Обязательные резервы банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание

Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по РДБ.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

       Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного  оттока наличности учитывали в своей  деятельности еще предшественники  современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел  мастера, банкирские дома. И в более  позднее время, когда появились классические коммерческие банки, но государственное регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского производства (например, необходимость страхования ликвидности кредитных институтов) требовали от банкира наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией банкира, и хранились резервы непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы кредитных институтов в среднем составляли 20-25%.

       С появлением Центральных банков и  развитием банковского регулирования  на государственном уровне создается  фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном Банке. Обязательные резервы регулируют величину остатков на резервных счетах банков в Центральном банке или условия пополнения этих счетов.

       Они развивались из необходимости для  банков иметь денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками, то есть как гарантирование фондов для погашения обязательств.

       Обязательные  резервы выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме (что часто подчеркивается исследователями) в виде вкладов в Центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств.

       В настоящие время минимальные  резервные требования к кредитным  институтам применяются практически  во всех странах с рыночной экономикой. Эффективность этого инструмента  денежно - кредитного регулирования  подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита ( в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.

       В России минимальные резервные требования применяются также как источник погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций(статья 38 закона «О Центральном Банке России»). Тем не менее, на практике процедура возврата денежных средств кредиторами из резервного фонда банка в Центральном Банке четко регламентирована.

       В Современной практике минимальные  резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования  для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения темпов роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков. 
 

 
 
 
    1. Сущность, функции и роль обязательных резервов

      1.1 Назначение обязательных  резервов  

       Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

       Считается, что изначально обязательное резервирование появилось как необходимость  для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов  по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками.

       В России, например, еще в 1883 г. Государственный  совет принял закон, в котором  было установлено правило: наличные суммы денежных средств в кассе  коммерческих банков вместе с помещенными  на его текущем счете в Государственном банке средствами должны составлять не менее 10% обязательств банка. Это правило было установлено в целях повышения ликвидности банков, однако оно близко к содержанию обязательного резервирования.

       В настоящее время нормы обязательных резервов, прежде всего, применяются для регулирования денежной массы в обращении. В соответствии с теорией о мультипликационном расширении банковских депозитов, появившейся в начале XX в., депозитно-ссудные операции коммерческих банков оказывают мультипликационный эффект, вызывающий рост денежной массы. Так, влияя на динамику депозитов банков, центральный банк управляет их активными, прежде всего ссудными операциями, а через них - денежной массой, поскольку важнейшим ее источником является банковский кредит.

       Применение норм обязательного резервирования призвано сократить мультипликационный эффект расширения депозитов путем воздействия на объем свободных ресурсов банков в целях поддержания денежной массы на необходимом центральному банку уровне. Контролируя денежную массу и управляя ею, центральный банк воздействует на уровень экономической активности в стране и ограничивает темпы инфляции. Изменяя денежную массу с помощью нормы обязательных резервов, центральный банк воздействует также на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

       Таким образом, обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.

       Тем не менее, регулирующим органам необходимо учитывать значительные недостатки этого инструмента: удорожающее воздействие на банковские ресурсы, (фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый характер обязательных резервов, а также дестабилизирующее банковскую систему воздействие при малейшем изменении существующего порядка и нормы резервирования.

       В мире существует много различных  моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов. Составляющие элементы системы представлены на схеме.

 

       

       Обязательные  резервы представляют собой активы, которые поддерживаются кредитными институтами в соответствии с нормативными указаниями большей частью в виде вкладов на счетах в центральном банке. Указанные резервы рассчитываются, как правило, по отношению к определенным видам балансовых обязательств кредитного института на основе устанавливаемых центральным банком ставок (нормативов или квот) обязательного резервирования. Регулирование условий обязательного резервирования представляет собой политику обязательных резервов центрального банка.

       С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов пруденциального контроля (в частности, базовых принципов Базельского комитета) обязательные резервы перестали использоваться для решения указанных задач. В настоящее время политика обязательных резервов центральных банков развитых стран проводится только в целях денежной политики. И в этой своей функции обязательное резервирование - относительно новый инструмент в арсенале центральных банков.

