Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:11, курсовая работа
Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.
Введение
Необходимость
формирования резервов на случай непредвиденного
оттока наличности учитывали в своей
деятельности еще предшественники
современных кредитных
С
появлением Центральных банков и
развитием банковского
Они развивались из необходимости для банков иметь денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками, то есть как гарантирование фондов для погашения обязательств.
Обязательные резервы выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме (что часто подчеркивается исследователями) в виде вкладов в Центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств.
В
настоящие время минимальные
резервные требования к кредитным
институтам применяются практически
во всех странах с рыночной экономикой.
Эффективность этого
В
России минимальные резервные
В
Современной практике минимальные
резервные требования используются
преимущественно в
1.1
Назначение обязательных
резервов
Традиционно обязательные резервы рассматриваются в качестве неотъемлемого элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.
Считается, что изначально обязательное резервирование появилось как необходимость для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками.
В
России, например, еще в 1883 г. Государственный
совет принял закон, в котором
было установлено правило: наличные
суммы денежных средств в кассе
коммерческих банков вместе с помещенными
на его текущем счете в
В
настоящее время нормы
Применение норм обязательного резервирования призвано сократить мультипликационный эффект расширения депозитов путем воздействия на объем свободных ресурсов банков в целях поддержания денежной массы на необходимом центральному банку уровне. Контролируя денежную массу и управляя ею, центральный банк воздействует на уровень экономической активности в стране и ограничивает темпы инфляции. Изменяя денежную массу с помощью нормы обязательных резервов, центральный банк воздействует также на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Таким образом, обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.
Тем не менее, регулирующим органам необходимо учитывать значительные недостатки этого инструмента: удорожающее воздействие на банковские ресурсы, (фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый характер обязательных резервов, а также дестабилизирующее банковскую систему воздействие при малейшем изменении существующего порядка и нормы резервирования.
В
мире существует много различных
моделей обязательного
Обязательные резервы представляют собой активы, которые поддерживаются кредитными институтами в соответствии с нормативными указаниями большей частью в виде вкладов на счетах в центральном банке. Указанные резервы рассчитываются, как правило, по отношению к определенным видам балансовых обязательств кредитного института на основе устанавливаемых центральным банком ставок (нормативов или квот) обязательного резервирования. Регулирование условий обязательного резервирования представляет собой политику обязательных резервов центрального банка.
С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов пруденциального контроля (в частности, базовых принципов Базельского комитета) обязательные резервы перестали использоваться для решения указанных задач. В настоящее время политика обязательных резервов центральных банков развитых стран проводится только в целях денежной политики. И в этой своей функции обязательное резервирование - относительно новый инструмент в арсенале центральных банков.
В 70-80 гг. XX в. происходило совершенствование различных практических аспектов функционирования системы обязательных резервов. Центральные банки большинства развитых стран сформировали свой подход к решению таких вопросов, как определение круга субъектов обязательного резервирования (коммерческие банки и прочие кредитные организации, резиденты и нерезиденты, филиалы), состав объектов резервирования (перечень балансовых счетов, по которым устанавливаются резервные требования), оптимальный размер нормативов обязательных резервов, формы поддержания указанных резервов (вклады на счетах в центральном банке, вложения в ценные бумаги, кассовая наличность) и др.
В указанный период шла дискуссия относительно целесообразности использования различного рода дифференциаций резервных ставок и возможности предоставления преференций, а также мер по предотвращению уклонения от выполнения обязательных резервных требований. Можно констатировать, что данные вопросы организации обязательного резервирования практически решены зарубежными центральными банками. В результате принятых решений были внесены многочисленные коррективы в организацию системы обязательных резервов центральных банков развитых стран, которые обеспечили ее приспособление к изменяющимся рыночным условиям и способствовали сохранению действенности этого инструмента денежной политики.
Несмотря
на произошедшие изменения, ни один из
инструментов денежной политики не подвергается
такой критике (как относительно уровня
ставок, так и относительно целесообразности
данных резервов) со стороны представителей
банковского сообщества и экономистов-исследователей,
как обязательные резервы. И этому, безусловно,
есть свои причины, которые, в первую очередь,
связаны со спецификой самого обязательного
резервирования. В отличие от постоянно
действующих механизмов и операций открытого
рынка, которые не посягают на банковскую
ликвидность и используются по инициативе
самих кредитных организаций, обязательные
резервы предполагают принудительное
изъятие центральным банком части их свободных
резервов. Директивный характер обязательных
резервов в определенной мере сближает
обязательное резервирование с инструментами
прямого действия, что также накладывает
на функционирование системы обязательного
резервирования негативный отпечаток.
Резервные требования (норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России) – размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам КО, установленный Советом директоров Банка России.
Резервируемые обязательства – обязательства КО в рублях и валюте, состав которых определен в главе 2 Положения № 342.
Уполномоченное учреждение Банка России – экономическое подразделение ТУ Банка России, отделение, операционное управление, ГРКЦ, РКЦ Банка России, осуществляющие одну или нескольких из следующих функций: регулирования размера обязательных резервов; контроля за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, в том числе проведение соответствующих проверок; применения мер воздействия к КО за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов, в том числе штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов.
Отчетный период – период с 1-го числа отчетного месяца по 1-е число месяца, следующего за отчетным, включительно. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов отчетный период устанавливает Банк России.
Нормативная величина обязательных резервов – сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России за отчетный период. Рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения в порядке, установленном в главе 3 Положения № 342, части наличных рублей в кассе КО.
Период усреднения – период с 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по 10-е число 2-го месяца, следующего за отчетным, включительно. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов период усреднения устанавливает Банк России.
Коэффициент усреднения – числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов.
Усредненная величина обязательных резервов – сумма резервов, рассчитываемая путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине резервов, подлежащая поддержанию на корреспондентском счете в течение периода усреднения в порядке, предусмотренном в главе 5 Положения № 342.
Расчетная величина обязательных резервов – сумма обязательных резервов, рассчитываемая как разность между нормативной и усредненной величинами резервов, подлежащая депонированию.
Регулирование размера обязательных резервов – мероприятия, осуществляемые уполномоченным учреждением Банка России в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ, расчетной величине указанных резервов, в том числе проведение перерасчета по резервам за отчетный период и по результатам проверок, а также контроль за поддержанием кредитной организацией усредненной величины резервов на корреспондентском счете в периоде усреднения.