подскочила за два года до 45%.

Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает. В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в России увеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1 раза, т.е. данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.(Рис. 2.1)

 

Рис. 2.1 - Динамика денежной массы, млрд. руб.

 

Таким образом, сжатие денежной массы не приводит к уменьшению уровня инфляции в российской экономике.

Прямым следствием проведения данной политики является демонетизации экономики, т.е. уменьшение насыщенности экономики ликвидными активами, а, следовательно, и лишение экономики внутренних резервов роста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания курсовой работы была изучена и проанализирована учебная и научная литература по теме «Антиинфляционная политика государства и ее инструменты: монетарная и налогово-бюджетная политика». В результате в теоретическую часть работы внесены наиболее значимые и актуальные вопросы: понятие инфляции и ее социально-экономические последствия, основные меры по борьбе с инфляцией, основные положения монетарной и налогово-бюджетной политики.

Из проведенного анализа антиинфляционной политики в России в 2000–2010 гг. можно сделать следующие выводы:

Инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы, что подтверждается сравнительным анализом динамики изменения денежной массы и инфляции в России.

Инфляция на потребительском рынке является следствием повышения уровня цен производителей, обусловленных инфляцией издержек. Анализируя индексы цен производства, особенно опасно повышение уровня цен в таких отраслях, как добыча топливно-энергетических ископаемых, производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов и промышленных товаров, так как рост цен в этих отраслях еще больше подогревает потребительскую инфляцию.

Для сдерживания инфляции в период 2000–2010 гг. был выбран монетаристский подход. В связи с этим антиинфляционная политика осуществлялась следующими методами: регулирование ставки рефинансирования, регулирование обязательных резервов, регулирование цен и тарифов. Также в целях изъятия избыточной денежной массы из обращения был создан Стабилизационный фонд, который в последствии был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Однако, так как инфляции в России не носит монетарного характера то применяемые меры дают результаты лишь в краткосрочном периоде.

В качестве основных направлений совершенствования государственной антиинфляционной политики в России можно предложить следующие мероприятия:

                  необходимо перейти к политике прямого таргетирования инфляции;

                  разработать механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий;

                  обеспечить правовое регулирование торговых наценок

                  для малоимущих слоев населения необходимо разработать специальные программы социальной защиты от инфляции

                  сформировать объективную информационную базу о ценах;

                  создать единое руководство антиинфляционной политикой на уровне страны.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

1.        Абрамова М.А., Шакер И.Е. «Финансы и кредит». – М.: Юриспруденция, 2009. – 324 с.

2.        Агапова Т.А., Серегина С.Р. Макроэкономика: Учебник / под общей ред. А.В. Сидоровича – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис. – 2010. – 416 с.

3.        Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2010. – с. 384

4.        Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. – М.: Инфра-М, 2010. – с. 381

5.        Вахрин П.И. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Дело, 2009. – с. 364

6.        Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учеб. для вузов. – М: ИВЦ «Маркетинг», 2010. – 502 с.

7.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.

8.        Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учебное пособие. – М.: Международные отношения. – 2010. – 398 с.

9.        Денежное обращение и банки: Учеб пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика. – 2010. – 276 с.

Информация о работе Àнтиинфляционная политика в РФ