       В 70-80 гг. XX в. происходило совершенствование различных практических аспектов функционирования системы обязательных резервов. Центральные банки большинства развитых стран сформировали свой подход к решению таких вопросов, как определение круга субъектов обязательного резервирования (коммерческие банки и прочие кредитные организации, резиденты и нерезиденты, филиалы), состав объектов резервирования (перечень балансовых счетов, по которым устанавливаются резервные требования), оптимальный размер нормативов обязательных резервов, формы поддержания указанных резервов (вклады на счетах в центральном банке, вложения в ценные бумаги, кассовая наличность) и др.

       В указанный период шла дискуссия  относительно целесообразности использования  различного рода дифференциаций резервных  ставок и возможности предоставления преференций, а также мер по предотвращению уклонения от выполнения обязательных резервных требований. Можно констатировать, что данные вопросы организации обязательного резервирования практически решены зарубежными центральными банками. В результате принятых решений были внесены многочисленные коррективы в организацию системы обязательных резервов центральных банков развитых стран, которые обеспечили ее приспособление к изменяющимся рыночным условиям и способствовали сохранению действенности этого инструмента денежной политики.

       Несмотря  на произошедшие изменения, ни один из инструментов денежной политики не подвергается такой критике (как относительно уровня ставок, так и относительно целесообразности данных резервов) со стороны представителей банковского сообщества и экономистов-исследователей, как обязательные резервы. И этому, безусловно, есть свои причины, которые, в первую очередь, связаны со спецификой самого обязательного резервирования. В отличие от постоянно действующих механизмов и операций открытого рынка, которые не посягают на банковскую ликвидность и используются по инициативе самих кредитных организаций, обязательные резервы предполагают принудительное изъятие центральным банком части их свободных резервов. Директивный характер обязательных резервов в определенной мере сближает обязательное резервирование с инструментами прямого действия, что также накладывает на функционирование системы обязательного резервирования негативный отпечаток. 

    1.   Основные термины

       Резервные требования (норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России) – размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам КО, установленный Советом директоров Банка России.

       Резервируемые обязательства – обязательства КО в рублях и валюте, состав которых определен в главе 2 Положения № 342.

       Уполномоченное  учреждение Банка России – экономическое подразделение ТУ Банка России, отделение, операционное управление, ГРКЦ, РКЦ Банка России, осуществляющие одну или нескольких из следующих функций: регулирования размера обязательных резервов; контроля за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, в том числе проведение соответствующих проверок; применения мер воздействия к КО за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов, в том числе штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов.

       Отчетный  период – период с 1-го числа отчетного месяца по 1-е число месяца, следующего за отчетным, включительно. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов отчетный период устанавливает Банк России.

       Нормативная величина обязательных резервов – сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России за отчетный период. Рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения в порядке, установленном в главе 3 Положения № 342, части наличных рублей в кассе КО.

       Период  усреднения – период с 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по 10-е число 2-го месяца, следующего за отчетным, включительно. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов период усреднения устанавливает Банк России.

       Коэффициент усреднения – числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов.

       Усредненная величина обязательных резервов – сумма резервов, рассчитываемая путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине резервов, подлежащая поддержанию на корреспондентском счете в течение периода усреднения в порядке, предусмотренном в главе 5 Положения № 342.

       Расчетная величина обязательных резервов – сумма обязательных резервов, рассчитываемая как разность между нормативной и усредненной величинами резервов, подлежащая депонированию.

       Регулирование размера обязательных резервов – мероприятия, осуществляемые уполномоченным учреждением Банка России в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ, расчетной величине указанных резервов, в том числе проведение перерасчета по резервам за отчетный период и по результатам проверок, а также контроль за поддержанием кредитной организацией усредненной величины резервов на корреспондентском счете в периоде усреднения.

Информация о работе Обязательные резервы банков